Методы: поисковый, репродуктивный (составление и запись таблицы с использованием знаний, полученных ранее и на уроке).
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Формы: индивидуальная и работа в парах.
Оборудование: карты ученика, схемы.
Словарная работа. Самовоспитание, инсерт, фишбоун.
Цель урока: познакомить с видами обстоятельственных придаточных.
Задачи:
- Формирование умения работать парами, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
- Развитие критического мышления через чтение и письмо.
- Формирование умения расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Ход урока
Беседа.
Нет больше победы, чем победа над собой. (М. Горький)
– Слова великого Горького являются эпиграфом к нашему уроку. Прочитайте.
Как вы понимаете утверждение Горького? Согласны ли вы с его мнением? Почему?
– Запишите эпиграф. Каким предложением является высказывание Горького.
Определите вид придаточного.
Слово учителя.
– От того, как сложится жизнь человека, зависит от него самого. Итак, сегодня мы, повторяя придаточные определительные и изъяснительные, поговорим о самопознании и самовоспитании и познакомимся с придаточными обстоятельственными и их видами
Объявление темы.
Словарная работа.
– Дайте лексическое значение слова “самовоспитание”.
Самовоспитание – это осуществляемое человеком управление собственной деятельностью, направленное на изменения своей личности в соответствии с поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями, на возможно более полную реализацию человеком себя как личность. (Краткий психологический словарь. М., 1985).
– Какие слова являются ключевыми в этом определении? Найдите грамматическую основу предложения. К простому или сложному предложению относится данное определение?
– Объясните постановку знаков препинания в данном предложении.
1 фаза вызова
Составляем понятийное колесо. Прочитать и объяснить схему №5, делая пометки по ходу чтения., составляем инсерт.
Заполнить карту ученика.
Знаю | Узнаю | Узнал |
2 фаза вызова
.Реализация смысла. Работа над схемой. Что напоминает эта схема?
Учитель. Эта схема напоминает рыбью кость и называется фишбоун.
3 фаза
.Осмысление нового знания.
Выполняется работа в парах по картам ученика.
Проверим последнее предложение, объясним знаки, построим схему, определим вид придаточного.
Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудится и день и ночь, и ночь.
Прослушать песню Н.Заболоцкого “Не позволяй душе лениться.”
Итог урока
.Используя конструкцию, напишите мини– сочинение, употребляя сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными.
Чтобы воспитать себя, надо…
Д\з: упр.343.