Тип урока: обобщающий.
Вид урока: урок – игра, урок – путешествие.
Цель: повторить состав симфонического оркестра, раскрыть выразительные возможности инструментов симфонического оркестра.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания о музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра;
- проанализировать элементы выразительности, использованные композитором при создании темы гимнического характера;
- закрепить понятия аккордовая фактура, золотая секвенция, тембровые вариации, solo, tutti, определить их роль в формировании музыкального образа;
- обратить внимание учащихся на особенности английской музыкальной культуры, на особенности подготовки и организации симфонических концертов, на правила составления концертной афиши;
- сформировать собственное мнение о роли симфонической музыки в духовной жизни образованного человека;
- практически закрепить полученные знания посредством создания афиши концерта симфонической музыки.
Воспитательные:
- воспитание художественного вкуса через изучение классической музыкальной культуры;
- воспитание бережного отношения к мировому культурному наследию;
- формирование эмоционально-нравственного отношения к произведениям разных видов искусства;
- воспитание культуры слушания музыки.
Развивающие:
- развитие умения анализа музыкального текста;
- развитие навыков сравнения, обобщения, осознанного слушания музыки;
- развитие речи;
- развитие умения применять ЗУН, полученные на других предметах, в ситуации интеграции данной темы с другими предметными областями.
Оборудование урока и методическое обеспечение:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- доска; мольберт для создания афиши;
- презентация к уроку;
- аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений;
- фортепиано;
- нотные тексты фрагментов музыкальных произведений;
- магнитные карточки с изображением музыкальных инструментов, бейджи с названиями групп оркестра для всех учащихся.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие.
Преподаватель: Добрый день! (Слайд №1) Сегодня мы завершаем разговор об инструментах симфонического оркестра (Слайд №2), и я предлагаю вам отправится в путешествие. Нам предстоит посетить Туманный Альбион. Знаете, какая европейская страна носит такое название?
Ответы учащихся: Это Англия. (Слайд №3)
Преподаватель: Да, действительно, наше воображаемое путешествие мы совершим в Англию.
Знаете, ведь путешествовать с музыкой намного интересней. Давайте решим, какое музыкальное произведение будет сопровождать наше путешествие.
Ответы учащихся: Наверное, это будет музыка Бриттена. Его “Путеводитель по оркестру”.
Преподаватель: Согласна. Бриттен – английский композитор. Он много сделал для развития английской музыки и его “Путеводитель по оркестру” нам сегодня очень пригодится.
Основная часть урока.
Преподаватель: Мы будем не обычными путешественниками. Нам предстоит очень важная работа: сопровождать в гастрольной поездке симфонический оркестр. Каждый из вас должен выбрать, за какую группу оркестра будет отвечать. Для начала давайте повторим состав симфонического оркестра.
Используется Вложенная Презентация,она запускается значком PPt на Слайде №3.
Преподаватель: Сейчас можете разобрать бейджи с названиями групп оркестра. Итак, наше путешествие начинается!
Преподаватель: В Англию мы прилетели на самолёте. Он приземлился в Хитроу. Это громадный современный аэропорт, один из самых крупных аэропортов Европы. (Слайды
№ №4,5).
Преподаватель: Какие достопримечательности Англии вы знаете?
Ответы учащихся:
Преподаватель: Нашему симфоническому оркестру предстоит выступать в очень интересном месте – концертном зале Альберт – холл. Этот зал построили в 1871 году. Изначально Холлу хотели дать имя Центральный Холл Искусства и Науки, но Королева Виктория решила изменить название на Королевский Холл Искусства и Науки. Она сделала это в память о своем муже Принце Альберте. Королевский Альберт-Холл входит в список самых ценных зданий Англии. Он известен во всём мире. На сцене этого театра выступали многие талантливые артисты планеты (Слайды №№ 6-8).
Чтобы как можно больше людей узнали о предстоящем выступлении оркестра, нужно организовать рекламу на радио и телевидении. Но произошло маленькое недоразумение: перепутаны диски с записями. Поэтому вы должны определить, какой оркестр будет звучать, чтобы найти нужную запись.
