Урок математики по теме "Смешанные числа"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Привести в систему знания об обыкновенных дробях, смешанных числах, закрепить умения работы с обыкновенными дробями и подготовить обучающихся к восприятию темы «Сложение и вычитание смешанных чисел», обучение с логико- смысловой моделью;
  2. Активизация мыслительной деятельности обучающихся; умения устанавливать связи и отношения, анализа; проводить обобщения; умение переносить знания в новую ситуацию;
  3. Привитие аккуратности, математической грамотности; поиск методов сотрудничества; развитие творческих способностей.

Оборудование: мультимедиа-проектор, интерактивная доска; заготовки схемы логико-смысловой модели (ЛСМ); тесты.

План урока: (слайд 3)

  1. Мотивация урока.
  2. Привлекательная цель.
  3. Своя опора.
  4. Лови ошибку!
  5. Физкультминутка.
  6. Программируемый опрос.
  7. Выход за пределы.
  8. Задачи из истории.
  9. Идеальное задание.

Ход урока

Приветствие всех находящихся на уроке.

Тема урока «Смешанные числа». (слайд 2)

Мотивация урока: Человек живет на планете не один. Одному не выжить. Когда кто-то отстал или не понял материал, ему необходима помощь. Эта помощь может прийти от друзей.

Сегодня эта помощь может понадобиться всем нам. (слайд 4)

Итак, привлекательная цель урока: привести в систему знания об обыкновенных дробях и смешанных числах, подготовка к изучению следующей темы «Сложение и вычитание чисел». Запишем в тетрадях число, классная работа, тему урока.

У каждого из вас на партах находятся листы с красным уголком. Здесь изображен «паучок», который называют логико-смысловая модель. Нам ее вместе предстоит сегодня заполнить. Это будет в дальнейшем ваша универсальная опора в учебе. (заготовки логико-смысловой модели (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) (слайд 5)

Ни костяшек, ни ручек, ни мела –
Устный счет. Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица.
Устный счет! Мы считаем в уме.

Своя опора. Без этой опоры мы не сможем подойти к изучению новой темы.

  1. Беседа по вопросам теории (фронтальный опрос)
  2. Что называют долями? (равные части целого)
  3. Как называют доли ½; ⅓ ; ¼ ? (половина, треть, четверть)
  4. Как можно назвать их одним словом? (дробь)
  5. Как называют число 3 и число 4 в записи вида ¾ ? (числитель и знаменатель)
  6. Прочитайте число 4⅞ Как это число? Как называют 4 и ⅞ ? (смешанное, целая и дробная части)
  1. Обратимся к нашему «паучку» и заполним узелки координаты № 1. (На слайде 5 заполняем вместе К№ 1) Как понятия мы повторили? (узелки: ДОЛЯ, ДРОБЬ, ЧИСЛИТЕЛЬ, ЗНАМЕНАТЕЛЬ)
  2. Какие виды дробей вы знаете? ( правильные, неправильные, смешанные числа)
  3. Какие дроби правильными, какие неправильные? (дроби, где числитель меньше знаменателя – правильная, а если числитель больше знаменателя – неправильная)
  4. Работаем с листочками, в правом верхнем углу находится синий квадрат. (Записи в тетрадях)

а) представить в виде неправильных дробей следующие числа: (слайд 6)

1 ⅞ ; 2¾ ; 5⅓ ; 1⅝ ; 3⅔ ; 2¼ ; 1½ ; 3⅝ ; 4⅔ .

б) представить в виде смешанных чисел неправильные дроби: (слайд 7)

Как вы это делали? Объясните, пожалуйста.

Снова обратимся к логико –смысловой модели. (слайд 5)

Заполним К 2 – ВИДЫ : правильные, неправильные, смешанные числа.

И заполним 3 узелка координаты К3, для чего вспомним следующие правила:

  • Как сложить две дроби с одинаковыми знаменателями?
  • Как вычитают дроби с одинаковыми знаменателями?
  • Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями?

А сейчас лови ошибку!

Дикобраз в подарок сыну
Сделал счетную машину.
К сожалению, она
Недостаточно точна.
Результаты перед вами –
Все исправим сами.

