Цель: включить учащихся в исследовательский поиск по расширению знаний о строении Земли.
Задачи:
1. Обнаруживать проблемы.
2. Работа с методами исследования. Освоение доступных способов изучения окружающего мира.
3. Формулирование определений.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.(метапредметные)
5. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.(личностные)
Личностные УУД:смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)
Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные УУД: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель.
Ход урока
1. Актуализация знаний. Постановка темы урока.
- Какое у вас сейчас настроение? Поставьте галочку под соответствующим рисунком. Приложение 1 (у каждого ребенка соответствующий бланк)
Поднимите руку кто поставил галочку под 1 картинкой, 2 картинкой, 3 картинкой.
- Где и как можно получить информацию об изучаемом объекте окружающего мира? (спросить у другого человека, посмотреть в книгах и энциклопедиях, посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера).
- В главе “Как изучают окружающий мир” мы учились проводить опыты, исследования, познакомились с инструментами и приборами, которые для этого необходимы.
- Чтобы начать исследование, что мы должны сделать вначале?
- Тему нашего исследования вы узнаете, когда выполните задание.
- Вставьте пропущенные буквы в словах. Если затрудняетесь, пропустите слово и подчеркните его красным карандашом.(дети работают в группах)
Землям — третья планета от _________. Это единственная планета ___________ Системы, на которой есть жизнь. Все живые организмы на Земле являются частью _____________. Все воды Земли составляют её водную оболочку, называемую ______________. Самый тёплый океан – ______________. Окутывает Землю толстым слоем воздушная оболочка – _____________. Земля имеет форму ____. В центре Земли находится _____, которое покрывает _________. Все внутренние части Земли прикрывает ________ ______.
- Давайте проверим что у вас получилось. Каждая группа читает текст с восстановленными словами.
- Все ли слова текста вы смогли восстановить? Почему?
- О чем были тексты? Что мы сегодня будем исследовать на уроке?
- Вы уже очень многое знаете о планете Земля. Но еще осталось много вопросов. Сегодня мы поговорим и попробуем исследовать “Строение Земли”.
2. Работа по теме урока.
- Объясните значения выражений: “Мы живем на Земле” и “Мы копаем землю”.
- Что означают слова “Земля” и “земля”?
– Вы копали землю? Что там внутри?
- Хотели бы вы заглянуть в недра Земли и узнать, что там?
– Этот вопрос волнует ученых очень давно, но ответ на него может быть только предположительным, потому что добраться до центральной зоны планеты очень сложно и пока это еще никому не удавалось. Даже самая глубокая скважина пока не ушла глубже13 км.
- Внутреннее строение Земли можно сравнить с куриным яйцом.( слайд 1 в презентации)
- Яичная скорлупа покрывает все содержимое яйца так же, как ЗЕМНАЯ КОРА прикрывает внутренние части Земли
- Яичный белок схож со следующим слоем Земли, который называется МАНТИЯ. В своей верхней части, ближе к земной коре, мантия вязкая, как густой мед.
- В центре Земли находится земное раскаленное ЯДРО, подобно яичному желтку. Предположительно ядро находится на глубине 2900 км. Внутренние слои земли имеют очень высокую температуру и находятся под большим давлением, поэтому ядро твердое как камень.
- Давайте попробуем сделать макет Земли из пластилина. С чего нужно начать? (ядро) что будет следом? (мантия, земная кора)
- Посмотрите на наш макет. Все ли на нем есть? (нет океанов, дети лепят на макет океаны синим пластилином)
- Посмотрите на макет. Давайте заглянем в самый центр Земли. (тонкой проволокой учащиеся разрезают макет по-полам)
- Поработайте в парах. Расскажите друг другу о внутреннем строении Земли.
- Кроме внутренних слоев ученые выделяют на Земле оболочки, которые как бы окружают ее.
- Какие живые организмы, существа обитают на нашей планете?
Все живые организмы обитают в земной оболочке, которая называется БИОСФЕРОЙ (био – жизнь, сфера - шар). Бактерии, растения, рыбы, птицы, насекомые, млекопитающие и даже мы с вами – составляем биосферу Земли.(слайд 2 в презентации)
3. Физминутка. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется “Покажи и замри”. (показываю фото любых животных, дети их изображают)
4. Продолжениеработы над темой.
Все воды Земли составляют ее водную оболочку – ГИДРОСФЕРУ. Это моря, океаны, реки и озера, подземные воды. (нажимаю “гидросфера”, дети доделывают макет)
- Без чего еще на Земле жизнь была бы невозможна? (тепло, воздух)
-Толстым слоем окутывает Землю воздушная оболочка, называемая АТМОСФЕРОЙ. Земная кора вместе с верхней частью мантии называется ЛИТОСВЕРОЙ, что означает каменный шар.(слайд 3 в презентации)
- Все оболочки Земли – твердая, воздушная и водная взаимодействуют друг с другом. Вода и воздух удерживают тепло, получаемое от Солнца. В тоже время они спасают Землю от перегрева или переохлаждения.(по ходу на доску вывешиваются новые термины )
5. Закрепление.
- Давайте вернемся к текстам, с которыми вы работали в самом начале урока. Сможете ли вы сейчас вставить пропущенные буквы в слова, которые вы подчеркнули, работая в группах. Сделайте это (объединяются в группы) Приложение 1.
- Давайте проверим что получилось.
6. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
– Взаимодействуют ли друг с другом оболочки Земли?
– Что произойдет, если одна из оболочек будет нарушена?
- Какое настроение у вас в конце урока, обозначьте на карточке. Изменилось ли ваше настроение? Почему?
7. Домашнее задание.
- Дома обозначьте на карточках внутренние слои и внешнюю оболочку Земли, карточку можно раскрасить. Приложение 2.
- Прочитав тему “Строение Земли” в учебнике на стр.74-77, вы с легкостью это сделаете.