Звучат фрагменты из Звукового учебного пособия по курсу “Слушание музыки” Редактор – составитель О.Ю. Рогальская. Издательство “Композитор”, С. – Петербург, 2011.
- Оркестр русских народных инструментов – Русская народная песня “Светит месяц” (Слайд № 9);
- Эстрадный оркестр – Л. Шилдс “Мармелад” (Слайд № 10);
- Духовой оркестр – Агапкин Марш “Прощание славянки” (Слайд № 11);
- Симфонический оркестр – Равель “Болеро” (Слайд № 12).
Ответы учащихся.
Преподаватель: Вы молодцы! Прекрасно справились с заданием и помогли организаторам гастролей выйти из трудной ситуации.
Преподаватель: До концерта осталось не так уж много времени и музыкантам предстоит много репетировать.
Мы отправляемся в Альберт – холл. Нужно проверить, все ли инструменты в порядке и правильно разместить из на сцене.
Учащиеся разбирают карточки с изображениями инструментов, выходят к доске и размещают на ней карточки так, как располагаются на сцене инструменты симфонического оркестра.
Преподаватель: Теперь, когда все инструменты на местах, музыканты могут приступать к репетициям. Но снова произошла неприятность. Теперь перепутаны папки с нотами. Давайте найдем ноты нужного нашим оркестрантам произведения.
Из предложенных нотных примеров учащиеся выбирают Тему из “Вариаций и фуги на тему Пёрселла” Бриттена.
Преподаватель: Давайте ещё раз прочитаем внимательно название этого произведения. Итак, Бенджамин Бриттен “Вариации и фуга не тему Пёрселла”. Какую информацию мы можем почерпнуть из названия? (Слайд № 13).
Ответы учащихся: музыку сочинил английский композитор XX века Бенджамин Бриттен. Он взял тему другого композитора по фамилии Пёрселл.
Преподаватель: Да, действительно в качестве темы своего сочинения Бриттен использовал музыку своего соотечественника, жившего в XVII веке. Генри Пёрселл – известный английский композитор, работавший в разных музыкальных жанрах. Он прославился как оперный композитор, одна из самых известных его опер – “Дидона и Эней” на сюжет античного мифа.
(Слайд №14)
Преподаватель: Давайте вспомним, как звучит тема произведения Бриттена.
Исполняется на фортепиано тема вариаций. Проводится её анализ. Отмечаются черты гимна, особая торжественность музыки, аккордовый тип изложения. Учащиеся замечают, что хотя Бриттен и жил в XXвеке, начало вариаций очень похоже на старинную музыку.
Преподаватель: Какие особенности темы позволяют отнести её к старинной музыке?
Ответы учащихся: Здесь размер 3/2, который часто встречается именно в старинной музыке.
Преподаватель: Хорошо. Давайте проанализируем второе предложение темы. Где оно начинается?
Ответы учащихся: После кадансового оборота первого предложения, в пятом такте.
Преподаватель: Как излагается музыкальный материал второго предложения?
Ответы учащихся: Там идёт секвенция.
Преподаватель: Секвенция, в которой нижний голос двигается таким образом (преподаватель показывает отдельно партию нижнего голоса), называется “золотая”. Этот тип секвенции часто использовали в своей музыке композиторы XVII – XVIII веков. Вспомните, в музыке каких композиторов мы встречали такие секвенции?
Ответы учащихся: у Вивальди, (у Генделя).
Совершенно необязательно, что дети вспомнят, у каких композиторов встречается “золотая” секвенция. Но если они хотя бы раз слышали концерты Вивальди (а в любой группе всегда найдётся несколько скрипачей), то наверняка назовут этого композитора.
Преподаватель: Мы разобрали тему вариаций и обнаружили в ней черты гимна. Скажите, какие инструменты должны исполнять её?
Ответы учащихся: Все инструменты оркестра.
Преподаватель: Как это сказать по-итальянски?
Учащиеся: Tutti.
