Цель игры: развитие познавательного интереса обучающихся к физике как науке о природе, их активности, расширение кругозора, умения логически и творчески мыслить, повторение пройденного материала.
Участники игры. В игре принимают участие две команды. Число членов команд —5 человек Ведущий, два его помощника и болельщики команд. Болельщики могут помогать
Оборудование: ПК, проектор, презентация
Ведущий (или преподаватель). Дорогие друзья! Начинаем игру “Ваше слово, эрудиты!”. В переводе с латинского eruditus [эрудитус] - это человек, который имеет глубокие, всесторонние познания. Можно сказать - это специалист широкого профиля. Памятуя ядовитый парадокс великого английского писателя Бернарда Шоу: “Специалист - это человек, который знает все больше и больше о все меньшем и меньшем, и в конечном итоге он знает все ни о чем”, - мы сегодня постараемся объединить в некоторых предлагаемых вашему вниманию вопросах гуманитарные и естественнонаучные проблемы. Так что все стоящие перед нами игроки — это эрудиты в самом хорошем смысле этого слова.
Итак, начинаем игру! Сегодня в ней принимают участие... (Представляет команды обучающихся)
Ведущий: Из письма Эйнштейна Чаплину: “...Ваши фильмы понятны всем в мире, и вы непременно станете великим человеком!” Из ответа “...Я восхищаюсь Вами ещё больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а вы тем не менее стали великим человеком!” Надеемся ,что все ответы на наши вопросы для вас известны и вместе вы не допустите ни одной ошибки.
1 конкурс.
“Суперлёгкая” физика“Дальше, дальше, дальше”
Поочерёдно, в течение одной минуты, командам задают вопросы, игроки должны ответить на них. Если они затрудняются, то говорят “Дальше”.За каждый правильный ответ команде присуждают 1 балл.
1.Воздушная оболочка Земли (атмосфера)
2.Прибор для измерения массы тела (весы)
3. Учёный ,в честь которого названа единица измерения энергии (Джоуль)
4.Разность значений величин, соответствующих двум ближайшим штрихам на шкале прибора (цена деления)
5.Численное значение нормального атмосферного давления (760 мм.рт.ст.)
6.Состояние при котором вес тела возрастает (перегрузка)
7.Учёный ,впервые измеривший атмосферное давление (Э.Торичелли)
8.Прибор для измерения скорости ( спидометр)
9.Крупнейший изобретатель, основоположник отечественной космонавтики (К.Э.Циолковский)
10. “Устройство” с помощью которого рыбы регулируют значение действующей на них архимедовой силы и глубины погружения в водную среду (плавательный пузырь)
11.Скорость тела в данный момент времени (мгновенная)
12.Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени (механическое движение)
13.Аппарат для исследования морских глубин опускаемый в воду на тросе с судна (батисфера)
14.Название тела, совершившего хотя бы один оборот вокруг Земли (искусственный спутник Земли)
15.Техническое устройство для уменьшения трения (подшипники)
16.Название силы “движущей мирами” (сила всемирного тяготения)
17.Природа силы трения (электромагнитная)
18.Величена характеризующая инертность тела (масса)
19.Явление отсутствия веса у тела (невесомость)
20 Прозрачное тело, находящееся в глазу, похожее на собирающую линзу и выполняющие её функции (хрусталик)
21.Числовое значение первой космической скорости для Земли (7,9км/с)
22.Направление скорости тела в любой точке криволинейной траектории (по касательной)
23.Движение, при котором все точки тела движутся одинаково (поступательное)
24.Итальянский учёный, изучавший свободное падение тел (Г.Галилей)
25.Численное значение работы, совершённой в единицу времени (Мощность)
26.Французский учёный, имя которого носит прямоугольная система координат (Р.Декарт)
27.Линия, по которой движется тело (траектория)
28. Основные механические единицы в СИ (метр, килограмм, секунда)
Ведущий: Однажды на лекции известного русского учёного, основоположника эволюционной палеонтологии В.О.Ковалевского, один студент из озорства пропел петухом. Профессор достал из своего кармана часы и проговорил: “Они отстают, так как показывают 7часов вечера, а должно быть 3 часа ночи”. Увидев недоумённые взгляды студентов, профессор пояснил: “Да-да это так. Инстинкт низших животных, как это убедительно доказано наукой, безошибочен”. Посмотрим, насколько вы эрудированны.
2 конкурс. “Эрудит”
Каждой команде задаётся по 3 вопроса, учащиеся выбирают произвольно номер задания
Медицинские нитки должны быть достаточно толстыми, поэтому ушко иголки тоже должно быть широким. Такая иголка при наложении швов оставляет большой след, рвёт ткани, образуя дополнительные ранки. Как; быть? Предложите усовершенствование иглы. (Ответ: отказаться от иголки вообще, металлизировать конец нити, который и будет выполнять функцию иглы.)
