ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста (оздоровительных, образовательных, воспитательных) можно использовать гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.
Естественные факторы природы и физические упражнения сочетаются в одну форму физического воспитания – детский туризм.
Это помогает:
- расширить знания у детей о природных и погодных явлениях;
- совершенствовать естественные виды движения и обогащать двигательный опыт (ориентироваться в пространстве);
- развивать координационные способности и выносливость, как основу физической подготовки ребенка;
- укреплять волю, развивать смелость, самостоятельность, проявление товарищества, взаимопонимание.
Содержание программы рассчитано на год занятий с детьми старшего дошкольного возраста, проявляющими интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению. Рекомендуемый минимальный состав группы не менее 12 человек.
Примерная учебная программа года занятий рассчитана на 144 часа, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность исходя из времени года и погодно- климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырех часов на местности.
В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей и специально подготовленного организатора детской оздоровительно-познавательной, туристской деятельности (учитель, родитель, старший школьник, студент педагогического училища, педагогического вуза). В программе предлагается активное участие детей и их родителей в туристско-краеведческой и оздоровительно-познавательной деятельности.
Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения; подвижные игры; мини-соревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки), так и познавательно-творческой деятельности обучающихся (экскурсии, беседы; коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках; просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов; изготовление детьми поделок из природных материалов, рисование природных объектов.
Экскурсии и прогулки в парк можно начинать и с младших групп при условии учета возрастных особенностей, состояние здоровья, индивидуальных показателей.
При планировании похода или прогулки в лес (в парк, к озеру) важно продумать организацию времени: народные, подвижные, спортивные игры и упражнения, аттракционы, игры малой подвижности, загадки и т.д. Предварительно с детьми ведется предварительная работа о технике безопасности, о правилах поведения в парке или в лесу. Содержание прогулок, походов, занятия за пределами детского сада по нагрузке на организм ребенка и продолжительность его соответствовать установленной норме.
Туризм и краеведение неразрывно связаны между собой, их делят только для удобства изложения.
Краеведение в детском саду начинается с самого ребенка, его имени, его ближайшего окружения, в том числе природного.
Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.
Основная цель экологического воспитания- воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Программа включает в себя 3 тематических раздела:
- 1 раздел- “Основы туризма”;
- 2 раздел- “Основы краеведения”;
- 3 раздел- “Экология”.
В разделе “Основы туризма” обучающиеся изучат личное и групповое снаряжение туриста, разбивка лагеря, умение пользоваться компасом, фонарем и другими снаряжениями туриста.
В разделе “ Краеведения” обучающиеся научатся составлять летопись своей семьи, находить на карте свой детский сад, свой дом, ориентироваться на местности (в своем микрорайоне), запоминать свой адрес, фамилию.
В разделе “ Экология” обучающиеся научатся чувствовать красоту природы, проявлять добрые чувства к ней, заботливо относится к растениям и животным, и изучат правила поведения в лесу, в парке.
Педагогу важно предусматривать организацию отдыха детей после интенсивной физической или эмоционально-психологической нагрузки для восстановления ими затраченных сил. Каждое мероприятие - туристская прогулка, мини-соревнования, физические упражнения, экскурсия и прочие - должно предполагать общее оздоровительное, закаливающее воздействие на организм учащихся, нормализацию всех его функций.
Программа предусматривает проведение систематической (не менее 2 раз в течение каждого года занятий) психолого-педагогической и медико-функциональной диагностики и тестирования обучающихся с целью контроля за влиянием занятий на их организм и отслеживания динамики развития функциональных, физических и творческих способностей детей. Такое наблюдение позволит своевременно корректировать объем, интенсивность и продолжительность нагрузок.
РАПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО РАЗДЕЛАМ
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ | ВСЕГО ЧАСОВ | ТЕОРИЯ (ЧАСЫ) | ПРАКТИКА (ЧАСЫ) |
Основы туризма | 55 | 15 | 40 |
Основы краеведения | 30 | 12 | 18 |
Экология | 59 | 21 | 38 |
ИТОГО: | 144 | 48 | 96 |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ “ТУРИСТЯТА”
ОСНОВЫ ТУРИЗМА
Кто такой турист?
