Тип урока: совершенствование знаний, умений.
Цели урока:
Предметные: создать условия для совершенствования знаний учащихся о правописании разделительного мягкого знака.
Метапредметные: способствовать овладению принимать цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
Личностные: развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Структура урока:
- Оргмомент.
- Целеполагание и мотивация.
- Актуализация знаний и умений.
- Совершенствование знаний, умений.
- Применение знаний и умений.
- Информация о домашнем задании.
- Рефлексия. Подведение итогов урока.
Формы организации УПДУ: фронтальная, индивидуальная, парная, самостоятельная.
Методы: частично-поисковый.
Средства обучения: учебник Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. “Русский язык” 2 класс, карточки с заданиями, презентация, компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Оргмомент. (Проверка готовности. Настрой на урок.)
– Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Вижу, класс наш хоть куда,
Мы начнём урок русского языка.
– Садитесь. Проверьте готовность.
На уроке будьте внимательны, активны, аккуратны.
2. Целеполагание и мотивация.
– Какую тему изучаем на уроках русского языка?
Продолжим изучение этой темы.
– Чему будем учиться на уроке?
Для чего это нужно знать и уметь?
– Ну что ж, за работу!
Разминка для пальчиков.
Чтоб составить ь,
Нужно правый сжать кулак.
Ну а левый – распрямить
И друг к другу приложить.
Оформление работ в тетради.
(Следим за посадкой).
3. Актуализация знаний и умений.
Словарная работа в форме игры “Угадай слово”.
(Записывают слова в тетрадь)
1) Мы едем в дальние края.
Прощайте, верные …. (друзья)2) Постирайте и погладьте
К школе форменное …. (платье)3) Раскинулась моя страна от севера до юга:
Когда в одном краю весна, в другом – снега да …. (вьюга)4) Звонко у моих ворот резвый конь копытом …. (бьет)
5) На кормушке сидя, птицы чистят клювики свои.
Тут чижи, щеглы, синицы и проныры …. (воробьи)6) Съел сластёна в воскресенье всё вишнёвое …. (варенье)
7) Зимние каникулы! Весёлые деньки!
Нужны ребятам санки, лыжи и …. (коньки)8) Мама, папа, брат и я – вот и вся моя …. (семья)
– Проверьте. Что заметили во всех словах?
Подчеркните “ь”. Проверьте себя. (Слайд.)
Объясните пропущенные буквы. (На слайде: Друзья, платье, вьюга, бьет, в.р. бьи, в.ренье, к.ньки, семья.)
– Оцените свою работу.
– Какое слово может быть лишним? Почему?
Что вы знаете о “ь”?
– О чем это правило?
“Звука не обозначает, может только показать,
Как согласную читать”.
– Что показывает “ь”? Где может стоять в слове?
В каком из данных слов “ь” – показатель мягкости? Определите количество букв и звуков? Докажите.
– О чём это правило?
“Перед е, ё, ю, и, я я в словах стою, друзья!”
– Где пишется разделительный ь?
– Что показывает разделительный ь?
– Определите количество букв и звуков в слове “друзья”. Докажите.
– Чему ещё будем учиться на уроке? (Сопоставлять разделительный ь и ь – показатель мягкости). (Слайд.).
4. Совершенствование знаний и умений.
Работаем в парах.
На карточках – слова. Их нужно распределить в два столбика в зависимости от роли “ь” в слове. (В первый столбик с разделительным ь. Во второй с ь – показателем мягкости.)
– Помогаем друг другу, пишем правильно, аккуратно.
Проверка.– Прочитайте слова с разделительным ь. Когда пишется? Что показывает? Подчеркните разделительный ь.
– Прочитайте слова с ь-показателем мягкости. Где может стоять в слове? Что обозначает? Подчеркните.
Взаимопроверка. Взаимооценка.
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
2 – согнуться, разогнуться,
3 – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка,
на 4 – руки шире,
5 – руками помахать,
6 – за парту тихо сесть.
– Чему учимся на уроке русского языка?
– Составьте предложение со словом, в котором есть разделительный ь.
Запишите предложение “Под елью была лисья нора” (один ученик у доски).
Прочитайте предложения.
Объясните орфограммы.
Какое предложение по цели высказывания? Докажите.
По интонации?
Какие ещё знаете предложения по цели высказывания? По интонации?
Переходим к следующему заданию (Слайд).
– Прочитайте про себя. (Текст на слайде.)
“– Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!
– Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
– Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
– Э-э, что мне клыки да когти?
Душа-то у меня всё равно заячья”
– Что записано?
Какие предложения?
Прочитайте, соблюдая интонацию.
– С кем ведут разговор? (на слайде – картинка с изображением зайца).
– Как его называют? (серый, косой).
– Кто еще участвует в разговоре? (слайд с изображениями лисы, волка, рыси).
– Прочитайте по ролям.
– Почему так ответил заяц?
(Дополнительный материал про зайцев.
В нашей стране обитают 2 вида зайцев – беляк – лесной заяц, и русак, он живет в поле и степи.
Много у зайцев врагов – охотники, лисы, волки, орел, но самый главный враг – рысь. Она бесшумно может напасть с ветки. Убегая от опасности, заяц может пробежать за 1 час 70 километров).
– Ребята, а какие еще задания можно выполнить с этими предложениями?
По выбору – выписать слова с разделительным ь или списать одно из предложений.
Подчеркнуть разделительный ь.
Проверка. Вывод.
5. Применение знаний и умений.
– Самостоятельная работа. (Разноуровневые задания).
Учебник с.140. 1 ряд – упр.188 (1-я загадка), 3 ряд – упр.188 (2-я загадка), 2 ряд – упр.189, индивидуальные задания на карточках.
– Прочитайте задания. Кому все понятно? Выполняем.
– Кто затрудняется? (Индивидуальная помощь).
– Проверка в группах. Вывод.
6. Информация о домашнем задании.
– Посмотрите на эту копилку. Она особенная. С сегодняшнего дня мы будем в ней накапливать слова. Это копилка словарная.
Напишите на карточках слова с разделительным ь. Любые, по желанию. Количество может быть разное.
– Я сегодня отпущу свое слово. Какое? (На карточке – слово счастье.)
– Я всех вас и наших гостей поздравляю с наступающим Новым годом, желаю большого счастья!
7. Рефлексия. Подведение итогов урока.
– Чему учились на уроке?
– Где пишется разделительный ь?
– Что показывает разделительный ь?
– Кто считает, что понял этот материал?
Оценки за урок.
– У вас на партах листочки – лица мальчиков и девочек.
Нарисуйте, какое у вас сейчас настроение. Прикрепите на ёлку (елка из цветной бумаги прикреплена на доске), и у нас получится необычная новогодняя фотография.
Спасибо за работу. Урок окончен.