Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Сложносочиненное, сложно подчиненное предложения". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

- познакомить с понятиями: сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное предложения;

- закреплять знания о простом предложении, видах связи;

- обобщить знания о сезонных изменениях в природе;

- научить детей составлять текст, используя сложные предложения.

Задачи:

- развивать чувство прекрасного;

- развивать умение работать в парах, группами;

- воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма.

Демонстрационный материал

1. Высказывание великого педагога. (Приложение 1)

“Остановись в изумлении перед красотой, и в твоем сердце тоже расцветет красота”. Сухомлинский

2. Карточки с простыми предложениями. (Приложение 2)

Травка зеленеет.
Солнышко блестит

3. Карточка со сложным предложением. (Приложение 3)

Травка зеленеет, солнышко блестит.

4. Понятие сложного предложения. (Приложение 4)

Предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, части которого связаны по смыслу и интонационно – называется сложным.

5. Группы предложений. (Приложение 5)

Лес еще не оделся листвой, деревья только пробуждаются.

Побежали ручьи, потому что солнце пригревает.

6. Понятия сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. (Приложение 6)

Предложение, в котором нельзя задать вопрос от одной части к другой, называется сложносочиненным, а то предложение в котором можно задать вопрос – называется сложноподчиненным.

7. Союзы для создания сложноподчиненных предложений. (Приложение 7)

и, потому что, а, но, поэтому, тогда, когда, тоже, ни-ни, так как, если

Итогом создания сложных предложений станет цветок.

Раздаточный материал. Приложение

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Сияет солнце спозаранку,
Снег темным сделался, намок…
И, распеваючи веснянку,
Бежит веселый ручеек.
Навстречу утру золотому
Бегут, торопятся ручьи.
- Цвиринь, Цвиринь! Неси из дому
- скорей кораблики свои.
И, щебеча неторопливо,
Взмывает к солнцу.
Даль, ясна.
Сползает снег, сияет нива.
Пришла красавица… (Договаривают дети) (Весна)

- Весной хочется говорить о красоте. Великий педагог Сухомлинский сказал:

“Остановись в изумлении перед красотой, и в твоем сердце тоже расцветет красота”.

- А как ни говорить о красоте, как на уроках великого русского языка.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии. Работа в группах.

- Сегодня мы работаем в группах. Каждая получает карточку. (Травка зеленеет. Солнышко блестит)

- Прочитайте. Что перед вами? Докажите. Это простое предложение, в нем есть одна грамматическая основа)

- Запишите свое предложение. У доски… (один ученик от группы записывает свое предложение на доске)

- Соедините два предложения вместе. Что получилось? Докажите. (Получилось предложение, состоящее из двух частей)

- Чем отличается новое предложение? (В нем две грамматические основы)

- Запишите его, у доски… (Травка зеленеет, солнышко блестит)

- Как связаны между собой части этого предложения? (Части связаны по смыслу и интонационно)

- Итак знакомьтесь, предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, части которого связаны по смыслу и интонационно - называется сложным.

- Каждая группа получает по два предложения. (1. Лес еще не оделся листвой, деревья только пробуждаются) (2. Побежали ручьи, потому что солнце пригревает)

- Какие они? В чем сходство? Докажите. (Это сложные предложения, так как состоят из двух грамматических основ)

- В чем различие этих предложений? (В 1-м предложении от одной части к другой нельзя задать вопрос, а во втором можно)

- Каким образом эти два простых предложения связали в сложное? (В первом предложении с помощью интонации, а во втором с помощью интонации и союзов)

- Знакомьтесь. Предложение в котором нельзя задать вопрос от одной части к другой, называется сложносочиненным, а то предложение, в котором можно задать вопрос – называется сложноподчиненным.

3. Первичное закрепление. Физкультминутка.

А сейчас поиграем..

Я называю предложение, если оно простое, то вы хлопаете сидя, если сложное - вы встаете.

Проходит долгая зима. В воздухе повеяло весной потому, что закончился ненастный февраль. Лед на реках чернеет. Вода разливается по окрестным лугам, она не может поместиться в берегах. Начинается ледоход. Луч солнца отражается в лужах. Все теплее становятся дни, с юга летят перелетные птицы. Грачи прилетели первыми, и поэтому они заняли лучшие квартиры. Все рады весне!

4. Включение в систему знаний и повторение.

Отдохнули, а теперь поработаем в парах. Создайте и запишите на листах нашего цветка сложное предложение. Определите его вид и докажите. Для создания сложноподчиненных предложений вам помогут союзы.

(желтый листок)   Наступила весна.   Стало тепло.
(зеленый листок)   Днем светит солнце.   Стоит чудесная погода.
(малиновый листок)   Возвращаются перелетные птицы.   Апрель на дворе.
(фиолетовый листок)   Быстро тает снег.   Вода несется бурными потоками.
(розовый листок)   Белка прыгает с ветки на ветку.   Медведь вылез из своей берлоги.
(оранжевый листок)   Земля прогрелась.   На полях начался сев.
(синий лист)   Деревья только пробуждаются.   Скоро лес оденется листвой.

И, потому, что, а, но, поэтому, когда, также, тоже, ни-ни, так как, если, поэтому

(Каждая пара создает свое сложное предложение, записывает на лепесток и у доски доказывает его вид. Затем закрепляет лепесток на доске. В итоге получается цветок)

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какой у нас получился чудесный… (договаривают дети)(рассказ)

- Как мы можем его озаглавить? (Весна)

- Что помогло создать красивый рассказ? (Употребление сложных предложений)

- Какие предложения мы назовем сложными? (Состоящие из двух грамматических основ)

- Какие сложносочиненными? (Предложение, в котором нельзя задать вопрос от одной части предложения к другой.)

- Какие сложноподчиненными? (Предложение, в котором от одной части к другой можно задать вопрос)

- Оцените свою работу.

- Кому было сложно ? Почему?

- Кому было легко?

- Какие качества вам помогали, а какие мешали в групповой работе?

6. Домашнее задание

В качестве домашнего задания я предлагаю вам дописать продолжение рассказа, состоящее из трех сложных предложений. Определить их вид, и доказать это.