Проверка уровня знания обучающихся о туризме в целом. Изучение понятия “турист”, его функции.
Практические занятия:
Рассказ о туристе, рисунки.
Компас и его устройство
Изучение понятия “компас”, принцип его действия, правила пользования компасом.
Практические занятия:
Закрепление правил пользования компасом с помощью выполнения заданий (определение сторон света) .
Реквизиты туриста
Как можно узнать туриста? Без чего турист не может обойтись?
Практические занятия:
Закрепление пройденного материала с помощью дискуссии.
Личное снаряжение туриста- детсадовца
Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: рюкзачок, обувь, одежда, личная посуда, компас, фонарь, карта, аптечка.
Практические занятия:
Обсуждение необходимости каждого предмета, выдвижение своих предложений.
Рюкзак туриста- детсадовца
Как правильно собрать рюкзак, что положить в рюкзак.
Практические занятия:
Игра “Собери рюкзачок к туристской прогулке”. Сбор группы и прогулка по двору детского сада.
Групповое снаряжение
Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки их виды и назначение.
Кухонное и костровое снаряжение: котелки (канны), таганок, саперная лопатка, рукавицы, кухонная клеенка, половники, ножи, упаковка для продуктов питания.
Практические занятия:
Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения для туристской прогулки. Овладение навыками пользования групповым снаряжением.
Разбивка лагеря
Бивак на туристской прогулке. Охрана природы при организации лагеря. Требования к лагерю (наличие дров и источника питьевой воды, безопасность, эстетичность). Устройство и оборудование лагеря (места для установки палаток, приготовления и приема пищи, отдыха)
Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки. Требования к месту для установки палатки на поляне .
Практические занятия:
Планирование и организация лагеря на местности во время туристской прогулки.
Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка палатки для транспортировки. Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки.
Правила поведения в лесу
Изучение правил поведения в лесу.
Практические занятия:
Закрепление правил поведения с помощью ролевых игр.
Уборка места привала, девиз туриста- детсадовца: “После нас лучше, чем до нас”
Повторение одного из правил поведения в лесу.
Практические занятия:
Проведение экологического субботника во дворе детского сада.
Правила безопасности на прогулке и экскурсиях
Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе. Организация привалов во время прогулки (экскурсии). Ритм и темп движения туристской группы во время прогулки (экскурсии). Правила перехода дорог, улиц. Взаимопомощь в туристской группе. Распорядок дня юного туриста во время экскурсии и на прогулке.
Охрана природы на туристской прогулке или во время экскурсии.
Практические занятия:
Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего.
Прогулка по зданию детского сада
Повторение правил безопасности при передвижении внутри здания (детский сад)
Практические занятия:
“Туристская” прогулка.
Прогулка-экскурсия по двору детского сада
Повторение правил безопасности при передвижении на территории детского сада.
Практические занятия:
“Туристская” прогулка
1.13 Туристская песня
Отражение темы туризма в песнях известных авторов.
Практические занятия:
Разучивание 1-2 туристских песен.
ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ
Я.Мое имя, её значение
Для чего людям дают имена. Значение слова “имя”.
Цель: вводная часть для создания летописи.
Практические занятия:
Маленький рассказ о значении своего имени.
2.2 Фамилии, имена, отчества членов семьи
Что такое “летопись”. Для чего нужна летопись.
Цель: четкое знание имен своих родных и близких.
Практические занятия:
Создание летописи своей семьи.
2.3 В этом доме я живу
Что такое “дом”. Какой он бывает.
Цель: знание адреса своего дома и его расположение.
Практические занятия:
Рассказ “Дом, в котором я живу”
2.4 Это мой детский сад.
Что такое “детский сад”. Кто там живет.
Цель: знание адреса детского сада.
Практические занятия:
Рисунок “Мой детский сад”
2.5 Улицы, на которых находятся мой дом и детский сад.
