Обращение к проблеме агрессии и насилия среди школьников обусловлено тем, что современная школа является не только образовательным учреждением, но и местом, в котором ребёнок нередко получает травматический социальный опыт.
Агрессивное поведение - явление сложное. Проявление агрессии может быть весьма разнообразным. Исследователи различают два основных типа агрессивных проявлений: целевая и инструментальная.
- Целевая агрессия – заранее спланированный акт, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту.
- Инструментальная агрессия – средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.
Агрессия различается:
по направленности:
- Агрессия, направленная вовне;
- Аутоагрессия (направленная против себя).
по цели:
- Инструментальная агрессия – как средство;
- Враждебная агрессия – как самоцель.
по форме выражения:
- Физическая агрессия;
- Вербальная агрессия.
по степени выраженности:
- Прямая агрессия;
- Косвенная агрессия.
по наличию инициативы:
- Инициативная агрессия;
- Оборонительная агрессия.
Выделяют несколько типов агрессии:
Деструктивная (злость, ярость, задиристость, желание отомстить) может быть защитной реакцией, способной причинить ущерб самой личности и другим объектам и субъектам. Деструктивная агрессия активизируется в результате сильных неприятных эмоций и переживаний.
Позитивная агрессия – настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели, результата. Вызывается врожденными инстинктами, помогающими успешно адаптироваться в среде и социуме, служит для удовлетворения желаний и достижения целей.
Инициативная агрессия имеет место, когда агрессор является зачинщиком, инициатором нападения, а оборонительная является адекватной реакцией на агрессию со стороны.
Причины агрессивного поведения у детей и подростков.
- Агрессия может быть обусловлена:
- Врожденными инстинктами и задатками;
- Потребностями, активизируемыми внешними стимулами;
- Внутренними конфликтами, заболеваниями психики;
- Познавательными и эмоциональными процессами;
- Актуальными социальными условиями в сочетании с предшествующим опытом.
Агрессивное поведение обусловлено социальными связями и отношениями. Агрессия может быть обоснованной и использоваться с целью защиты или разрушительной и использоваться с целью нападения. Она может выражаться в разнообразных формах и проявлениях и иметь скрытый, открытый, индивидуальный или групповой характер.
На агрессивное поведение детей влияет комплекс факторов:
Персональные факторы:
- низкий уровень воспитания;
- неадекватная заниженная самооценка;
- высокая импульсивность;
- злоупотребление алкоголя, наркотиками, компьютерными играми;
- готовность к риску;
- ограниченное чувство самосохранения;
Поведенческие факторы:
- поведение, создающее помехи для окружающих;
- вандализм;
- бесцельное время провождение;
- прогулы и слабая успеваемость в школе;
- ранние сексуальные контакты;
- приводы в милицию;
- ранняя судимость;
Социальные факторы:
- культ насилия в обществе;
- влияние СМИ;
- отклоняющееся поведение родителей;
- низкий социально-экономический статус семьи;
- зависимость от социальной помощи;
- смена воспитателей (отчим, мачеха);
- семейное и сексуальное насилие;
- друзья с отклоняющимся поведением;
- внутрисемейные конфликты;
- личные проблемы;
- переполненные классы;
- раздражение и усталость от школы.
Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка). Дети из неблагополучных семей имеют больше шансов стать правонарушителями, чем дети, воспитанные в хороших, благополучных семьях. Гиперопека или равнодушие со стороны родителей также могут спровоцировать агрессивное поведение у ребёнка. Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.
Бурное биологическое развитие и стремление к самостоятельности у подростков вызывает трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Ещё вчера послушный и спокойный ребёнок, усердно занимающийся в школе и с удовольствием посещающий различные кружки-секции, сегодня - раздражительный и агрессивный бунтарь, практически потерявший интерес к школе и забросивший ранее любимые занятия.
