ЦЕЛИ УРОКА:
- Привести в систему знания об обыкновенных дробях, смешанных числах, закрепить умения работы с обыкновенными дробями и подготовить обучающихся к восприятию темы «Сложение и вычитание смешанных чисел», обучение с логико- смысловой моделью;
- Активизация мыслительной деятельности обучающихся; умения устанавливать связи и отношения, анализа; проводить обобщения; умение переносить знания в новую ситуацию;
- Привитие аккуратности, математической грамотности; поиск методов сотрудничества; развитие творческих способностей.
Оборудование: мультимедиа-проектор, интерактивная доска; заготовки схемы логико-смысловой модели (ЛСМ); тесты.
План урока: (слайд 3)
- Мотивация урока.
- Привлекательная цель.
- Своя опора.
- Лови ошибку!
- Физкультминутка.
- Программируемый опрос.
- Выход за пределы.
- Задачи из истории.
- Идеальное задание.
Ход урока
Приветствие всех находящихся на уроке.
Тема урока «Смешанные числа». (слайд 2)
Мотивация урока: Человек живет на планете не один. Одному не выжить. Когда кто-то отстал или не понял материал, ему необходима помощь. Эта помощь может прийти от друзей.
Сегодня эта помощь может понадобиться всем нам. (слайд 4)
Итак, привлекательная цель урока: привести в систему знания об обыкновенных дробях и смешанных числах, подготовка к изучению следующей темы «Сложение и вычитание чисел». Запишем в тетрадях число, классная работа, тему урока.
У каждого из вас на партах находятся листы с красным уголком. Здесь изображен «паучок», который называют логико-смысловая модель. Нам ее вместе предстоит сегодня заполнить. Это будет в дальнейшем ваша универсальная опора в учебе. (заготовки логико-смысловой модели (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) (слайд 5)
Ни костяшек, ни ручек, ни мела –
Устный счет. Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица.
Устный счет! Мы считаем в уме.
Своя опора. Без этой опоры мы не сможем подойти к изучению новой темы.
- Беседа по вопросам теории (фронтальный опрос)
- Что называют долями? (равные части целого)
- Как называют доли ½; ⅓ ; ¼ ? (половина, треть, четверть)
- Как можно назвать их одним словом? (дробь)
- Как называют число 3 и число 4 в записи вида ¾ ? (числитель и знаменатель)
- Прочитайте число 4⅞ Как это число? Как называют 4 и ⅞ ? (смешанное, целая и дробная части)
- Обратимся к нашему «паучку» и заполним узелки координаты № 1. (На слайде 5 заполняем вместе К№ 1) Как понятия мы повторили? (узелки: ДОЛЯ, ДРОБЬ, ЧИСЛИТЕЛЬ, ЗНАМЕНАТЕЛЬ)
- Какие виды дробей вы знаете? ( правильные, неправильные, смешанные числа)
- Какие дроби правильными, какие неправильные? (дроби, где числитель меньше знаменателя – правильная, а если числитель больше знаменателя – неправильная)
- Работаем с листочками, в правом верхнем углу находится синий квадрат. (Записи в тетрадях)
а) представить в виде неправильных дробей следующие числа: (слайд 6)
1 ⅞ ; 2¾ ; 5⅓ ; 1⅝ ; 3⅔ ; 2¼ ; 1½ ; 3⅝ ; 4⅔ .
б) представить в виде смешанных чисел неправильные дроби: (слайд 7)
Как вы это делали? Объясните, пожалуйста.
Снова обратимся к логико –смысловой модели. (слайд 5)
Заполним К 2 – ВИДЫ : правильные, неправильные, смешанные числа.
И заполним 3 узелка координаты К3, для чего вспомним следующие правила:
- Как сложить две дроби с одинаковыми знаменателями?
- Как вычитают дроби с одинаковыми знаменателями?
- Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями?
А сейчас лови ошибку!
Дикобраз в подарок сыну
Сделал счетную машину.
К сожалению, она
Недостаточно точна.
Результаты перед вами –
Все исправим сами.
(слайд 8)
- Сколько примеров в данном задании? (5)
- Какая часть примеров с ошибками? (вторая)
- Исправьте ошибки в данных примерах.
