Цели:
- Образовательные: расширять и закреплять представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизировать словарь по теме;
- Коррекционно-развивающие: формирование грамматического строя речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование существительных множественного числа, предложного падежа, сложных слов из двух простых, употребление прилагательных-антонимов, закрепление умения согласования имён числительных с именами существительными;
- развитие внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики, координация слова и движения.
- Воспитательные: воспитание интереса к окружающей среде и бережного отношения к ней, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент
Игра "Я умею делать так". Дети становятся в круг. Каждый по очереди называет своё имя, показывает любое движение, остальные повторяют. Затем все вместе приветствуют друг друга: "Доброе утро!"
2. Вводная часть
Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие и узнаем много интересного.
Презентация. Слайд №2
Нам придётся нелегко: ведь нужно открыть эти двери и узнать, кто за ними спрятался. Посмотрите, кто охраняет волшебные двери?
Дети: Драконы.
Логопед: Нужно сказать заклинание 3 раза с разной силой голоса: громко, тихо, шепотом – и драконы исчезнут.
Дети (хором): Зелёные драконы улетайте в норы.
Слайд №3
3. Пальчиковая гимнастика с песком
Логопед: Чтобы открыть волшебные двери, нужна тренировка. Сделаем разминку для пальцев, они должны быть ловкими и послушными.
1. Поздороваемся с песком сначала нежно, а потом
с силой дотрагиваемся до песка.
2. Поочередно каждым пальчиком, затем
одновременно.
3. Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком,
затем медленно высыпаем.
4. Дотрагиваемся до песка всей ладошкой –
внутренней, затем тыльной стороной.
5. Перетирает песок между пальцами, ладонями.
6. «Идут медвежата» – с силой надавливает на
песок кулачками.
7. «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ударяем по
поверхности песка.
8. «Ползут змейки» – расслабленными пальцами
/напряженными делаем волнистые линии
9. «Бегут жучки-паучки» имитирует движение
насекомых, двигая всеми пальцами
10. «Крокозябла» – это животное никто не видел, но
оно оставило на песке следы, какие придумайте
сами.
4. Артикуляционная гимнастика (под музыку)
Логопед. Для общения ваш язычок должен хорошо работать. Встаньте в круг и выполните несколько упражнений: «Улыбка-трубочка», «Чистим верхние зубы», «Чистим нижние зубы», «Качели», «Лошадка», «Часики».
5. Основная часть
Логопед. Ребята, вы готовы узнать, что за правой дверью?
Дети. Да.
Слайд №4
Логопед. Куда мы попали?
Слайд №5
Дети. Мы попали в лес.
Логопед. Какой сегодня солнечный весенний денёк. Давайте вдохнём глубоко свежий лесной воздух. А дышать будем так:
Работа над дыханием: вдох через нос, длительный выдох через рот – 3раза.
Логопед. Весна, прилетают птицы с юга…Что-то никого не видно в лесу?
Слайд №6
Ребята, посмотрите, почтовый голубь с письмом. Что в нём?
Логопед читает письмо с заданиями .
Логопед. Злая колдунья поймала перелётных птиц и посадила их в клетку.
Слайд №7
Логопед.Она выпустит птиц на волю, если мы выполним её задания.
Звучит аудио запись «Голоса птиц».
Слышите, они просят нас о помощи? Вы согласны им помочь? Мы должны быть натренированными.
Упражнение «Я смогу»
Погладьте правой рукой себя по голове. Левой по животу круговыми движениями. А теперь одновременно. А еще добавим: «Я смогу».
– Легко было выполнить это упражнение?
– Что нужно чтобы получилось?
– Достаточно ли верить в успех?
Вывод: нужно обязательно верить в успех, но еще надо добиваться результата добрыми делами и тренировками. Теперь проверим, готовы ли вы?
А вы ребята трусливые? – Храбрые.
Старые? – Молодые
Страшные? – Красивые
Грустные? – Весёлые
Грязные? – Чистые
Глупые? – Умные…
Тогда нам ничего не страшно.