Школьные агрессоры – это чаще всего лица мужского пола. “Типичные агрессоры” ведут себя вызывающе по отношению к ровесникам и взрослым. Они импульсивны, доминанты, менее чувствительны к боли предпочитают насилие как наиболее удобное средство для разрешения спорных и конфликтных ситуаций. Они физически сильнее своих одноклассников и других сверстников, прежде всего тех, кого они преследуют и выбирают в качестве “жертвы”.
Среди “жертв” (“социальных аутсайдеров”) отмечаются пассивные и провоцирующие жертвы.
Пассивные – спокойные, сдержанные, боязливые дети. Они имеют заниженную самооценку, чувствуют себя менее привлекательными, физически слабее сверстников и в момент нападения отступают или реагируют слезами или бегством.
Другая группа – “провоцирующие жертвы”, могут одновременно демонстрировать образцы боязливого и агрессивного поведения. Частично у провоцирующих жертв обнаруживаются те же признаки, что и у агрессоров. Такие подростки импульсивны, легко ранимы и “постоянно готовы к борьбе”. Своим неадекватным поведением они провоцируют агрессию со стороны окружающих и легко позволяют вовлечь себя в насильственные действия. С одной стороны они являются жертвами, а с другой – пытаются терроризировать более слабых и беззащитных сверстников. Провоцирующие жертвы нелюбимы как среди сверстников, так и среди взрослых. Их поведение свидетельствует о том, что во многих ситуациях, связанных с агрессией и насилием, невозможно провести чёткой границы между типичными жертвами и агрессорами.
Практически в каждом классе имеются дети, которые являются “козлами отпущения” для окружающих. Их постоянно дразнят, обругивают, унижают или бьют. Их вещи и предметы постоянно разбрасывают по классу или прячут. На переменах им постоянно приходится скрываться от кого-нибудь или находиться рядом со взрослыми (учителями), для них свойственны нестандартные поступки и замкнутость.
Психолого-педагогическая характеристика агрессивного поведения школьников.
В поведении детей-агрессоров и аутсайдеров, как правили, наблюдаются наиболее типичные отклонения от нормы. Вот некоторые проявления такого поведения.
АУТСАЙДЕР
- не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;
- не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг(спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);
- одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;
- по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
- задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
- у него наблюдается пессимистическое настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
- выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение вымещает на родителях, родственниках, более слабых (младшие братья и сестры, домашние животные);
- выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особенно тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;
- приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
- выбирает нестандартную дорогу в школу.
АГРЕССОР
- вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);
- типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;
- ребёнок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;
- в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);
- приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;
- группируется со старшими подростками;
- имеет садистские наклонности;
- в мгновение ока переходит от довольства к злобе;
- в игре навязывает друзьям свои правила;
- злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
- игнорирует указания и легко раздражаются;
- игнорирует указания и легко раздражается;
- ведет себя так, будто ищет повод к ссоре;
- не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.
Агрессивное поведение подростка, как правило, бывает направлено против взрослых и родственников. Оно выражается во враждебности, словесной брани, наглости, непокорности, постоянной лжи, прогулах и вандализме. Дети с этим типом нарушений обычно даже не стараются скрыть свое антисоциальное поведение. Они часто рано начинают вовлекаться в сексуальные отношения, курить, употреблять алкоголь и наркотики. У многих из этих детей нарушаются социальные связи, что проявляется в невозможности установить нормальные контакты со сверстниками.
Диагностика агрессивного поведения.
Диагностика агрессии по анкете-опроснику Басса-Дарки является одной из самых распространённых методик, используемых педагогами, психологами для выявления различных форм и видов агрессии. Клиент в завуалированной форме отвечает на вопросы теста. В процессе тестирования выявляется доминанта того или иного уровня агрессии (приложение 1).
Родители знакомятся с результатами тестирования, проведенного заранее с учащимися класса и рекомендациями. Эти материалы каждый родитель получает индивидуально (приложение 2).