- Какая часть примеров решена верно? (третья)
- Какие числа получились?
Марк Цицерон – древнеримский политический деятель, оратор, писатель говорил: «Без знания дробей никто не может признаваться сведущим в арифметике». Убедимся в этом. Я – читаю вам следующие задачи, вам необходимо их решить с записью в тетрадях.
- Найти ⅝ числа 64. (40)
- Как найти число, ⅔ которого равны 48? (72)
- Найти ⅓ числа 123. (41)
- Найти число, ¾ которого равны 124? (93)
- Решить уравнение: Х: ⅜ = 24 (9)
К какому типу задач относятся эти задачи? (задачи на нахождение дроби от числа и нахождение числа по его дроби)
Заполним узелки на ЛСМ координаты К4: НАХОЖДЕНИЕ ДРОБИ ОТ ЧИСЛА; НАХОЖДЕНИЕ ЧИСЛА ПО ЕГО ДРОБИ. (слайд 5)
А теперь – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз – вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
И работу продолжать – это «семь».
Программируемый опрос. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Вам предлагаются тестовые задания по вариантам, выбрав правильный ответ и обвести кружком необходимую букву. Справа от заданий стоят баллы, итоговый балл – ваша оценка.
Поднимите руки, у кого:
- 19- 21 балл – оценка «5»
- 15 – 18 баллов – оценка «4»
- 11-14 баллов – оценка «3»
- меньше или равно 10 баллам – оценка «2».
Наступило время выхода за пределы нашего учебника. Прослушайте следующую задачу и решите ее.
В 2009 году 54 газеты издавались на русском языке, 21 – на башкирском языке, 14 – на татарском языке, по одной – на марийском, чувашском, удмуртском языках, 47- со смешанным языком издания. Определите, какую часть газет составили газеты на каждом языке.
Решаем с комментированием, а решение запишите в тетрадях.
Мы подошли к задачам из истории.
Особый интерес вызывают дроби, знаменатели которых делятся на 60: 1/60; 1/360; 1/3600; и т.д. Этими дробями пользовались астрономы всех народов вплоть до 16 века. Эти дроби также применялись в вычислительных задачах геометрии и алгебры, в теории музыки, в физике. С их помощью отсчитывали временные такты, ведь не случайно одна минута 1/60 часть часа, 1 секунда – это 1/3600 часть часа.
Римляне пользовались дробями, носившими название «унция». Эта дробь, у которой числитель 1, а знаменатель – 12. Дроби со знаменателем 12, вероятно, появились из –за деления года на 12 месяцев, которое было принято с древних времен у римлян.
Выразите в унциях: половину, треть, четверть. (6, 4, 3 унции)
Теперь вернемся к нашему «паучку» и заполним узелки координат К5 – СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАЧ (алгебра, геометрия, физика); К6 – ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ (архитектура, астрономия, медицина, музыка); К7 – ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ (Древний Рим, Италия).
(слайд 5)
Остальные узелки вы заполните в дальнейшем по мере изучения нового о дробях.
Вы видите, в жизни без дробей не обойтись.
Кто назовет еще один пример применения дробей? Да, это и песни, и стихи, и сказки, но еще и кулинария.
Предлагаю записать в тетрадях рецепт бабушкиного печенья. Кратко запишите, что необходимо для этого взять и в каком количестве в виде дробей.
Взять треть чайной ложки соды, полчайной ложки соли, три четверти пачки маргарина, полтора стакана сахара, тринадцать десятых килограмма муки. Замесить мягкое тесто, выложить его в форму и поставить на четверть часа в разогретую духовку.
Не забудьте про печенье, занявшись другими делами. Это и будет для вас идеальное задание.
Получится у того, кто с дробями справится.
А также вам предстоит написать либо небольшое сочинение, либо стихи, либо составить кроссворд по теме «Дроби».
Осталось заполнить на нашем «паучке» координату К8: НАШЕ ТВОРЧЕСТВО (стихи, сказки, кроссворд, песни). (слайд 5)
Оценки – по вашей активности, результатам теста.
Работали сегодня активно, МОЛОДЦЫ!!!
Благодарю за внимание!