Логопед читает задания. Колдунья спрашивает, каких птиц она посадила в клетку и сколько их.
Загадки.
Кто на елке, на суку счет ведет: «Ку-ку. Ку-ку»? (кукушка).
Всех перелётных птиц черней, чистит поле от
червей (грач).
Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.
Лепит домик под окном из травы и глины (ласточка).
Закурлыкали вдали, а зовут их... журавли.
Не сидит она на месте, на хвосте разносит вести (сорока).
В вышине небесной славит солнце песней (жаворонок).
Логопед. Загадки отгадали, теперь давайте посчитаем, сколько и каких птиц колдунья посадила в клетку.
«Считай и называй» – Работа детей у мольбертов.
Логопед. Ещё задание. Нужно сложить яйцо из скорлупок.
Колумбово яйцо (по числу детей). Работа детей на ковре.
Логопед. Молодцы! А теперь скажите «У кого кто?» вылупится из яиц.
– У грача – грачонок – грачата.
– У утки – утёнок – утята.
– У аиста – аистёнок – аистята.
– У журавля – журавленок – журавлята.
– У дрозда – дроздёнок – дроздята.
Логопед. Теперь колдунья хочет знать «Кто о ком заботится?»
– Грач заботится о грачатах.
– Гусь заботится о гусятах.
– Утка заботится об утятах.
– Журавль заботится о журавлятах.
– Дрозд заботится о дроздятах.
Физ.минутка. Давайте немного отдохнем. Тем более, у нас гость. Эта птица является символом мудрости, и она задает вопрос.
– Ребята, а вы знаете, что и кто есть в лесу?
А отвечать мы будем так. Я начинаю предложение «У
нас в лесу есть…брусника…» Следующий полностью
повторяет предложение и добавляет еще слово,
передавая сову по кругу.
Слайд №8
Логопед. Ребята, колдунья ещё желает проверить ваши знания о птицах.
Слайд №7
«Скажи, одним словом»
Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. Пример: У журавля длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У сороки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У грача чёрные крылья, он … /чернокрылый/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.
Логопед. Следующее задание. «Что могут делать птицы?»
Ребята, давайте вспомним, что могут делать птицы.
Ходить, клевать, взлетать, летать, прыгать, выводить(птенцов), вить(гнёзда), кормить, ухаживать, высиживать(яйца), петь.
Ещё одно задание. Упражнение "Нелепица". Ребята, внимательно послушайте предложения и скажите, как должно быть на самом деле.
– Птенцы высиживают яйца.
– Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
– Тело птицы покрыто шерстью.
– Скворец живёт в будке.
Логопед. Ура! Мы выполнили все задания колдуньи, и она выпустила лесных птиц из клетки.
Аудио запись щебета птиц и показ слайдов 9,10,11,12,13
Логопед. Пришло время открыть левую дверь.
Слайды № 14,15
Логопед. Ребята, птицы живут не только в лесу, но и на побережьях морей, озёр.
Слайд №16
Вы узнали это озеро?
Дети. Это Байкал.
Логопед. Вокруг себя повернись, на берегу Байкала окажись.
Слайды №17, 18, 19
Логопед. А ещё на берегу Байкала живёт очень забавная птичка, и я хочу вас с ней познакомить.
Слайд №20
Это – Турухтан.
Его еще называют полевым петушком, потому что,
драчливый. Он меньше голубя.Смотрите, какой у
него пышный воротник из разноцветных перьев.
Турухтаны настолько внешне отличаются друг от
друга, что ни найдешь, ни одной похожей по окраске
птицы.
Слайд №21 (видеоролик)
6. Итог занятия
Логопед. Наше путешествие подошло к концу. Где мы побывали сегодня и чем занимались?
Дети. В лесу и на берегу Байкала. Спасали птиц от злой колдуньи.
Поблагодарить детей и вручить им медали за спасение птиц.