Цель: знание дороги от дома до детского сада.
Практические занятия:
Схема- рисунок “Дорога от моего дома до детского сада”
2.6 Мой микрорайон города
В каком микрорайоне ты живешь. История микрорайона. Чем он знаменит.
Слайд- шоу “История Камских Полян Нижнекамского района”
Цель: знание истории родного края.
Практические занятия:
Рисунок “Мой родной поселок”
2.7 Мои родственники- участники великой Отечественной войны.
Память участникам великой Отечественной войны.
Цель: продолжение летописи своей семьи.
Практические занятия:
Рисунок “Память участникам великой Отечественной войны”, рассказ о родных, близких – участниках великой Отечественной войны, продолжение летописи.
2.8 Богатство родного края.
Почему наш край называют равнинным. Особенности Камско- полянской природы и животного мира. Животный мир заполнение карты, просмотр видеофильма. Знакомство с природой. Хвойные деревья. Полезные ископаемые. Лечебные свойства камней. Где и как используются полезные ископаемые
Цель: знание родного края
Практические занятия:
Рисунки “Природа родного края”, создание коллекции полезных ископаемых, игры по различной тематике.
2.9 “Бабушкин сундук”
Знакомство детей с женским национальным костюмом.
Цель: знание истории своего народа.
Практические занятия:
Рисунки, рассказ о костюме.
2.10 “Каково на дому, таково и самому”
Русская изба. Повседневное и праздничное убранство дома. “Изба деление” на углы. Домовой – кто он?
Цель: знание истории своего народа.
Практические занятия:
Рисунки по тематике.
2.11 “Каково на дому, таково и самому”
Русская изба. Повседневное и праздничное убранство дома. “Изба деление” на углы. Домовой – кто он?
Цель: знание истории своего народа.
Практические занятия:
Рисунки по тематике.
2.12 Экскурсии по городу, музеям.
Цель: закрепление пройденного материала по различной тематике, увеличение кругозора обучающегося.
ЭКОЛОГИЯ
3.1 Мир вокруг нас
Введение в предмет “Экология”
Практические занятия:
Рисунок “Мир вокруг нас”
3.2 Экопроект “Моя планета”
Проблемы экологии на сегодняшний день.
Цель: научить видеть красоту природы.
Практические занятия:
Экологический субботник.
3.3 Что такое лес?
Изучение понятия “Лес”
Цель: увеличение знаний о лесе.
Практические занятия:
Рисунок “ Лес ”, игры по тематике.
3.4 Представление о лесе и его обитателях.
Кто живет в лесу, его жители.
Цель: увеличение знаний о лесе и его обитателях.
Практические занятия:
Рисунок “Обитатели леса”,игры по тематике.
3.5 Приметы леса.
Каким бывает лес осенью, летом, весной и зимой?
Цель: увеличение знаний о лесе.
Практические занятия:
Рисунок “Времена года”
3.6 Путешествие мир лекарственных растений
Цель: увеличение знаний о лекарственных растениях.
Практические занятия:
Рисунки и игры по тематике.
3.7 Операция “ кормушка”
Как живут птицы зимой. Для чего нужны кормушки для птиц. Как их правильно делать.
Цель: научится проявлять добрые чувства к животному миру.
Практические занятия:
Конструирование кормушек для птиц. Рисунки “Птицы”.
3.8 “Я живу в Татарстане”
Цель: увеличение кругозора о родном крае и проблемах экологии края.
3.9 “Красота и богатство Татарской природы”
Уникальные уголки нашего края.
Цель: увеличение кругозора
3.10 “ кудесник – Шишкин” ( вечер)
Знакомство с творчеством художника. Герои картин. Детская продуктивная деятельность по теме.
3.11 “Богатство земли Нижнекамской”
Полезные ископаемые.
Цель: увеличение кругозора
3.12 Экскурсии по различной тематике
Цель: увеличение кругозора и закрепление пройденного материала.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ “ТУРИСТЯТА”
Первый год обучения по 2 часа 2 раза в неделю.
