Программные задачи:
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Расширять кругозор детей.
- Развивать навыки свободного общения.
- Учить воспринимать образ природы, услышанный в музыке, увиденный на картине.
Материал:
- полиэтиленовые мешки по количеству детей;
- настольные футбольные ворота;
- ватные шарики, тазы с горячей водой и холодной водой;
- пластиковая бутылка, воздушный шарик;
- коробка с ароматизированными салфетками;
- иллюстрации воздушного шара и горелки;
- схема со свойствами воздуха;
- картина «Март» И.И. Левитана, аудиозапись «Весна».
Ход занятия
I. Дети, посмотрите вокруг. Что вы видите? Кого вы видите? Посмотрите ещё раз только глазками: «Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз, и всё сначала» (кинезиологическое упр-е). Что находится между потолком, полом и стенами, там, где пусто? Почему мы не видим воздух? (Он прозрачный и его называют «невидимка».) Я предлагаю вам поймать «невидимку». Возьмите мешочки и попытайтесь наполнить их воздухом (ищут воздух везде). Почему мешочки раздулись? (Они наполнились воздухом.) Мы его видим? Вывод: воздух не имеет цвета.
II. Вдохните носом. Что вы почувствовали? (Ничего, воздух не пахнет.) Закройте глазки (вношу коробку с ароматизированными салфетками). Что почувствовали сейчас? (Запах.) Открывайте глаза. Вывод: воздух донёс до нас аромат салфеток.
III.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем.
Давайте проверим (зажимают нос пальцами). Воздух нужен нам для дыхания.
Вывод: воздух не видим, не имеет запаха, нужен всем (рассмотрение схемы «Свойства воздуха»).
IV. Я знаю, что вы очень любите играть в футбол. Сегодня будем играть по-другому: забивать голы, дуя на ватный шарик. Выбирайте себе пару и начинайте играть. Сколько раз удалось забить «мяч» в ворота? Почему удалось это сделать? (Подули и заставили воздух двигаться.)
V. Посмотрите на эту иллюстрацию. Что это? (Воздушный шар.) Зачем под шаром расположена горелка? Сейчас мы узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Подойдите сюда, встаньте свободно.
Опыт: шарик надеваю на пластиковую бутылку, опускаю бутылку сначала в горячую воду (шарик надувается), затем опускаю в холодную (шарик сдувается).
Когда шарик надулся? (Когда бутылка была в горячей воде.) Вывод: горелка нужна, чтобы нагреть воздух, заполнить им шар и заставить его лететь.
VI. Хотите полетать на воздушном шаре? Занимайте места в «корзине». Полетели (включаю музыку). Открываю картину.
Как воздух чист! Как небо ясно!
Нет! Утро года так прекрасно!
Что лето, осень и зима
Сильнее не пленят меня!
(Валерия Даувальдер)
Великий русский художник Исаак Ильич Левитан нарисовал картину «Март». Найдите место, через которое художник приглашает нас войти в картину (нашли следы). Пошли в картину. Остановитесь! Прислушайтесь. Что вы слышите? Посмотрите вокруг. Куда бы вам хотелось пойти? (К лошади, к берёзе, к дому, на крылечко и т.д.) К чему бы вам хотелось прикоснуться? Вдохните поглубже воздух. Какой он? (Чистый, прозрачный, свежий, весенний, прохладный.)
VII. Побывали мы в весне, пора возвращаться обратно. Усаживайтесь поудобнее. Полетели (включает музыку). Вот мы и вернулись в детский сад. Какое у вас настроение после нашего путешествия? Улыбнитесь друг другу (раздаю воздушные шары).