Задачи:
- В ходе совместной и индивидуальной деятельности учащихся выявить и охарактеризовать причины восстаний;
- Способствовать продолжению формирования умения давать характеристику историческим деятелям;
- Продолжить работу по развитию умения сравнивать через сопоставление причин, хода, личностей руководителя и результаты восстаний;
- Развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника, оформлять материал в таблице;
- Способствовать развитию самоопределения через возможность самостоятельного выбора заданий по силам, самооценки и самоконтроля через самостоятельный учет набранных баллов.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный,
поисково-проблемно-поисковый, самостоятельной
работы, контроля и самоконтроля.
Формы работы: групповая, парная, фронтальная,
дифференцированная. (Классификация методов и
форм: Галкина Т.И. Сухенко Н.В. Организация и
содержание методической работы в современной
школе: книга современного завуча. Ростов н/Д:
Феникс, 2006.
Ход урока:
1.Этап проверки усвоения знаний по предыдущим темам курса.
1.1. Уровень С
Охарактеризовать личность народной героини Франции Жанны Д,Арк и её роль в освобождении Франции (после озвучивания вопроса учащемуся предоставляется возможность подготовиться к ответу, остальные учащиеся в это время решают задания по выбору).
1.2 Уровень С
Подготовить вопросы интервью с Жанной Д,Арк.
1.3. Уровень В
Соотнесите даты и события из истории Франции и Англии накануне Столетней войны и во время неё.
а)1340 | а) созыв первого парламента в Англии |
б)1337 | б) созыв первых Генеральных штатов |
в)1302 | в) снятие осады Орлеана |
г)1265 | г) морское сражение у Слейса |
д)1429 | д)начало Столетней войны |
Ключ: а-г; б-д; в-б; г-а; д-в.
Те, у кого пять правильных ответов получают 3+, три-четыре-2+,один-два-1+
1.4. Задание по выбору для работы в паре.
Учащимся предлагается пять понятий. Они распределяют между собой задание: один должен будет сказать определение понятия, другой узнать эти понятия и назвать.
Понятия:
- Парламент.
- Генеральные штаты.
- Сословная монархия.
- Инквизиция.
- Индульгенция.
Учащийся, который дает определения имеет возможность получить максимум пять “+”, тот, кто отвечает по словам – максимум три “+”.
Уровень А
1.5. Задания на карточках ВИ 6 Столетняя война (Приложение №1)
После того, как учащиеся выполнят и проверят задание 1.2,1.3,1.4,1.5. им предлагается прослушать устный ответ учащегося. После ответа предлагается задать вопросы дополнить его ответ, исправить возможные ошибки. Ответившему ученику дается возможность оценить свой ответ из максимум 9 “+”
Затем делаем вывод о роли Жанны Д,Арк в освободительной борьбе французского народа.
2. Этап перехода к исследованию новых знаний.
2.1. Мотивация учащихся к изучению новой темы.
Во время Столетней войны и в Англии и во Франции произошли события, в ходе которых “восставшие в первую очередь убивали … - “людей с чернильницами у пояса” …
Предположите, против кого так были настроены крестьяне и почему?
После того, как учащиеся выскажут предположения, учитель предлагает, рассмотреть материал урока и узнать, чья версия ближе к истине.
2.1. “Раскрытие” темы урока.
Для определения темы урока учащимся
предлагается поделиться на группы.
Деление на группы происходит следующим образом:
каждый получает карточку с именем исторического
деятеля эпохи средневековья. В углах класса
надписи “Франция накануне Столетней войны”,
“Англия накануне Столетней войны”, “Крестовые
походы”, “Королевство франков”.
Каждый учащийся должен определить, к какой теме
относится имя , написанное на карточке и пойти в
тот угол класса, где обозначена соответствующая
тема.(Приложение №2)
Затем учащимся в группах предлагается
подумать какие бедствия приносит любая война
людям?
Какие чувства вызывают эти последствия? Какие
последствия могут наступить в результате
бедствий и переживаний народа?
Таким образом, учащиеся подводятся к выводу о
возможности возникновения протестных движений
народа в виде восстания.
2.1. “Вопросы к теме”.
После четкой формулировки темы и записи в тетрадь учащимся предлагается задать вопросы, которые вызывает данная тема.
2.3. Целеполагание.
Исходя из вопросов, заданных учащимися, одному ученику предлагается сформулировать цель урока.
3. Этап исследования новых знаний.
3.1. Определение причин восстания во Франции.
Учащимся предлагается прослушать “Письмо
подмастерью Шарлю” и определить, что могло стать
причинами, вызвавшими возмущение крестьян.
“ Письмо подмастерью Шарлю от младшего брата
Жака из деревни”
“Здравствуй, дорогой брат Шарль!
Как твои дела? С тех пор, когда ты последний раз
навестил нас, много воды утекло. А наша жизнь
из-за этой распроклятой войны превратилась в ад.
Виноградники заброшены, поля не вспахиваются…
Но нашей деревне ещё повезло, а вот соседней
деревушке, где жил наш дядя больше нет! Вместо
неё, после прихода англичан, груды ещё дымящихся
печальных развалин.
А на подходе к городку, куда мы отвозили своих
овец на ярмарку, охватывает ужас!
