Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной деятельности учащихся.
Задачи:
- расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;
- выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;
- выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений
- сформулировать рекомендации родителям учащихся по преодолению трудностей при обучении чтению и письму
Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Эти сложнейшие навыки связаны с высшими психическими функциями – внимание, восприятие, память, мышление.
К сожалению, родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – “не способность”, “плохую подготовленность” или не желание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Конечно, есть дети функционально незрелые, не готовые к освоению этих сложных навыков. От того как относятся взрослые к возникающим у ребёнка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребёнку, зависит успех любой помощи.
Хотелось бы отметить, что более 90% детей, поступающих в первый класс, не имея негативного опыта предшкольного обучения, имеют очень высокую учебную мотивацию, хотят идти в школу, учиться в школе. Обращаю ваше внимание на то, что уже к декабрю более 60% первоклассников не хотят учиться, так как учёба – это новые условия жизни, новый вид деятельности, новые нагрузки и новые требования. Родители должны быть готовы к этим проблемам, должны уметь помочь своему ребёнку и главное – должны адекватно реагировать на проблемы.
Остановимся на основных причинах, вызывающих трудности чтения и письма:
- несформированность зрительно-пространственного восприятия
- недостаточная сформированность зрительной памяти
- нарушения произношения
- несформированность механизмов организации деятельности (трудности концентрации внимания)
- низкая неустойчивая работоспособность
- недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, артикуляции
- индивидуальные особенности темпа деятельности
- недостаточная сформированность моторных функций, нарушение зрительно-моторных координаций
- нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки)
- нарушение координаций движений в связи с сильным утомлением
- несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности
- нарушение звуко-слоговой структуры слова, неумение выделять речевые единицы
- трудности слухоречевой памяти
Причины и проявления этих трудностей столь многообразны и комплексны, что порой не удаётся разделить их, выделить ведущие. Родители часто просто “не видят” проблем или не считают трудности серьёзными, а спохватываются во втором, а иногда в третьем и четвёртом классе.
В нашем классе есть дети, работающие левой рукой. Леворукость может быть разной по своим психологическим и физиологическим особенностям. Современная наука выделяет два основных вида леворукости – генетическую (наследственная) и компенсаторную (патологическую). Леворукость – это не патология и не недостаток развития. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребёнка, которую необходимо учитывать в процессе обучения.
Дети-левши обладают определенной спецификой познавательной деятельности. У леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:
- Сниженная способность зрительно-двигательной координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графического изображения; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; отсутствует чувство границы строки, путают правую и левую сторону буквы, её верх и низ, не умеют определить начальную точку письма; как правило, имеют плохой почерк.
- Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти: зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смещение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении расположения предметов в пространстве.
- Особая стратегия переработки информации: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его “по полочкам”, на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности.
- Недостатки развития мелкой мускулатуры руки: сниженный темп письма, писчий спазм.
- Противоречивость психоэмоциональной сферы: перепад настроения, повышенный уровень тревожности.
- Слабость внимания: трудности переключения и концентрации внимания.
- Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа.
Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени – чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.
Поэтому в работе с леворукими детьми следует обращать внимание на особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
Как помочь леворукому ребёнку дома.
- При постановке техники письма следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо.
- При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требование от левши безотрывного письма противопоказано.
- Не переучивайте леворукого ребёнка – дело не в руке, а в организации мозга. Переучивание приведёт к невротизации ребёнка. Леворукий ребёнок более подвержен невротизации.
- Следует учитывать повышенную эмоциональность в понимании левшами своих успехов и неудач. Это требует более чуткого и внимательного отношения родителей при оценивании деятельности леворукого ребёнка.
- Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.
- Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.
- Для леворукого ребенка жесткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным.
- Приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребёнок будет садиться за уроки сам и научится просить вас о помощи, если он в ней нуждается.
- Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, чтобы свет падал справа.
- Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
- Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
Ещё раз отмечу, что ни в письме, ни в чтении у леворуких детей нет каких-либо “особых” проблем, свойственных только им.
Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности, что сильно снижает шансы ребёнка на школьные успехи. Медлительные дети – это дети, у которых в два раза медленнее темп речи, ходьбы, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения. Однако качество выполнения всех действий в своём темпе может быть очень высоким. Обращаю ваше внимание на то, что медлительного ребёнка нельзя заставить писать и читать быстрее, торопить, подгонять такого ребёнка не только бесполезно, но и вредно. Медлительному от природы быстрым не стать никогда. Он может только приспособиться к окружающим. Эти особенности необходимо учитывать, когда дети выполняют задания дома.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
Как помочь медлительному ребёнку дома.
- Темп работы не зависит от желания ребенка. Поэтому не торопите его. Если его понукать, он может начать суетиться, громче или тише говорить. Но работать быстрее не станет, результат останется прежним. Терпеливо ждите, пока вспомнит правило, пока соберется с мыслями и ответит.
- Условия работы, обстановка для занятий должны быть привычными. Тогда точность и качество работы будут высокими.
- Не забывайте, что медлительному ребенку трудно переключаться с одного вида работы на другой. Не спрашивайте его неожиданно, пока он занят предыдущим заданием, он или не услышит вас, или ответит что-нибудь несуразное.
- Стоит постепенно стимулировать зрительный и телесный контакт медлительного ребенка с взрослым и сверстниками с целью снижения уровня тревожности, с учетом личного пространства ребенка, реакциями его на прикосновения.
- Создавайте условия для двигательной активности ребёнка между выполнением домашних заданий.
- Активно участвуйте в развитии двигательной активности ребенка.
- Воспитывайте самостоятельность и ответственность ребенка.
- Принимайте ребенка таким, каким он есть, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Учитывайте темперамент ребенка. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насмешку или жестокость.
- Поощаряйте ребенка, и не только за учебные успехи.
- Морально стимулируйте достижения ребенка.
- Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребенка.
Чёткая организация – забота взрослых, учёт особенностей ребёнка поможет быстрее адаптироваться к школьной жизни.
В группе риска относятся и гиперактивные дети. Гиперактивность чаще всего сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивностью. Одна из важных особенностей таких детей – низкая учебная мотивация. Ребёнок недостаточно ориентирован на приобретение новых знаний. У него отсутствует внутренняя установка на запоминание нового материала и инструкций. Родитель может направлять и организовывать деятельность такого ребёнка во время выполнения каких-либо занятий и заданий. Подробнее остановимся на проявлениях гиперактивности:
- с трудом удерживает внимание
- недостаточно внимателен к деталям
- не может довести дело до конца
- дрыгает руками или ногами, крутится
- не может усидеть на месте, когда это требуется
- носится и лезет куда-либо, когда это не разрешается
- с трудом может тихо играть
- всегда “заведён”, “как будто внутри мотор”
- чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди
- прерывает разговор, вмешивается в чужой разговор
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
Как помочь гиперактивному ребёнку освоить письмо и чтение:
- Не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо. Речь должна быть чёткой, неторопливой, инструкция или задание ясной и однозначной.
- Не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребёнок слушает вас.
- Чтобы обратить на себя внимание ребёнка, используйте систему жестов, мимику, дополнительные средства (например, положите свою руку на руку ребёнка).
- Не акцентируйте внимание ребёнка на неудачи.
- Научите ребёнка обращаться за помощью.
Если обучение идёт очень трудно, дети начинают переживать из-за оценок, кто-то пропускает учебные занятия, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Чтобы процесс обучения чтению и письму был успешным о трудностях и проблемах ребёнка должны знать учителя и родители, уметь правильно помочь, вселять надежду на успех, чаще хвалить, а не осуждать и вовремя получать квалифицированную помощь специалистов. Давайте выработаем правила по стимулированию учебной деятельности учащихся:
- серьёзно относится к выполнению домашних заданий
- составлять план изучения предметов
- не забывать устраивать короткие перерывы при выполнении домашних заданий
- домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета
- никогда не называйте ребёнка бестолковым, ...
Любите своего ребёнка и вселяйте ежедневно в него уверенность. Не ругайте, а учите!!!