№ | Наименование тем | всего | теория | практика |
1. Основы туризма | ||||
Кто такой турист? | 3 | 1 | 2 | |
Компас и его устройство. | 3 | 1 | 2 | |
Реквизиты туриста | 4 | 2 | 2 | |
Личное снаряжение туриста- детсадовца | 5 | 2 | 3 | |
Рюкзак туриста- детсадовца | 5 | 1 | 4 | |
Групповое снаряжение | 5 | 1 | 4 | |
Разбивка лагеря | 6 | 2 | 4 | |
Правила поведения в лесу | 5 | 1 | 4 | |
Уборка места привала, девиз туристят: “После нас лучше, чем до нас” | 4 | 1 | 3 | |
Правила безопасности на прогулке и экскурсиях | 4 | 1 | 3 | |
Прогулка по зданию детского сада | 4 | 1 | 3 | |
Прогулка- экскурсия по двору детского сада | 4 | 1 | 3 | |
Разучить 1-2 туристские песни | 3 | 0 | 3 | |
Всего: | 55 | 15 | 40 | |
2. Основы краеведения | ||||
2.1 | Я.Мое имя, её значение | 3 | 1 | 2 |
2.2 | Фамилии, имена, отчества членов семьи | 3 | 1 | 2 |
2.3 | В этом доме я живу | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Это мой детский сад | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Улицы ,на которых находятся мой дом и детский сад. | 2 | 1 | 1 |
2.6 | Мой микрорайон города | 2 | 1 | 1 |
2.7 | Мой город | 2 | 1 | 1 |
2.8 | Мои родственники- участники великой Отечественной войны | 3 | 1 | 2 |
2.9 | “Бабушкин сундук” | 2 | 1 | 1 |
2.10 | “Каково на дому, таково и самому” | 2 | 1 | 1 |
2.11 | Богатство родного края | 13 | 1 | 2 |
2.12 | Экскурсии по городу, музеям. | 4 | 1 | 3 |
Всего: | 30 | 12 | 18 | |
3. Экология | ||||
3.1 | Мир вокруг нас | 4 | 1 | 3 |
3.2 | Экопроект “Моя планета” | 5 | 2 | 3 |
3.3 | Что такое лес? | 3 | 1 | 2 |
3.4 | Представление о лесе и его обитателях | 5 | 2 | 3 |
3.5 | Приметы леса | 3 | 1 | 2 |
3.6 | Путешествие мир лекарственных растений | 5 | 2 | 3 |
3.7 | Операция “ кормушка” | 4 | 1 | 3 |
3.8 | “Я живу в Татарстане” | 5 | 2 | 3 |
3.9 | “Красота и богатство Нижнекамской природы” | 5 | 2 | 3 |
3.10 | “ кудесник – Шишкин” (вечер) | 5 | 2 | 3 |
3.11 | “Богатство земли Нижнекамской” | 5 | 2 | 3 |
3.12 | Экскурсии по различной тематике | 10 | 3 | 7 |
Всего: | 59 | 21 | 38 | |
ИТОГО ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ | 144 | 48 | 96 |
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЧНОГО ТУРИСТСКОГО СНАРЯЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКА.
1.Рюкзачок для туристских прогулок;
2.Сидушка походная;
3.Туристские ботинки или обувь на твердой подошве;
4.Обувь спортивная;
5.Сапоги резиновые;
6.Фляжка или емкость для питьевой воды (1-1,5л);
7.Головной убор;
8.Штормовка и брюки (ветрозащитный костюм);
9.Спортивный тренировочный костюм;
10.Свитер шерстяной;
11.Брюки ветрозащитные;
12.Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, складной нож );
13.Блокнот, ручка;
14.Мазь от кровососущих насекомых;
15.Варежки (для лыжных походов);
16.Коврик туристический;
17.Лыжи с креплениями и ботинками;
18.лыжные палки;
19.Лыжная шапочка;
20.Перчатки рабочие;
21.Носки шерстяные.