В Германии не рубят под Рождество с газонов ёлки. Почему?
(Ответ: ёлки обрабатывают специальным составом, который издаёт неприятный запах привнесении их с улицы в тёплое помещение. Кому нужна такая ёлка?)
Некий город стоит на реке, которая течёт только ночью. Как это объяснить? (Ответ: начало реки - высоко в горах. Днём солнце растапливает горный снег, образуется порция воды, которая подходит к городу лишь к ночи. К утру эта порция заканчивается. Так повторяется ежедневно. Такая река действительно существует в Чили.)
Лёд в водосточной трубе намерзает. Днём подтаивает и падает с грохотом, разбивая трубу. Осколки выскакивают на тротуар, пугая и задевая прохожих. Что вы можете предложить, чтобы убрать эти неприятные явления? {Задача ТРИЗ.) (Ответ: в трубу пропустить верёвку. Ледышка, подтаивая со стороны стенок трубы, не падает, а висит на верёвке, пока вся не растает.)
Часто можно видеть, как хозяйка, желая ускорить варку, усиливает огонь под кастрюлей, в которой кипит вода. Правилен ли этот приём? (Ответ: нет.)
В статье, опубликованной в “Докладах Французской академии наук”, учёные утверждают, что нашли связь между размерами бороды и густотой шевелюры: чем больше и гуще борода, тем чаще образуется лысина. Как это объясняет физика? (Ответ: густой волосяной покров ухудшает теплоотдачу. Чтобы избежать перегрева головного мозга, организм вынужден избавиться от волос в верхней части головы.)
Сточная промышленная труба обрастает слоем
жира, грязи. Необходимо периодически его счищать,
например, битым кирпичом. Но маленькие кусочки
лёгкие и не снимают -слоя, большие – загромождают
трубу, образуя затор, хотя и счищают слой. Как
быть?
(Задача ТРИЗ.) (Ответ: маленькие кусочки
битого кирпича надо заморозить в большие.
Большие куски хорошо счищают жир, по мере таяния
распадаются на маленькие и не образуют заторов.)
Проделайте опыт. Алюминиевый стакан калориметра, в котором находится снег, поставьте на деревянный диск, смоченный водой. Добавьте соль в снег, размешайте её ложкой. Пронаблюдайте, что происходит, и объясните причину этого с физической точки зрения.
Почему металл не трескается при резких колебаниях температуры воздуха, а камень трескается?
Ответ. Металл обладает большей теплопроводностью, чем камень. При колебаниях температуры в металле не возникают такие напряжения, которые способны привести к трещинам.
Ведущий: подведем итоги второго конкурса
Ведущий: Профессор работал в лаборатории с одним из своих студентов; они не знали, под каким напряжением находятся клеммы прибора, к которым они должны были подключить аппаратуру, - 110 или 220 В. Студент хотел сбегать за вольтметром, но профессор предложил ему определить напряжение на ощупь.
- Но ведь меня просто дернет, и все, — возразил студент.
- Да, но если тут 110 В, вы отскочите и воскликнете просто: “О, черт!”, а если 220 В, то выражение будет покрепче.
- Сегодня я встретил одного парня, так он, наверное, перед этим подключился к напряжению 440 В.
3 конкурс “Экспериментатор”
Каждой команде на 5 мин дается задание, для выполнения которого необходимо заранее приготовить карандаши, тонкую проволоку, линейки, бумагу, ручки, иголки, зернышки пшена. За верно выполненное задание команды получают по 5 баллов.
Задание. С помощью линейки и карандаша как можно точнее вычислите диаметр проволоки.
4 Конкурс
Ведущий: “Внимание”!Только у нас и только сейчас проводится конкурс “Угадай учёного
Загадка первая
- При нём Кембридж стал славиться не богословием, а физикой и математикой.
- Он был избран в парламент Англии. И единственным его выступлением там были слова: “Закройте окно, дует”.
- За свои научные достижения он был возведён королевой Англии в рыцарское достоинство.
- Его девизом были слова: “Сделал что мог, пусть другие сделают больше”.
- Открытые им четыре закона стали основой классической механики.
(Сэр Исаак Ньютон.)
Загадка вторая
- Он основал новую отрасль знаний физическую химию.
- Он объяснил электрическую природу северных сияний.
- Он автор первого учебника физики на русском языке.
- О нём говорили: “Смотри-де какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться”.
- Он автор строк: “Дерзайте, ныне ободренны,/
/Раченьем вашим __ показать,//
Что может собственных Платонов,//
И быстрых разумом Невтонов//
Российская земля рождать”.
(Михаил Васильевич Ломоносов.)
Загадка третья
- Он — один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
- Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.
- Он — крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.
- С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
- По легенде, ему принадлежит возглас: “Эврика!”, прозвучавший вслед за сделанным им открытием.
(Архимед.)
Загадка четвёртая
- Она — об уникальном путешественнике. Кто он? Подсказки:
- Претендентов на это путешествие было около 3 тыс., однако выбор пал на него.
- Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.
- Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба...
- Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.
- Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: “Поехали!”.
(Ю.А. Гагарин.)
Загадка пятая
- И снова о человеке-легенде. Подсказки:
- Он жил в IV в. до н.э.
- Он был воспитателем Александра Македонского.
- Его сочинения относятся ко всем областям знаний того времени: философии, астрономии, механике, теории звука, оптике, метеорологии.
- В основе его физики лежали рассуждения и умозаключения.
- Его учение было канонизировано церковью, признано святым, неизменным и господствовало в науке около 1000 лет.
(Аристотель.)
Загадка шестая
Речь пойдет о живом существе. Кто оно? Подсказки:
- Чувствительность его глаз так велика, что при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.
- Мощность, развиваемая его сердцем, = 2,2 Вт.
- Его мозг за 0,05 с распознает объект, изображение которого зафиксировал глаз.
- За свою жизнь оно съедает около 40 т пищи.
- Это самое умное животное на Земле. (Человек.)
Ведущий: подведём результаты 4 конкурсов.
Ведущий:
Одна знакомая просила А.Эйнштейна позвонить ей по телефону, но предупредила, что номер, 24361, очень трудно .запомнить. “И чего же тут трудного? - удивился Эйнштейн. – Две дюжины и 19 в квадрате”.Надеемся, что вы также сообразительны, и сможете ответить на наши вопросы.
5 Конкурс “Физика с юмором: что это?”
1. Земля на постаменте. 2. Беспорядок. 3. Он роднит иллюзиониста с линзой. 4. Не зная его закона, сиди дома. 5. Он садится сам. без всякого суда и следствия. 6. Частица, нахватавшаяся электричества. 7. Музыкальная вилка. 8. Моторизованный велосипед. 9. Как звали женщину, первой оторвавшуюся от Земли на аппарате тяжелее воздуха? 10. Телоутеплитель.
(Ответы. 1. Глобус. 2. Хаос. 3. Фокус. 4. Ом. 5. Аккумулятор. 6. Ион. 7. Камертон. 8. Мопед, 9. Баба-яга. 10. Шуба.
6 конкурс “Артистический”
В этом конкурсе капитаны команд вытягивают название задания. Команды должны показать с помощью пантомимы данное задание, а другая команда должна угадать задание соперника.
- жизнь растений (прорастание, цветение, плодоношение, увядание)
- извержение вулкана
- работа холодильника
- броуновское движение
- эволюция человека
- процесс старения
Ведущий: Бор с женой и молодым физиком Казимиром возвращались вечером из гостей. Казимир был завзятым альпинистом и с увлечением рассказывал о скалолазании, а затем захотел продемонстрировать свое мастерство, избрав для этого стену ближайшего дома. Когда он, цепляясь за выступы стены, поднялся уже выше второго этажа, за ним, раззадорившись, двинулся и Бор. Маргарита Бор с тревогой наблюдала снизу. В это время послышались свистки и к дому подбежало несколько полицейских. Здание оказалось отделением банка.
Сейчас мы проверим на сколько вы умны и находчивы.
7 конкурс Полиглот - скажи одним словом
1. Пишу на расстоянии (греч.).
2. Маленькая масса (лат.).
3. Распространение, рассредоточение (лат.).
4. Безжидкостный (греч.).
5. Прибор для измерения давления (греч.).
6. Вес, тяжесть (греч.).
7. Газовый шар (греч.).
8. Далёкий звук (греч.).
9. Неделимый (греч.).
10.. Частица (лат.).
{Ответы. 1. Телеграф. 2. Молекула. 3. Диффузия. 4. Анероид. 5. Манометр. 6. Барос. 7. Атмосфера. 8. Телефон. 9. Атом. 10. Корпускула.
Игра “Физическая азбука” для болельщиков
Болельщикам каждой команды предлагают: за 1 минуту назвать как можно больше физических терминов или фамилий ученых-физиков, начинающихся на заданную букву. Каждый правильный термин или фамилия приносит команде 1 балл.
Ведущий. Подведём итоги игры и наградим победителей.