Подготовка к ЕГЭ "Эссе по обществознанию"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (139 кБ)


ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Написание эссе по обществознанию ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10-11-х классов к ЕГЭ.

С введением ЕГЭ учителю необходимо значительно пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации и, более того, всю свою педагогическую деятельность. Я не считаю главной целью преподавания обществознания в школе подготовку к ЕГЭ. Если бы эта подготовка была главным делом учителя, то учительский труд стал бы неинтересным и, по-моему, даже не нужным.

Допустим, что существуют учащиеся, интересующиеся предметом, а значит, конечно, неплохо его знающие. Можно ли утверждать, что они непременно успешно сдадут ЕГЭ по обществознанию, поступят по результатам этого экзамена в выбранные вузы? К сожалению, нет! Дело в том, что ЕГЭ проводится в форме тестов. Чтобы эти тесты выполнить, нужно владеть определёнными навыками. Человек, никогда не решавший тестов в том виде, в каком они предложены в заданиях ЕГЭ, можно сказать, не «набивший руку» на их решении, может получить низкий балл. Для молодого человека, считающего, что он знает обществознание это может стать серьёзным жизненным ударом. Хорошо, если у него хватит жизненной мудрости его выдержать. Нужно ли говорить, что его провал на экзамене не принесёт пользы и нашей стране. Поэтому каждый учитель, действительно любящий своих учеников, желающий процветания Родине, просто обязан помочь детям овладеть навыками, необходимыми для выполнения тестов ЕГЭ.

Достаточное количество часов на изучение этого предмета даёт возможность осуществлять подготовку учащихся в рамках основного школьного курса. Подготовку к ЕГЭ по обществознанию можно осуществлять на практических занятиях, на которые отводится по 2 спаренных часа в неделю для каждого класса. Темы практических занятий примерно соответствуют темам уроков, но проводятся практические занятия через некоторое время (1-2 недели) после соответствующего урока. Практикум, как правило, проходит в форме работы с раздаточным материалом, включающим задания ЕГЭ части С по обществознанию. В раздаточный материал, по возможности, включаются все типы заданий, которые вообще можно найти в части С. Кроме того, раздаточный материал может содержать специальные задания обучающего характера, направленные на формирование определённых навыков, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ того или иного типа. Учащимся даётся время на письменное выполнение определённого задания, а затем кто-то из них выходит к доске для ответа. В случае затруднения остальные учащиеся помогают отвечающему. Заканчивается каждое практическое занятие написанием тестов по данной теме. Тесты составлены на основе заданий частей А и В единого государственного экзамена. По итогам написания тестов каждый учащийся получает оценку (для тех, кто отвечал у доски по заданию из части С она становится уже второй). По итогам больших разделов учебного материала учащиеся пишут контрольную работу на основе ЕГЭ (рассчитанную также на 2 часа), состоящую из заданий частей А, В, и С, но включающую только материал по пройденному разделу.

Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Такие упражнения учитель может найти в методической литературе, а может составить сам. Нужно учитывать, что работа учителя с заданиями, составленными им самим, проходит, как правило, эффективнее, чем с заимствованными из методической литературы. И даже если задание заимствовано, то необходимо хорошо продумать каждый этап работы с ним, если этого требует общая логика работы на уроке, то что-то изменить.

Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся решат заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.

Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке). Истина эта кажется банальной. Но, поверьте опыту, для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.

За 2-3 месяца перед экзаменом напряжённость подготовки должна, по-видимому, достигать своего пика. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ЕГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряжённая работа должна прекратиться – учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.

Это основные принципы, которыми необходимо руководствоваться. Конечно, существует ещё много тонкостей работы с различными типами заданий ЕГЭ. Накоплен определённый опыт этой работы. И в заключении нужно сказать о подготовке к ЕГЭ по обществознанию несколько с другой стороны.

Готовить учащихся к ЕГЭ по обществознанию мне приходится в основном на уроках. Практика показывает, что двух часов в неделю в 10 и 11 классах достаточно для более или менее неплохой подготовки к ЕГЭ, хотя, желательно, конечно, чтобы часов было больше.

Одна из особенностей ЕГЭ по обществознанию – необходимость написания эссе. Готовить детей к эссе можно так. После прохождения некоторых тем учащимся предлагается дома написать эссе по одному из нескольких предложенных высказываний. Высказывания нужно подобрать так, чтобы они соответствовали только что изученной теме, тогда работа над эссе превратится в интересный способ закрепления материала. Следующий урок начинается с того, что 1-2 учащихся зачитывают перед классом свои эссе. Учитель, основываясь на установленных критериях оценки, вслух разбирает выступления и оценивает их (к разбору эссе можно привлечь и учащихся). Критерий оценки учителя должен примерно совпадать с критерием оценки эссе на ЕГЭ. Оценка «5» ставится, если: представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа, дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт (такое эссе соответствует 4 первичным баллам ЕГЭ). Оценка «4» ставится, если: представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; раскрытие проблемы с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются); дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт (это соответствует 3 первичным баллам ЕГЭ). Оценка «3» ставится, если: представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов; дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования (2 первичных балла ЕГЭ). Оценка «3-» ставится, если: представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта на бытовом уровне; аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием проблемы (1 первичный балл ЕГЭ). Оценка «2» ставится, если: собственная точка зрения по поднятой проблеме представлена формально (выражено согласие или несогласие с автором высказывания); проблема не раскрыта; аргументация отсутствует или дана информация не в контексте задания (0 первичных баллов ЕГЭ). Данный критерий желательно размножить и раздать учащимся. Эссе учащихся, которым не удалось прочитать свои работы на уроке ,учитель собирает и проверяет дома. Возможность написать эссе в классе предоставляется детям во время контрольных работ на основе ЕГЭ, которые желательно проводить после изучения каждого раздела. Таковы, общие правила. Остаётся добавить, что их использование проверено на практике и принесло в последние несколько лет неплохие результаты.

Практические наработки проведения уроков по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию.

Наряду с традиционными методами обучения активно применяются интерактивные методы, которые вызывают необходимость эффективного взаимодействия в команде. При прохождении экономических тем, вызывающих большое количество затруднений у старшеклассников, в ходе урока «Спрос и предложение. Равновесная цена» учащиеся разбиваются на две команды, оценивает их работу экспертная группа. Каждая команда получает кейс, реальную жизненную ситуацию. Ее описание одновременно отражает не только практическую проблему, но и актуализирует полученный ранее комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Сложность в том, что готовые кейсы как сопровождение школьного курса не встречаются. Приходится педагогу разрабатывать их самостоятельно. Это требует больших временных затрат учителя, но учащимся позволяет проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Разбор ситуаций развивает навыки анализа и критического мышления, подводит к демонстрации различных позиций и точек зрения, формирует навыки оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Цель урока – отработка навыков написания эссе по обществознанию.

Задачи предполагают формирование следующих умений и навыков:

  1. Выбирать тему эссе.
  2. Определять проблему эссе.
  3. Формулировать проблему эссе.
  4. Выстраивать композицию эссе.

Урок состоит из разделов:

  • Особенности ЕГЭ по обществознанию.
  • Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности.
  • Тестовый практикум.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
  • www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  • www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
  • www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
  • www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
  • www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
  • www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
  • www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
  • www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека