Цели:
- познакомить с понятиями: сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное предложения;
- закреплять знания о простом предложении, видах связи;
- обобщить знания о сезонных изменениях в природе;
- научить детей составлять текст, используя сложные предложения.
Задачи:
- развивать чувство прекрасного;
- развивать умение работать в парах, группами;
- воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма.
Демонстрационный материал
1. Высказывание великого педагога. (Приложение 1)
“Остановись в изумлении перед красотой, и в твоем сердце тоже расцветет красота”. Сухомлинский
2. Карточки с простыми предложениями. (Приложение 2)
Травка зеленеет.
Солнышко блестит
3. Карточка со сложным предложением. (Приложение 3)
Травка зеленеет, солнышко блестит.
4. Понятие сложного предложения. (Приложение 4)
Предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, части которого связаны по смыслу и интонационно – называется сложным.
5. Группы предложений. (Приложение 5)
Лес еще не оделся листвой, деревья только пробуждаются.
Побежали ручьи, потому что солнце пригревает.
6. Понятия сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. (Приложение 6)
Предложение, в котором нельзя задать вопрос от одной части к другой, называется сложносочиненным, а то предложение в котором можно задать вопрос – называется сложноподчиненным.
7. Союзы для создания сложноподчиненных предложений. (Приложение 7)
и, потому что, а, но, поэтому, тогда, когда, тоже, ни-ни, так как, если
Итогом создания сложных предложений станет цветок.
Раздаточный материал. Приложение
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Сияет солнце спозаранку,
Снег темным сделался, намок…
И, распеваючи веснянку,
Бежит веселый ручеек.
Навстречу утру золотому
Бегут, торопятся ручьи.
- Цвиринь, Цвиринь! Неси из дому
- скорей кораблики свои.
И, щебеча неторопливо,
Взмывает к солнцу.
Даль, ясна.
Сползает снег, сияет нива.
Пришла красавица… (Договаривают дети) (Весна)
- Весной хочется говорить о красоте. Великий педагог Сухомлинский сказал:
“Остановись в изумлении перед красотой, и в твоем сердце тоже расцветет красота”.
- А как ни говорить о красоте, как на уроках великого русского языка.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии. Работа в группах.
- Сегодня мы работаем в группах. Каждая получает карточку. (Травка зеленеет. Солнышко блестит)
- Прочитайте. Что перед вами? Докажите. Это простое предложение, в нем есть одна грамматическая основа)
- Запишите свое предложение. У доски… (один ученик от группы записывает свое предложение на доске)
- Соедините два предложения вместе. Что получилось? Докажите. (Получилось предложение, состоящее из двух частей)
- Чем отличается новое предложение? (В нем две грамматические основы)
- Запишите его, у доски… (Травка зеленеет, солнышко блестит)
- Как связаны между собой части этого предложения? (Части связаны по смыслу и интонационно)
- Итак знакомьтесь, предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, части которого связаны по смыслу и интонационно - называется сложным.
- Каждая группа получает по два предложения. (1. Лес еще не оделся листвой, деревья только пробуждаются) (2. Побежали ручьи, потому что солнце пригревает)
- Какие они? В чем сходство? Докажите. (Это сложные предложения, так как состоят из двух грамматических основ)
- В чем различие этих предложений? (В 1-м предложении от одной части к другой нельзя задать вопрос, а во втором можно)
- Каким образом эти два простых предложения связали в сложное? (В первом предложении с помощью интонации, а во втором с помощью интонации и союзов)
- Знакомьтесь. Предложение в котором нельзя задать вопрос от одной части к другой, называется сложносочиненным, а то предложение, в котором можно задать вопрос – называется сложноподчиненным.
3. Первичное закрепление. Физкультминутка.
А сейчас поиграем..
Я называю предложение, если оно простое, то вы хлопаете сидя, если сложное - вы встаете.
Проходит долгая зима. В воздухе повеяло весной потому, что закончился ненастный февраль. Лед на реках чернеет. Вода разливается по окрестным лугам, она не может поместиться в берегах. Начинается ледоход. Луч солнца отражается в лужах. Все теплее становятся дни, с юга летят перелетные птицы. Грачи прилетели первыми, и поэтому они заняли лучшие квартиры. Все рады весне!
4. Включение в систему знаний и повторение.
Отдохнули, а теперь поработаем в парах. Создайте и запишите на листах нашего цветка сложное предложение. Определите его вид и докажите. Для создания сложноподчиненных предложений вам помогут союзы.
(желтый листок) | Наступила весна. | Стало тепло. | ||
(зеленый листок) | Днем светит солнце. | Стоит чудесная погода. | ||
(малиновый листок) | Возвращаются перелетные птицы. | Апрель на дворе. | ||
(фиолетовый листок) | Быстро тает снег. | Вода несется бурными потоками. | ||
(розовый листок) | Белка прыгает с ветки на ветку. | Медведь вылез из своей берлоги. | ||
(оранжевый листок) | Земля прогрелась. | На полях начался сев. | ||
(синий лист) | Деревья только пробуждаются. | Скоро лес оденется листвой. |
И, потому, что, а, но, поэтому, когда, также, тоже, ни-ни, так как, если, поэтому
(Каждая пара создает свое сложное предложение, записывает на лепесток и у доски доказывает его вид. Затем закрепляет лепесток на доске. В итоге получается цветок)
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какой у нас получился чудесный… (договаривают дети)(рассказ)
- Как мы можем его озаглавить? (Весна)
- Что помогло создать красивый рассказ? (Употребление сложных предложений)
- Какие предложения мы назовем сложными? (Состоящие из двух грамматических основ)
- Какие сложносочиненными? (Предложение, в котором нельзя задать вопрос от одной части предложения к другой.)
- Какие сложноподчиненными? (Предложение, в котором от одной части к другой можно задать вопрос)
- Оцените свою работу.
- Кому было сложно ? Почему?
- Кому было легко?
- Какие качества вам помогали, а какие мешали в групповой работе?
6. Домашнее задание
В качестве домашнего задания я предлагаю вам дописать продолжение рассказа, состоящее из трех сложных предложений. Определить их вид, и доказать это.