Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Относительные прилагательные"

Разделы: Логопедия


Лексическая тема: Продукты питания.

Цель: Закрепить навык практического употребления в речи относительных прилагательных

Задачи:

Образовательная: учить образовывать относительные прилагательные и использовать их в предложениях. Совершенствовать навыки словообразования

Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Оборудование:

  • сладости для опробования на подносе (шоколад, печенье,
  • пастила, конфеты, мармелад ……);
  • разного вкуса конфеты;
  • предметные картинки: гриб, лук, свекла, капуста, картофель, горох, рыба, курица, вермишель, молоко;
  • кастрюлька;
  • дид. игра: “Какая каша”, “Какой сок”;
  • посылка с письмом;
  • банка с вареньем;
  • муляжи банок с наклеенными на них фруктами.

Ход занятия

1. Оргмомент.

В гости к детям пришла Белоснежка и гном. Они принесли для вас подарки. (Сладости лежат на подносе).

Дети с закрытыми глазами берут сладости, пробуют и говорят, что они съели (шоколад, мармелад, пастила ……)

2. Игра: “Какая конфета”.

Белоснежка открывает красивую коробку с разными конфетами и спрашивает “какая конфета, если она из … ”.

  • Конфета из шоколада – шоколадная конфета.
  • Конфета из ореха – ореховая конфета.
  • Конфета из мармелада – мармеладная конфета.
  • Конфета из цитруса – цитрусовая конфета и т.д.

Дети садятся за столы.

3. Игра “Приготовим обед”.

Наши гости с дороги проголодались. Они нас угощали разными вкусными сладостями, а мы с вами накормим их обедом.

1) – Что мы едим на первое? (суп)

Логопед загадывает загадки.

Стоит Антошка на одной ножке.
Его ищут, а он не откликается. (Гриб)

Раскололся тесный домик на две половинки
И посыпались в ладошки бусинки – дробинки. (Горох)

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали.
А копать под осень стали –
Не одну нашли, а десять!
Как ее названье дети? (Картошка)

В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовешь
Сам не заметишь как слезы прольешь. (Лук)

Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы меня? Я …… (свекла)

Лоскуток на лоскутке
Зеленые заплатки.
Целый день на животе
Нежится на грядке. (Капуста)

Сидит на ложке,
Свесив ножки. (Вермишель)

Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Вильнет хвостом туда-сюда
И нет ее, и нет следа. (Рыба)

Клохчет, квохчет
Детей созывает
Всех под крыло собирает. (Курица)

Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок!
Ешь да пей, гостям налей
И коту не пожалей! (молоко)

Детям даются предметные картинки, они их кладут в кастрюльку и называют какой суп они сварили: картофельный, гороховый, грибной, куриный и т.д.

2) На второе у нас будет каша.

– какую кашу ты приготовишь?

Рисовую, гречневую, манную, пшенную и т.д.

3) На третье подают компот.

– каким компотом будем угощать гостей?

Фруктовый, яблочный, вишневый, грушевый, лимонный и т.д.

4. Динамическая пауза (с мячом).

Кому будет брошен мяч, тот должен поймать его и ответить на вопрос одним словом, возвращая мяч.

а) – напиток из клюквы (клюквенный)

– пирог с яблоками (яблочный)

– запеканка из творога (творожная)

– котлеты из рыбы (рыбные)

– бульон из мяса (мясной)

– оладьи из картофеля (картофельные)

– варенье из малины (малиновое)

– суп из свеклы (свекольный)

– сок из моркови (морковный)

– каша из гречки (гречневая)

б) Игра “Измени предмет”

клюквенный сок – клюквенный пирог;

малиновое печенье – малиновое варенье;

мясной рулет – мясной бульон;

манная запеканка – манная каша и т.д.

5. Игра: “Какое варенье”

– Посмотрите, нам сегодня утром доставили посылку из “Цветочного города” от Незнайки. В посылке банка, обернутая фольгой. Какое там варенье я не знаю. Давайте попробуем догадаться.

Логопед выставляет на наборное полотно муляжи банок с изображением различных плодов и ягод. Дети образовывают от их названий относительные прилагательные: яблочное, вишневое, сливовое, клубничное и т.п.

6. Пальчиковая гимнастика.

– Из чего варят варенье? (из ягод)

– Что нужно сделать, чтобы сварить варенье? (собрать ягоды)

С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю
Ягод полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть – чуть –
Легче будет к дому путь
Я поем еще малинки
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять,
Снова будем собирать.

7. “Игра исправь ошибки Незнайки”.

На дне посылки лежит письмо. Незнайка просит помочь ему исправить ошибки.

– Лена купила клубника сок.

– Ваня съел шоколад мороженое.

– Мама сварила картофель пюре.

– Папа принес кабачок икру.

– Бабушка жарила курица котлеты.

– Таня сделала творог запеканку.

– Миша пил кофе напиток.

– Даша любит вишня варенье.

– Коля любит тыква оладьи.

8. Итог.

Кто вспомнит, чем нас сегодня угощали Гном и Белоснежка.

(Шоколад, вафли, печенье и т.д.)

– Что бы вы построили из этих сладостей, если бы мы очутились в сказочной стране.