Дома и улицы целы, но нет ни одной живой души! Все
“черная смерть”- чума, она виновата.
Когда люди начали болеть и умирать, не хватало
кладбищ, чтобы хоронить мертвецов.
Господа же как- будто не слышали о наших бедах,
требуют все новых платежей. Король наш и знатные
сеньоры в плену, после позорной битва при Пуатье.
Рыцари не могут защитить нас и нашу страну, а ведь
это их священный долг!
Просим тебя о помощи, Шарль! Ты уже подмастерье,
хозяин платит тебе, может, хоть какую-то часть
денег ты сможешь передать нам? Хотя бы пару монет!
Иначе заплатить налог будет нечем и отца нашего
заберут в тюрьму.
Письмо передаем с соседом нашим, ответ можешь
отправить с ним.
С поклоном и надеждой твой брат Жак.”
После прослушивания письма учащиеся, как
правило, без труда определяют причины восстания
во Франции.
3.2. Определение района восстания, даты и названия.
По карте в атласе ученикам предлагается
определить район восстания.
Затем учитель предлагает вспомнить дату
Столетней войны, и определить по предложенным
вариантам возможную дату восстания.
А)1335 б)1456 в)1358 г) 1265
Восстание началось в мае. Учащимся предлагается
подумать, почему именно в этом месяце началось
восстание?
Если этот вопрос вызывает трудность, учитель
подводит их к выводу о том, что весной
заканчиваются запасы, надо проводить сев, это
наиболее тяжелое и голодное время для крестьян.
Далее учитель обращает внимание на имя
мальчика – автора письма.
Учащиеся делают вывод о происхождении названия
восстания.
3.3. Составление характеристики исторического деятеля руководителя (Приложение №3).
Учащимся предлагается выбрать пункты плана характеристики, которые они смогут заполнить, слушая рассказ учителя о восстании Жакерия. Затем следует рассказ учителя и подводятся итоги по характеристике. Каждый самостоятельно проверяет свою работу и выставляет соответствующее количество “плюсов” за работу:
- пять пунктов плана -3 “+”;
- три-четыре пункта плана-2 “+”;
- один-два пункта-1 “+”.
3.4. Сравнение причин Жакерии и восстания Уота Тайлера.
Учащимся предлагается прочитать текст пункта 3
параграфа 20 и самостоятельно сравнить причины
восстаний.
Тем, кто считает, что не справится с заданием на
сравнение, предлагается выполнить задание на
выбор ответа после прочтения пункта (Приложение
№4).
Затем подводится итог по сравнению причин.
3.5. Изучение вопроса о начале восстания Уота Тайлера в Англии.
Учащимся предлагается прочитать соответствующий пункт в учебнике, а затем выполнить задание “да”-“нет”.
- Восстание началось в мае 1381 года (да).
- Восстание началось стихийно, без подготовки (да).
- Предводителем восстания стал Джон Болл (нет).
- У руководителя восстания не было военного опыта и авторитета среди восставших(нет).
- Крестьяне двух ближайших к Лондону графств двинулись к столице (да).
- Восставшие не верили в короля и не считали себя исполнителями королевской воли (нет).
Учащимся предлагается сравнить начало восстания Жакерия и восстания в Англии.
3.6. Изучение вопроса о восставших в Лондоне.
Учащимся предлагается выполнить задание “Незаконченное предложение” и заполнить пропуски в предложенном тексте, изучив самостоятельно пункт 5 “Восставшие в Лондоне”.
1. Бедняки города ……………., нарушив приказ ……………, открыли ворота перед повстанцами – крестьянами. 2. Король ………………… со своими приближенными укрылся в замке…………………….. 3. Во время встречи с королем восставшие предъявили свои ……………………………………….. 4. Узнав об обещании короля простить всех участников восстания, многие ему …………………………… 5. Оставшиеся добились новой встречи и потребовали дать всем людям Англии одинаковые …………………… 6. Во время переговоров ……….. заколол …………………….мечом. 7. После этого господа учинили…………………… над восставшими. 8. Однако к концу четырнадцатого века большинство крестьян стали……………………………….
После самопроверки, учащимся предлагается
сравнить события и итог восстания в Англии и
Франции.
После чего возвращаемся к версиям учащихся,
выдвинутым в начале урока на этапе мотивации.
Учитель подводит к выводу о том, что “люди с
чернильницами у пояса” – это королевские
чиновники, которые вызывали недовольство
крестьян, т.к. были носителями королевской воли,
сборщиками налогов и т.д. Именно их воспринимали,
как причину всех бедствий.
4. Этап применения полученных знаний на практике.
Учащимся предлагается два варианта работы на
выбор. Более сложное задание: исправить ошибки в
Таблице о восстаниях времен Столетней войны (Приложение №5).
Остальным учащимся предлагается ответить на
вопросы теста (Приложение№6).
После выполнения задания учащиеся проверяют
свою работу по образцу.
Учитель предлагает дополнительно поработать с
вопросами, которые вызвали затруднение дома.
5. Домашнее задание:
Уровень А: повторить понятия, даты, имена.
Уровень В: Параграф 20 (прочитать).
Уровень С: Написать рассуждение на тему “Почему
я хотел бы (или не хотел бы) жить во времена
восстания Жакерия (или Уота Тайлера)?”