Преподаватель: Правильно. А с какой целью Бриттен в самом начале произведения использует звучность всего оркестра?
Ответы учащихся:
1) Чтобы сразу показать красоту и мощь звучания оркестра.
2) Этой темой – гимном в исполнении tutti Бриттен прославляет свою страну и её музыку.
Преподаватель: Теперь вы понимаете, почему для гастрольного концерта в Англии наш оркестр выбрал именно это сочинение?
Хорошо. После того, как прозвучала тема, что дальше происходит в произведении?
Ответы учащихся: Идут вариации, в которых звучат голоса разных инструментов по группам.
Преподаватель: С какой целью композитор это делает? Вспомните, как ещё Бриттен назвал своё произведение?
Ответы учащихся: Композитор дал название “Путеводитель по оркестру”, чтобы слушатели могли познакомиться с тем, как устроен оркестр, какие инструменты входят в его состав и как они звучат.
Преподаватель: Давайте вспомним, что такое вариации.
Ответы учащихся: Это музыкальная форма, основанная на повторении с изменениями.
Преподаватель: В этом произведении при повторении темы изменяется не только музыкальный облик темы, но и тембры инструментов, которые её исполняют. Как можно назвать такой тип вариаций?
Ответы учащихся: Это тембровые вариации.
Преподаватель: Верно. Скажите, а что следует дальше, после вариаций?
Ответы учащихся: После вариаций начинается фуга.
Преподаватель: Кто знает, что такое фуга?
(Вероятно, что в 4 классе большая часть детей ещё не играет фуги, но некоторые уже имеют представление о том, как устроено полифоническое произведение).
Ответы учащихся: если будут.
Преподаватель: Фуга – это сложное полифоническое произведение, в котором тема проводится разными голосами. Здесь, у Бриттена, тему проводят разные инструменты оркестра. В результате получается очень интересное звучание. В этом мы очень скоро убедимся, так как до концерта нашего оркестра осталось не так уж много времени. Но, скажите, пожалуйста, как большинство людей узнает, когда и где состоится тот или иной концерт?
Ответы учащихся: Из объявлений, которые висят на улицах, внутри концертного зала. От других людей, из рекламы на телевидении.
Часто дети сразу вспоминают слово “афиша”, поэтому необходимость следующего вопроса отпадает.
Преподаватель: А как называются такие объявления?
Ответы учащихся: Афиши.
Преподаватель: Посмотрите внимательно на эти афиши. Они все разные, но есть необходимая информация, которая должна присутствовать обязательно на любой афише (Слайды №15 – 17).
Преподаватель показывает афиши разных концертов, анализирует их.
Ответы учащихся: На афише обязательно нужно написать:
1) дату и время концерта,
2) место, где он состоится,
3) имена композиторов, чья музыка будет исполнена,
4) названия произведений, которые будут исполнены
5) состав исполнителей.
Преподаватель: Я вам предлагаю сейчас создать афишу концерта нашего оркестра.
Учащимся предлагаются фрагменты будущей афиши. Они собираются на большом листе бумаги, который закреплён на мольберте. По очереди выходя к мольберту, каждый прикрепляет к ней часть будущего изображения.
Преподаватель: Пока вы создавали эту замечательную афишу, наш оркестр приготовился к выступлению. И сейчас мы с вами отправимся на концерт в один из лучших концертных залов Европы – Альберт – холл, чтобы ещё раз послушать симфонический оркестр (Слайды 18,19).
Звучит произведение Бриттена “Вариации и фуга на тему Пёрселла”.
Заключительная часть урока.
Преподаватель: Наше путешествие закончилось. Вы довольны своей сегодняшней работой? Как вам кажется, гастрольная поездка нашего оркестра была удачной? Если да, то мы можем закончить сегодняшний урок словами: “До встречи в Альберт – холле”! (Слайд № 20)
Преподаватель оценивает работу учащихся и объясняет домашнее задание: придумать и нарисовать афишу концерта с участием любого оркестра; подумать и найти информацию о российских симфонических оркестрах, которые выступали или могли бы выступить в Лондонском Альберт – холле.