Базовый учебник: А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник
Цель урока: в результате изучения темы «Основные стадии антропогенеза» учащиеся узнают основные стадии антропогенеза и связанные с ними события.
Задачи:
- создать организационные и содержательные условия для успешного усвоения учащимися знаний основных стадий антропогенеза;
- организовать групповую работу учащихся таким образом, чтобы они смогли провести взаимопроверку, самооценку и контроль знаний;
- воспитывать коммуникативные навыки и познавательный интерес к предмету.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: ПК (по количеству групп – 4), мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь.
Структура и ход урока:
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых
ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
1 | Организационный этап | Создает психологическую атмосферу урока | Настраиваются на работу | 1 мин. | |
2 | Проверка знаний | Предлагает учащимся выполнить разноуровневые тесты | Выполняют тест | 5 мин. | |
3 | Актуализация опорных знаний | ЭОР №1 ЭОР №2 |
Предлагает ответить на вопрос - Как можно объяснить наличие у человека рудиментов и атавизмов? Что это доказывает? |
Отвечают на вопрос | 1 мин. |
4 | Этап мотивации (определение совместной цели деятельности) | Нацеливает учащихся на прослушивание стихотворения и выделение в его содержании основных этапов в эволюции человека. | Один учащийся читает стихотворение Банацкой Ю.А. «Эволюция человека», а остальные слушают и определяют основные этапы в эволюции человека (см. Приложение) | 2 мин. | |
5 | Изучение нового материала | ЭОР №4 ЭОР №5
ЭОР №6 |
Обращает внимание на основные этапы
эволюции человека и их временные промежутки Предлагает задания каждой группе (деление учащихся на группы происходит заранее) составить характеристику своего этапа в эволюции человека, с использованием текста учебника §70 и ЭОР, результаты оформить в виде таблицы: 1 группа: австралопитеки; 2 группа: архантропы; 3 группа: палеоантропы; 4 группа: неоантропы. Предлагает каждой группе представить результаты своей работы |
Работают со схематическим рисунком Работают в группах с текстом учебника §70 и ЭОР, составляют характеристику своего этапа в эволюции человека и заполняют таблицу.
Представитель каждой группы выступает по результатам работы |
20 мин. |
Первичное применение знаний | Предлагает учащимся заполнить графы таблицы по другим стадиям антропогенеза | Заполняют графы таблицы | 5 мин. | ||
7 | Контроль и самопроверка знаний | ЭОР №14 ЭОР №15 ЭОР №16 ЭОР №17 ЭОР №18 ЭОР №19 ЭОР №20 |
Предлагает выполнить тестовые задания | Выполняют тест | 8 мин. |
8 | Подведение итогов, рефлексия | ЭОР №14 ЭОР №15 ЭОР №16 ЭОР №17 ЭОР №18 ЭОР №19 ЭОР №20 (с ответами) |
Подводит итоги выполнения тестовых заданий | Проводят взаимопроверку правильности выполнения тестовых заданий, выставляют оценку, согласно критериям | 2 мин. |
9 | Подача домашнего задания | Задает домашнее задание: §70, для каждой стадии антропогенеза написать синквейн | Записывают домашнее задание, задают вопросы | 1 мин
|
Таблица 2.
Приложение к плану-конспекту урока
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Приложение
Банацкая Ю.А.
Есть версия: что на заре цивилизации
Вдруг человек возник благодаря мутации.
И трудно нам сейчас поверить,
Что дикому подобен был он зверю:
Охотясь по-животному, был сильным,
Волосяной покров имел обильный.
На полусогнутых ногах передвигался
А мозг в объеме малом оставался
И назывался тот умелый человек
Никак иначе, а древопитек
И если составлять генеалогическое древо
Не обойтись без митохондриальной Евы.
Находка эта много прояснила
И в эволюции немало объяснила
На смену люди древние пришли,
Немало их останков ученые нашли.
Бесспорно, люди внешне изменились
И много в развитии добились.
Простейшие орудия труда
Использовались предками тогда:
Скребки, рубила и из камня топоры –
Успешно применяли люди той поры.
И питекантропа и австралопитека
Ученые назвали умелым человеком
Все усложнилось: мозг и кисти рук
За миллионы эволюционных лет не вдруг.
Ледник заставил предков выживать.
И человек огонь стал добывать,
Жилье простейшее построил он тогда,
Усовершенствовал орудия труда.
Мозг увеличился, и изменилась у него походка
О том свидетельствуют многие находки
И homosapiensом человека стали называть
Чтоб стройность той теории предать.
Да – это версия одна из многих…
В научности нельзя ей отказать
И если есть загадки в мирозданье
Возможно, вам и предстоит их разгадать.