Классный час "Книга памяти"

Разделы: Классное руководство


Цель: приобщить учащихся к великим историческим событиям нашей Родины.

Задачи:

  • воспитание чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей страны, к родным и близким – “солдатам Великой Отечественной”;
  • развитие речи, внимания, интереса к истории, умения самостоятельной работы при подборе материала для классного часа;
  • расширение знаний об исторических событиях 20 века.

Оборудование: мультимедийный проектор, брошюровальный аппарат, готовые страницы Книги памяти, метроном, георгиевские ленточки для каждого ребёнка, презентация “Вехи войны” (отрывки из документальных фильмов о ВОВ, фонограмма песни “Непрошенная война”, фонограмма (минусовка) песни “Пусть всегда будет солнце”) (приложение 1).

Предварительная работа: дети читают произведения о ВОВ, учат стихи, с помощью родителей подбирают и оформляют как страницу книги информацию о родных и близких – ветеранах ВОВ, тружениках тыла, изготавливают поздравительные открытки, пригласительные билеты.

Ход классного часа

Слайд 1. Презентация.

Учитель: Прошло 65 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да и у времени есть своя память.

Наш классный час, в подготовке которого участвовали ваши родители, бабушки и дедушки, мы посвящаем всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить. Именно вашим дедушкам, бабушкам, прошедшим войну, их славным делам мы посвятим Книгу памяти. Давайте же вместе перелистаем её страницы и вспомним, как всё это было.

Слайд 2

Отрывок из документального фильма с голосом Левитана об объявлении войны.

Учитель: Четыре года боли, горя, страданий. Четыре года человеческих смертей и беспримерных подвигов. Четыре года надежды и ожидания. Четыре года слёз и страха. Война. А что вы знаете о ней?

Слайд 3

На фоне отрывка из документального фильма о начале ВОВ учащиеся читают стихи.

Ученик 1

Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских -
Это значит - против нас.

Ученик 2

Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!

Ученик 3

Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,

Ученик 4

Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих -
Ничего!

Ученик 5

“Нет! - сказали мы фашистам, -
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом “брот”.

Слайд 4

Учитель: Мы открываем нашу книгу памяти. Каждое имя в ней – это наша жизнь, наше счастье, наше благополучие. Простое, на первый взгляд, имя, но как много стоит за ним.

Ученики по очереди выходят к доске с фотографиями своих родных и близких, на фоне презентации рассказывают об их военном прошлом

Слайд 5

Ученица: Евдокимова Анна

Евдокимов Степан Филиппович – двоюродный дедушка.

05.05.1925 г.р.

Уроженец посёлка Заводской (г. Владикавказ)

Ушёл на фронт в 1943 году в возрасте 18 лет.

Воевал в городе Маздоке в 206 гвардейской дивизии, был сапёром при 10 танковой дивизии в 114 сапёрном батальоне. Прошёл Киев, Подмосковье, Прибалтику, второй Белорусский фронт. Получил контузию.

За освобождение города Ржищев на Украине стал его почётным гражданином. Награждён Орденами Суворова и Кутузова.

Слайд 6

Ученик: Жолондковский Данил

Телеков Антон Терентьевич – прадедушка.

1913-1963г.г.

Ушёл на фронт из Луганской области, села Овчарова. Прошёл всю войну. По окончании ВОВ был направлен в город Печёру КОМИ АССР начальником тюрьмы. Имеет ордена и медали.

Слайд 7

Ученик: Аксёнов Вова

Серков Владимир Григорьевич – прадедушка.

22.04.1925 – 2000

Родился в деревне Фабричное, Свердловской области.

В 1941 году ему исполнилось 16 лет. Чтобы попасть на фронт приписал себе один год и ушёл на войну. Воевал на втором Белорусском фронте в Таманской дивизии. Имеет две контузии и тяжёлое ранение. После войны окончил Казанское танковое училище. Умер 30 мая 2000 года в звании майора.

Слайд 8-10

Ученик: Бобров Владислав.

Горбунов Кузьма Григорьевич – прадедушка.

1914-1975г.г.

Уроженец села Куликово, Омской области.

Воевал с 1942 по 1945 год в железнодорожных войсках. Был ранен. Имеет медали.

Горбунов Николай Григорьевич – прадедушка.

1917 – 1942 г.г.

Воевал рядовым солдатом в пехоте. 16 января 1942 года погиб смертью храбрых в бою за Старую Руссу, где и похоронен.

Корепанов Григорий Васильевич – прадедушка.

1917 – 1987 г.г.

Уроженец села Дебессы, Удмурдской АССР.

Воевал с 1942 года по 1945. Имеет Ордена и медали. Награждён Орденом за два подбитых немецких танка. Закончил войну в звании майора.

 Корепанов Борис Васильевич

1920 -1944.

Уроженец села Дебессы, Удмурдской АССР.

Воевал с 1942 года по 1944.

Погиб за освобождение Литвы.

Корепанов Николай Васильевич

1927г.р.

Уроженец села Дебессы, Удмурдской АССР.

Воевал в 1945 году.

Принимал участие в войне с Японией. Моряк Тихоокеанского флота.

