Цели урока:
- Конкретизировать представления учащихся о строении слова, его значимых частях; формировать умение образовывать однокоренные слова при помощи данных суффиксов
- Уточнять представление учащихся о суффиксе как части основы слова, которая может придать слову оттенки значений или образовывать слово с новым значением, развивать память, орфографическую зоркость.
- Воспитывать чувство товарищества, уважения к друг другу прекрасному.
Оборудование: карточки с заданиями, опорные схемы, музыкальное оформление, мультимедиа.
Ход урока
I. Организация класса
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Фронтальный опрос
III. Постановка темы и задач урока Слайд 1.
– Вот и мы с вами сегодня будем немножко волшебниками и при помощи волшебства суффикса будем превращать одни существительные в другие, придавать разные значения существительным и, даже, превратим существительное в другие части речи.
Всё на свете из чего-либо состоит:
- облако из капель воды;
- лес – из деревьев.
Наша речь состоит из … (предложений), а предложения состоят из … (слов).
А слова имеют свой строительный материал.
Сегодня мы продолжим работу по теме “Словообразование” и уточним представление о суффиксе, как части основы.
IV. Чистописание Слайд 2.
Запишите число:
Пятое декабря.
Классная работа.
Учёные черепахи читали сказочку.
– В предложении говорится об учёных черепахах, значит они уже какие? (большие, взрослые).
– А если бы речь шла о маленьких зверьках, как бы вы сказали? (черепашки, черепашата и т.д.)
Сравниваем слова, анализируем, при помощи чего образовалось новое слово.
Прочитайте предложение для каллиграфического написания.
Обратите внимание на соединение букв. Спишите его.
(1 ученик выходит к доске и выполняет синтаксический разбор.)
– Какое это предложение: повествовательное, невосклицательное, распространённое, с второстепенными членами.
Учитель.
– Какое слово в предложении состоит из одного корня?
– От каких корней образованы слова черепахи и сказочку?
– Какую работу выполнили суффиксы в словах? (При помощи суффиксов образовались слова с новым значением.)
V. Словарная работа Слайд 3
(Записывают слова с презентации)
Индивидуальная работа.
(1 ученик работает самостоятельно у доски, работает по индивидуальному заданию.)
Индивидуальное задание. Замени предложение, одним словом. В записанном слове отдели основу от окончания, выдели корень.
- Дорога, проложенная по снегу.
- Место, жильё, где зимуют люди.
- Человек, который находится где-нибудь на зимовке вдали от населённых мест.
(1 ученик работает у доски совместно с классом.)
Слова, записанные учеником, разбираются по составу.
Запишите слово ЗИМА.
– Какое правило применяем при его написании?
– Образуйте от данного существительного, однокоренное прилагательное мужского рода.
– Образуйте однокоренной глагол в форме настоящего времени.
– Образуйте однокоренное существительное с ласкательным оттенком.
Вывод. Как пишутся корни в однокоренных словах?
Проверка инд. работы.
– Какие слова записал? (Зимник, зимовка, зимовщик)
Вывод. Являются ли записанные слова однокоренными по отношению к словам зимний, зимует, зимушка ?
Опорная схема №2
VI. Знакомство с новым материалом
Учитель читает загадки.
1. Чтобы почва не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.
– О ком говорится в загадке?
– Запишите слово.
– Отделите окончание от основы, выделите корень.
МОРОЗ
– Образовать существительное при помощи суффикса -ИК-.
– Выделить суффикс.
– Какой оттенок он придал слову? (Уменьшительно-ласкательный)
– Образовать существительное при помощи суффикса -ИЩ-.
– Какой оттенок он придал слову? (Увеличительный)
Вывод.
– Какая роль принадлежит суффиксам в словообразовании?
Опорная схема № 3.
2. Послушайте ещё одну загадку и подумайте, какие слова звучали с уменьшительно-ласкательным значением?
Покружилась звёздочка,
В воздухе немножко,
Села и растаяла,
На моей ладошке.
– О чём говорится в загадке?
– Каким словам суффикс придал ласковый оттенок?
VII. Работа по учебнику с.129, у. 99 Слайд 4
VIII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
При произношении слов с оттенком уменьшительно – ласкательным или уменьшительным – приседайте, увеличительным или пренебрежительным – поднимайте руки вверх и делайте хлопок:
Портфельчик, книжечка, книжища, портфелище, домище, голубок, бабулечка, зёрнышки, медведище, медвежонок, рубашонка.
3. Учитель читает стих.
Светло – пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Учитель. Одна из снежинок, как в волшебной сказке оказалась в нашем классе. Слайд 5.
От заданных слов, при помощи суффиксов, образовать новые слова и записать.
Суффиксы выделить.
Вывод-обобщение на стр. 130 правило
Какой оттенок значения дали суффиксы словам?
– Уменьшительно – ласкательный;
– Увеличительный;
– Пренебрежительный.
Суффиксы очень разнообразны по своим значениям.
IХ. Самостоятельная работа с творческим заданием Слайд 6
Перед вами текст под названием “Сказка о зимнем лесе”. (работа в парах)
Сказка о зимнем лесе
Жили-были на лесной опушке: ёлки___________ – зелёные иголки ____________ , берёзы _______________ – белоствольные красавицы и маленькие колючие кусты шиповника.
Жили они – не тужили, да пришло время Нового года. И задумались наши друзья, в каких нарядах Новый год встречать? И позвали себе на помощь королеву снега Зиму _____________. Всю ночь трудилась королева, уж так старалась!
Принакрыла белоснежным покрывалом зелёные ёлки_________и стоят они, будто Снегурки _______________. А берёзы ____________убрала в жемчуга и бриллианты. Они так и сверкают на солнце. А маленькие кусты ______________ шиповника, словно Гномы: на каждой ягоде ____________ – белая шапка_______________. Закружились счастливые друзья в новогоднем карнавале.
И я там был, под ёлкой _____________ сидел, жемчуга собирал и с гномами плясал, чуть валенки _______________ не стоптал.
Прочитайте его. Хотелось ли вам в нём что-нибудь изменить? Придать некоторым словам другой оттенок.
– Постарайтесь изменить его так, Чтобы его содержание.
Было более эмоционально выражено.
Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла Времена года “Декабрь”.
Самостоятельная работа.
Проверка работ и выводы учащихся.
– Какой текст получился после его изменения?
– Что нового вы узнали о суффиксах?
– Суффиксы учат видеть нас характер слов,
– Помогают ярче выразить свои эмоции;
– Точнее передать смысл высказывания.
Опорная схема №5
X. Закрепление пройденного материала
XI. Подведение итога урока.
– Над какой темой сегодня продолжили работу?
– Какая морфема служит для образования новых слов?
– О какой новой роли суффикса в слове мы сегодня говорили?
Работу по данной теме мы продолжим на последующих уроках и узнаем о новых значениях, которые суффиксы могут вносить в слова.
Спасибо за работу!
ХII. Домашнее задание
С. 130 – правило, с. 131, упр. 103.