Современное общество ставит перед школой серьёзную задачу – формирование у учащихся и выпускников ключевых компетенций. Использование современных образовательных технологий позволяет решить эту задачу.
К современным образовательным технологиям относятся: личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникационные технологии, проектно-исследовательская технология, здоровьесберегающие технологии, технология критического мышления, технология интегрированного обучения, блочно-модульная технология и др.
История – предмет, прежде всего, нравственно-этический и его задача – воспитывать через сопереживание участников исторического процесса, умеющих анализировать факты истории человечества.
На своих уроках я применяю элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии обучающегося со своим опытом. Например, я использую приём “учебного мозгового штурма”.
“Мозговой штурм” как метод психологической активизации мышления был предложен американцем Алексом Осборном в 40-х годах.
“Мозговой штурм” – это коллективный метод поиска изобретательских решений и новых бизнес идей.
“Мозговой штурм” целесообразно проводить на этапах рассмотрения проблемных вопросов на уроках обществознания, экономики, правоведения. Например, при изучении темы “Семья как основа общества” обучающиеся определяют круг проблем, стоящих перед семьёй в современном мире. Опираясь на собственный социальный опыт, предлагают варианты решения проблем. Оценивается оригинальность решений, понимание сути проблемы. На уроке по политической системе общества (“Гражданское общество. Правовое государство”) обучающиеся в течение 3-х минут записывают преимущества демократического государства над недемократическим. Выполненное задание необходимо обсудить в малой группе – по парам, а затем озвучить одно из преимуществ (положения не должны повторяться). Преподаватель записывает преимущества на доске.
Современному обществу, а значит, и современному образованию, необходима свободная, творческая личность, обладающая определёнными качествами мышления.
Целям образования на современном этапе отвечают цели технологии развития критического мышления, а именно – развитие интеллектуальных умений обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Технология развития критического мышления предлагает набор взаимосвязанных методов обучения и методических приёмов, строить урок по схеме “вызов – осмысление – рефлексия”. На каждом из этапов используются свои методические приёмы. Их достаточно много: “Корзина идей, понятий, имён...”, “Составление кластера”, “Бортовой журнал”, “Выходная карта”, “Двойной дневник”, “Пометки на полях”, “Чтение с остановками”, “Совместный поиск”, “Продвинутая лекция”, “Взаимоопрос”, “Перекрёстная дискуссия”, “Зигзаг”, “Кубик”, “Составление таблицы ЗХУ”, “Написание синквейна”, “Мозговая атака”, “Написание эссе”, “Лекция с остановками”, “Концептуальная таблица” и др. На стадии “вызов” мною используются приёмы: “ключевые термины”, “кластер”, “мозговая атака”, “перепутанные логические цепочки”, “верные и неверные утверждения”. Например, при изучении личности Александра I были предложены утверждения:
– В манифесте от 12 марта 1801 года новый император принял на себя обязательство управлять народом “по законам и по сердцу своей премудрой бабки”.
– Главным воспитателем наследника стал В.А.Жуковский.
– Он был племянником императрицы Екатерины II.
– В 1793 году великого князя Александра Павловича женили на Луизе Марии Августе принцессе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем.
– Александр I считал Наполеона Бонапарта личным злейшим врагом.
– В последние годы правления Александра I особое влияние в стране приобрёл А.А. Аракчеев.
“Вызов” активизирует деятельность обучающихся, которые вспоминая уже известную информацию по изучаемому вопросу, делают предположения, ставят новые вопросы.
Стадия “осмысление” позволяет обучающимся получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями, найти ответы на поставленные ранее вопросы. При непосредственном контакте с новой информацией (печатный текст, лекция, видеофильм и т.д.) целесообразно применять методы активного восприятия, например, “бортовой журнал” или “инсерт”.
Развитию коммуникативных навыков способствует взаимоопрос, который является одним из способов работы в парах на стадии “осмысления”.
Стадия “рефлексия” позволяет обучающимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом, происходит целостное осмысление и “присвоение” нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. Одним из приёмов творческой рефлексии и методом развития образной речи является синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Другим эффективным приёмом является “написание эссе”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность мыслей, чувств.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Поэтому большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. “Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, – писал Ф.Бекон. Техника постановки “толстых” и “тонких” вопросов может быть использована на любом этапе урока. “Тонкие” вопросы (Кто? Что? Когда? и др.) требуют однословного ответа, относятся к вопросам репродуктивного плана. “Толстые” вопросы (Почему? Верно ли? В чём различие? и др.) требуют размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Переход на концентрическую структуру исторического образования поставил перед учителем ряд сложных задач.
Главная задача – достижение максимальных результатов при минимуме учебного времени на изучение большого объёма учебного материала. Обучение при помощи блок-тем помогает мне справиться с этой проблемой.
На рубеже XX – XXI веков вычислительная техника проникла во все сферы человеческой деятельности и открыла громадные возможности выбора источников информации, применение информационных технологий в преподавании, в том числе истории. Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они предоставляют пользователям – преподавателям и обучающимся большие возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет преподавателю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. На уроках истории часто используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Преподавателю нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. На файл он может занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке.
Удобным и эффектным способом представления информации с помощью компьютерных программ являются мультимедийные презентации.
Безусловно, использование компьютера облегчает работу педагога и повышает продуктивность урока, делает его более интересным.
Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение ПК. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения.
Здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современной школы. Ещё В.А.Сухомлинский писал: “Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребёнка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как “состояние полного физического, духовного и социального благополучия”, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Одно из современных определений здоровья даётся, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
Понятие “здоровьесберегающие технологии” объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
По мнению многих отечественных учёных, в частности, врача-психолога, профессора Н.К.Смирнова, образовательные здоровьесберегающие технологии способствуют как предотвращению перегрузок и переутомления участников учебно-воспитательного процесса, так и профилактике разных дезадаптационных и стрессовых состояний.
Н.К.Смирнов делит здоровьесберегающие образовательные технологии на три группы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников;
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни.
Современные образовательные технологии позволяют всё обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и поиска способов решения проблем. Они предоставляет преподавателю систему эффективных методов и приёмов, которые и делают процесс познания активным и творческим.
Список литературы:
- Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы.– М., 2005.
- Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. 1999.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике.– Рига, 1995.
- Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников.– М., 2003.
- Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий.– Ростов н/Д., 2001.
- Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е.. Оганезова Л.М. Современный урок.– Ростов н/Д., 2007.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.– М., 2003.