Цели урока:
- Дидактические – создать условия для усвоения нового учебного материала, используя проблемное обучение и принцип цикличности познания В.Г. Разумовского.
- Образовательные – формирование понятия о явлениях испарения и конденсации.
- Развивающие – развивать когнитивную сферу учащихся, формировать представление о процессе научного познания.
- Воспитательные – прививать культуру умственного труда.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование:
Для учителя:
- компьютер, «модель испарения»;
- сосуд с горячей водой;
- плитки электрические с закрытой спиралью (2);
Для учащихся:
- сосуды со спиртом, сосуды с водой;
- матовые стекла, стеклянные пластины;
- ватные палочки, салфетки, пипетки.
План урока:
- Организационный момент (1 минута).
- Подготовка к усвоению нового материала (3 минуты).
- Актуализация опорных знаний (3 минуты).
- Освоение нового материала (20 минут).
- Первичная проверка понятий и закрепление знаний (10 минут).
- Подведение итогов урока (рефлексия) (3 минуты).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка к усвоению нового материала.
А) Мотивация.
Послушайте стихотворение:
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.Моря пополняют запас океана,
Над ним формируется клубы тумана.
Они поднимаются выше пока
Не превращаются в облака.А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплет снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
- Как весь процесс называется в народе?
Верно, круговорот воды в природе. (Демонстрируется слайд «Круговорот воды в природе» (см. Приложение).)
Сегодня мы будем изучать явление, без которого этот процесс был бы невозможен, а значит, и облик планеты был бы иным. «Испарение и конденсация».
Запишите тему урока.
Б) Постановка цели урока.
- Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?
Действительно, мокрое белье сохнет, вода, разлитая на пол, исчезает и др. Ваши примеры являются фактами, констатацией того, что мы объясним факты, изучив явления испарения и конденсации. Тогда какова цель нашего урока? Верно, изучить явления испарения и конденсации.
III. Актуализация опорных знаний.
Для достижения цели урока необходимо вспомнить изученные ранее материал.
- Каковы основные положения молекулярно кинетической теории строения вещества?
- В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
- Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?
- Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии?
- Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? вследствие взаимлдействия7
- Какую энергию называют внутренней? От чего и как она зависит? Почему?
IV. Освоение нового материала.
На основе знаний о молекулярной природе тепловых явлений построим модели испарения и конденсации, с помощью которых объясним наблюдаемые в природе и быту явления, связанные с испарением и конденсацией. В тетради изобразите сосуд. Предположим что внутри него находится жидкость. Изобразите молекулярную модель этой жидкости. Учтите, что молекулы жидкости расположены достаточно плотно. Теперь с помощью стрелок изобразим направления движения некоторых молекул. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость? Выделим две молекулы, находящиеся у поверхности, скорость которых направлена наружу. У какой из них больше вероятность покинуть жидкость? Почему молекуле, движущейся с меньшей скоростью, это сделать труднее?
Обобщим: жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся у поверхности, кинетическая энергия которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами.
А что образуется над жидкостью в результате ее испарения? Какое определение можно дать явлению испарения?
Испарение – это явление превращения жидкости в пар, происходящее с ее поверхности.
На столе находится сосуд с горячей водой. Что происходит с жидкостью в процессе испарения? Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменять ся масса жидкости? Происходит ли испарение жидкости в сосуде?
Почему масса жидкости при этом не изменяется? Сделаем вывод: наряду с испарением наблюдается обратный процесс. Как он называется? Какое определение можно дать конденсации?
Конденсация – это явление превращения пара в жидкость.
Дополним нашу модель, изобразив молекулу, возвращающуюся в жидкость. И так, нами построены модели явлений испарения и конденсации. Посмотрим, как эти явления смоделированы при помощи компьютера (см. Приложение. Слайд).
Какие же следствия вытекают из модели испарения жидкости?
Так как из жидкости улетают наиболее быстрые молекулы, то средняя скорость (как и средняя кинетическая энергия) оставшихся молекул жидкости уменьшается. Поэтому, когда нет притока энергии к жидкости извне, испарении ведет к уменьшению внутренней энергии молекул.
Мы изучили явление испарения, используя цикл естественно – научного познания.
Представим в виде схемы
Факты Мокрое белье сохнет; |
Модель Наиболее быстрые |
Следствие Температура |
Эксперимент Рука, смоченная |
Экспериментальная работа в группах.
Выясним, от каких факторов зависит скорость испарения данной жидкости. Предлагаю в группах обсудить это вопрос и выдвинуть свои гипотезы. (Ученики затрудняются выдвинуть гипотезу, поэтому задаю наводящие вопросы.)
- Когда быстрее высохнет белье, холодную или жаркую погоду?
- Что быстрее высохнет вода, подсолнечное масло или спирт?
- Когда быстрее высохнет скошенная трава в ветреную или безветренную погоду?
Вы высказали несколько предположений – гипотез. Для того чтобы подтвердить их справедливость, необходимо провести эксперимент. Используя имеющиеся у вас на столах оборудование, исследуйте зависимость скорости испарения жидкости:
- от площади поверхности,
- рода вещества,
- скорости ветра.
(После выполнения задания представители групп докладывают, как скорость испарения зависит от каждого фактора.)
Сопоставьте результаты эксперимента и выдвинутого вами предложения. Сделайте вывод о правильности построения нами модели. Таким образом, эксперимент доказал справедливость теоретических следствий, вытекающих из модели явления испарения, а значит, и ее правильность. От чего еще может зависимость скорость испарения? От температуры. (Демонстрирую зависимость скорости испарения от температуры, на горячую плитку капнем из пипетки каплю воды.) А как объяснить этот опыт? Конденсация – этот процесс обратный испарению. Чем будет сопровождаться конденсация? Вы правы при конденсации происходит выделение энергии.
V. Закрепление.
Используя построенные модели явления испарения и конденсации, решим следующие задачи:
- Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит.
- Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай? Объясните, почему.
- Нам часто приходится стирать и сушить белье. В какую погоду это лучше всего делать? Что необходимо, чтобы белье быстрее высохло?
- Почему температура воды в открытых водоемах в летнюю пору почти всегда ниже температуры окружающего воздуха?
Домашнее задание:
- (для всех) §17, 18, упр. 10;
- (для желающих) используя книгу Я.И. Перельмана «Занимательная физика», сделать холодильник «без льда», принести его на следующий урок и объяснить принцип его действия.