(слайд 8)

  • Сколько примеров в данном задании? (5)
  • Какая часть примеров с ошибками? (вторая)
  • Исправьте ошибки в данных примерах.
  • Какая часть примеров решена верно? (третья)
  • Какие числа получились?

Марк Цицерон – древнеримский политический деятель, оратор, писатель говорил: «Без знания дробей никто не может признаваться сведущим в арифметике». Убедимся в этом. Я – читаю вам следующие задачи, вам необходимо их решить с записью в тетрадях.

  1. Найти ⅝ числа 64. (40)
  2. Как найти число, ⅔ которого равны 48? (72)
  3. Найти ⅓ числа 123. (41)
  4. Найти число, ¾ которого равны 124? (93)
  5. Решить уравнение: Х: ⅜ = 24 (9)

К какому типу задач относятся эти задачи? (задачи на нахождение дроби от числа и нахождение числа по его дроби)

Заполним узелки на ЛСМ координаты К4: НАХОЖДЕНИЕ ДРОБИ ОТ ЧИСЛА; НАХОЖДЕНИЕ ЧИСЛА ПО ЕГО ДРОБИ. (слайд 5)

А теперь – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз – вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
И работу продолжать – это «семь».

Программируемый опрос. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Вам предлагаются тестовые задания по вариантам, выбрав правильный ответ и обвести кружком необходимую букву. Справа от заданий стоят баллы, итоговый балл – ваша оценка.

Поднимите руки, у кого:

  • 19- 21 балл – оценка «5»
  • 15 – 18 баллов – оценка «4»
  • 11-14 баллов – оценка «3»
  • меньше или равно 10 баллам – оценка «2».

Наступило время выхода за пределы нашего учебника. Прослушайте следующую задачу и решите ее.

В 2009 году 54 газеты издавались на русском языке, 21 – на башкирском языке, 14 – на татарском языке, по одной – на марийском, чувашском, удмуртском языках, 47- со смешанным языком издания. Определите, какую часть газет составили газеты на каждом языке.

Решаем с комментированием, а решение запишите в тетрадях.

Мы подошли к задачам из истории.

Особый интерес вызывают дроби, знаменатели которых делятся на 60: 1/60; 1/360; 1/3600; и т.д. Этими дробями пользовались астрономы всех народов вплоть до 16 века. Эти дроби также применялись в вычислительных задачах геометрии и алгебры, в теории музыки, в физике. С их помощью отсчитывали временные такты, ведь не случайно одна минута 1/60 часть часа, 1 секунда – это 1/3600 часть часа.

Римляне пользовались дробями, носившими название «унция». Эта дробь, у которой числитель 1, а знаменатель – 12. Дроби со знаменателем 12, вероятно, появились из –за деления года на 12 месяцев, которое было принято с древних времен у римлян.

Выразите в унциях: половину, треть, четверть. (6, 4, 3 унции)

Теперь вернемся к нашему «паучку» и заполним узелки координат К5 – СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАЧ (алгебра, геометрия, физика); К6 – ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ (архитектура, астрономия, медицина, музыка); К7 – ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ (Древний Рим, Италия).

(слайд 5)

Остальные узелки вы заполните в дальнейшем по мере изучения нового о дробях.

Вы видите, в жизни без дробей не обойтись.

Кто назовет еще один пример применения дробей? Да, это и песни, и стихи, и сказки, но еще и кулинария.

Предлагаю записать в тетрадях рецепт бабушкиного печенья. Кратко запишите, что необходимо для этого взять и в каком количестве в виде дробей.

Взять треть чайной ложки соды, полчайной ложки соли, три четверти пачки маргарина, полтора стакана сахара, тринадцать десятых килограмма муки. Замесить мягкое тесто, выложить его в форму и поставить на четверть часа в разогретую духовку.

Не забудьте про печенье, занявшись другими делами. Это и будет для вас идеальное задание.

Получится у того, кто с дробями справится.

А также вам предстоит написать либо небольшое сочинение, либо стихи, либо составить кроссворд по теме «Дроби».

Осталось заполнить на нашем «паучке» координату К8: НАШЕ ТВОРЧЕСТВО (стихи, сказки, кроссворд, песни). (слайд 5)

Оценки – по вашей активности, результатам теста.

Работали сегодня активно, МОЛОДЦЫ!!!

Благодарю за внимание!

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)