Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"

Разделы: Русский язык


Методы: поисковый, репродуктивный (составление и запись таблицы с использованием знаний, полученных ранее и на уроке).

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Формы: индивидуальная и работа в парах.

Оборудование: карты ученика, схемы.

Словарная работа. Самовоспитание, инсерт, фишбоун.

Цель урока: познакомить с видами обстоятельственных придаточных.

Задачи:

  1. Формирование умения работать парами, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
  2. Развитие критического мышления через чтение и письмо.
  3. Формирование умения расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Ход урока

Беседа.

Нет больше победы, чем победа над собой. (М. Горький)

– Слова великого Горького являются эпиграфом к нашему уроку. Прочитайте.

Как вы понимаете утверждение Горького? Согласны ли вы с его мнением? Почему?

– Запишите эпиграф. Каким предложением является высказывание Горького.

Определите вид придаточного.

Слово учителя.

– От того, как сложится жизнь человека, зависит от него самого. Итак, сегодня мы, повторяя придаточные определительные и изъяснительные, поговорим о самопознании и самовоспитании и познакомимся с придаточными обстоятельственными и их видами

Объявление темы.

Словарная работа.

– Дайте лексическое значение слова “самовоспитание”.

Самовоспитание – это осуществляемое человеком управление собственной деятельностью, направленное на изменения своей личности в соответствии с поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями, на возможно более полную реализацию человеком себя как личность. (Краткий психологический словарь. М., 1985).

– Какие слова являются ключевыми в этом определении? Найдите грамматическую основу предложения. К простому или сложному предложению относится данное определение?

– Объясните постановку знаков препинания в данном предложении.

1 фаза вызова

Составляем понятийное колесо. Прочитать и объяснить схему №5, делая пометки по ходу чтения., составляем инсерт.

Заполнить карту ученика.

Знаю Узнаю Узнал
     
     
     

2 фаза вызова.

Реализация смысла. Работа над схемой. Что напоминает эта схема?

Учитель. Эта схема напоминает рыбью кость и называется фишбоун.

3 фаза.

Осмысление нового знания.

Выполняется работа в парах по картам ученика.

Проверим последнее предложение, объясним знаки, построим схему, определим вид придаточного.

Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудится и день и ночь, и ночь.

Прослушать песню Н.Заболоцкого “Не позволяй душе лениться.”

Итог урока.

Используя конструкцию, напишите мини– сочинение, употребляя сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными.

Чтобы воспитать себя, надо…

Д\з: упр.343.

Приложение