Лексическая тема: Продукты питания.
Цель: Закрепить навык практического употребления в речи относительных прилагательных
Задачи:
Образовательная: учить образовывать относительные прилагательные и использовать их в предложениях. Совершенствовать навыки словообразования
Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Оборудование:
- сладости для опробования на подносе (шоколад, печенье,
- пастила, конфеты, мармелад ……);
- разного вкуса конфеты;
- предметные картинки: гриб, лук, свекла, капуста, картофель, горох, рыба, курица, вермишель, молоко;
- кастрюлька;
- дид. игра: “Какая каша”, “Какой сок”;
- посылка с письмом;
- банка с вареньем;
- муляжи банок с наклеенными на них фруктами.
1. Оргмомент.
В гости к детям пришла Белоснежка и гном. Они принесли для вас подарки. (Сладости лежат на подносе).
Дети с закрытыми глазами берут сладости, пробуют и говорят, что они съели (шоколад, мармелад, пастила ……)
2. Игра: “Какая конфета”.
Белоснежка открывает красивую коробку с разными конфетами и спрашивает “какая конфета, если она из … ”.
- Конфета из шоколада – шоколадная конфета.
- Конфета из ореха – ореховая конфета.
- Конфета из мармелада – мармеладная конфета.
- Конфета из цитруса – цитрусовая конфета и т.д.
Дети садятся за столы.
3. Игра “Приготовим обед”.
Наши гости с дороги проголодались. Они нас угощали разными вкусными сладостями, а мы с вами накормим их обедом.
1) – Что мы едим на первое? (суп)
Логопед загадывает загадки.
Стоит Антошка на одной ножке.
Его ищут, а он не откликается. (Гриб)
Раскололся тесный домик на две половинки
И посыпались в ладошки бусинки – дробинки. (Горох)Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали.
А копать под осень стали –
Не одну нашли, а десять!
Как ее названье дети? (Картошка)В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовешь
Сам не заметишь как слезы прольешь. (Лук)Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы меня? Я …… (свекла)
Лоскуток на лоскутке
Зеленые заплатки.
Целый день на животе
Нежится на грядке. (Капуста)Сидит на ложке,
Свесив ножки. (Вермишель)Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Вильнет хвостом туда-сюда
И нет ее, и нет следа. (Рыба)Клохчет, квохчет
Детей созывает
Всех под крыло собирает. (Курица)Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок!
Ешь да пей, гостям налей
И коту не пожалей! (молоко)
Детям даются предметные картинки, они их кладут в кастрюльку и называют какой суп они сварили: картофельный, гороховый, грибной, куриный и т.д.
2) На второе у нас будет каша.
– какую кашу ты приготовишь?
Рисовую, гречневую, манную, пшенную и т.д.
3) На третье подают компот.
– каким компотом будем угощать гостей?
Фруктовый, яблочный, вишневый, грушевый, лимонный и т.д.
4. Динамическая пауза (с мячом).
Кому будет брошен мяч, тот должен поймать его и ответить на вопрос одним словом, возвращая мяч.
а) – напиток из клюквы (клюквенный)
– пирог с яблоками (яблочный)
– запеканка из творога (творожная)
– котлеты из рыбы (рыбные)
– бульон из мяса (мясной)
– оладьи из картофеля (картофельные)
– варенье из малины (малиновое)
– суп из свеклы (свекольный)
– сок из моркови (морковный)
– каша из гречки (гречневая)
б) Игра “Измени предмет”
клюквенный сок – клюквенный пирог;
малиновое печенье – малиновое варенье;
мясной рулет – мясной бульон;
манная запеканка – манная каша и т.д.
5. Игра: “Какое варенье”
– Посмотрите, нам сегодня утром доставили посылку из “Цветочного города” от Незнайки. В посылке банка, обернутая фольгой. Какое там варенье я не знаю. Давайте попробуем догадаться.
Логопед выставляет на наборное полотно муляжи банок с изображением различных плодов и ягод. Дети образовывают от их названий относительные прилагательные: яблочное, вишневое, сливовое, клубничное и т.п.
6. Пальчиковая гимнастика.
– Из чего варят варенье? (из ягод)
– Что нужно сделать, чтобы сварить варенье? (собрать ягоды)
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю
Ягод полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть – чуть –
Легче будет к дому путь
Я поем еще малинки
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять,
Снова будем собирать.
7. “Игра исправь ошибки Незнайки”.
На дне посылки лежит письмо. Незнайка просит помочь ему исправить ошибки.
– Лена купила клубника сок.
– Ваня съел шоколад мороженое.
– Мама сварила картофель пюре.
– Папа принес кабачок икру.
– Бабушка жарила курица котлеты.
– Таня сделала творог запеканку.
– Миша пил кофе напиток.
– Даша любит вишня варенье.
– Коля любит тыква оладьи.
8. Итог.
Кто вспомнит, чем нас сегодня угощали Гном и Белоснежка.
(Шоколад, вафли, печенье и т.д.)
– Что бы вы построили из этих сладостей, если бы мы очутились в сказочной стране.