Награждён медалью “Участника войны с Японией”.

Рыжков Василий Иванович – прадедушка.

Родился в селе Центрально-Любинском, Омской области.

Погиб под Ленинградом.

Плотников Андрей Иванович – прадедушка.

Уроженец города Кургана.

Воевал в 1941-1942 годах.

Был ранен, имеет медали.

В 1942 году был комиссован по ранению.

Слайд 11-12

Учитель: Война не обошла стороной и наш родной Ямал. Только из Ямальского района ушло на фронт 1222 человека. Многие из них награждены орденами и медалями за боевые заслуги и проявленную храбрость. Наши земляки показали себя отличными снайперами, пулемётчиками, разведчиками. Они сражались с врагом под Москвой и на Волге, защищали Ленинград и форсировали Днепр, участвовали в освобождении Украины и Прибалтики, штурмовали Берлин. В память о погибших земляках-ямальцах в годы Великой Отечественной войны в с. Яр-Сале установлен памятник, имена ушедших на фронт из Ямальского района занесены в “Книгу памяти Ямальского района”.

Слайд 13

Ученики: Пура Василий, Золотова Светлана, Салиндер Виталина

Салиндер Иван Васильевич – прадедушка.

1918 – 1998 г.г.

Призван на действительную военную службу 29 июня 1942 года.

Служил в 1128 гвардейском стрелковом полку снайпером.

После ранения в кисть переведён пулемётчиком.

После второго ранения и лечения комиссован по состоянию здоровья.

Награждён медалью “За Победу над Германией”, орденом “Отечественной войны” II степени и юбилейными медалями ко Дню Победы.

Учитель: Сегодня у нас есть возможность послушать рассказ дочери ветерана Великой отечественной войны Салиндер Жанны Ивановны.

(Дети садятся в круг возле гостьи и слушают её рассказ, задают вопросы).

Слайд 14

Учитель: Мы не вправе забывать и о тех, кто работал для фронта, для Победы. Это тоже был фронт, только трудовой, тяжёлый, изнурительный, с безмерным рабочим временем. Труженики тыла тоже были бойцами, и Родина по достоинству оценила их ратный труд.

Слайд 15

Ученица: Козина Дарья.

Сиротян Мария Михайловна – прабабушка.

1922 – 1996 гг.

Работала в годы Великой Отечественной войны в Новопортовском рыбозаводе, на рыбоучастке Яптик-Сале.

Слайд 16

Ученик: Сусой Данил

Вануйто Папи Сянгович – дедушка.

Ветеран тыла.

С девяти лет начал работать рыбаком. В шестнадцать лет стал бригадиром рыбацкой бригады в колхозе “Россия”, в котором проработал с 1941 по 1961 год. Награждён нагрудными значками: “Победитель социалистического соревнования”, “Ударник девятой пятилетки”, “Отличник социалистического соревнования РСФСР”, юбилейными медалями ко Дню Победы.

Учитель: Называя имена участников войны, тружеников тыла, мы словно перелистываем страницы огромной книги, в которой наша история и их судьба. Вслушайтесь в шорох этих страниц. Книга жизни – это самая великая книга, а имена людей – это имена героев.

Слайд 17

(Презентация “Вехи войны” на фоне песни “Непрошенная война”, в классе погашен свет, горят свечи)

Слайд 18

Учитель: скрепить страницы Книги памяти предоставляется право дочери ветерана Великой Отечественной войны Жанне Ивановне Салиндер.

Дети подносят страницы Книги памяти и помогают скрепить книгу (Приложение 2)

Слайд 19

Ученик 6

Ещё тогда нас не было на свете.
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете.
Великий май, победный май.

Слайд 20

Учитель: Ребята, память о минувшей войне переходит от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Это память мужества и отваги. Рассказы, повести, романы, стихотворения рассказывают о мужестве простых людей поднявшихся на защиту своего Отечества.

27 миллионов погибших! Вдумайтесь! Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать.... 43 года!

Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Минутой молчания почтим память всех, кто отдал свои жизни и здоровье во имя Великой Победы.

Минута молчания (звук метронома)

Слайд 21

Ученик 7

Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
Этот взгляд – словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут,
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть!

Ученик 8

Сияет солнце в День Победы
И будет нам всегда светить.
В боях жестоких наши деды
Врага сумели победить.
Идут колонны ровным строем,
И льются песни там и тут,
А в небе городов-героев
Сверкает праздничный салют!

Слайд 22

Ученик 9

Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Пусть оглашают наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!

Слайд 23

Учащиеся, приглашённые становятся в круг, берутся за руки и исполняют песню “Пусть всегда будет солнце”, сл. Л. Ошанина, муз. А Островского.

Кл руководитель: Подошёл к концу классный час. Но никогда не будет конца человеческой памяти и благодарности. Каждый год наш народ проникновенно поклоняется великим тем годам. И время не властно предать их забвению. Есть память, которой никогда не будет конца, - это ваша, ребята, память. Помните о погибших, оказывайте знаки внимания и заботы нашим ветеранам.

Дети дарят присутствующим поздравительные открытки, изготовленные собственными руками.