Цели урока:
обобщить и закрепить изученное об именах существительных (падеж, склонение, правописании безударных окончаний)
формировать интерес к более глубокому изучению предмета;
развивать творческие способности учащихся.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчишек и девчонок на веселый праздник КВН. Не забудьте взять с собой знания, быстроту и смекалку.
Русский язык – это необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
– О какой части речи говорится в стихотворении.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
- Сегодня у нас КВН, который посвящен имени существительному.
Давайте приступим скорее к работе.
Пусть интересным будет урок!
- За правильные ответы ваша команда будет получать баллы. В конце мы подведем итоги и выявим победителя.
- Сегодня у нас участвует 4 команды...
3. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД:
Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
4 . РАЗМИНКА “СНЕЖИНКА С ВОПРОСАМИ”
- На доске 8 снежинок с вопросами для участников команд, они по очереди снимают снежинки и читают задании.
- Что называется именем существительным?
- Как изменяются имена существительные?
- Какого рода могут быть имена существительные?
- Что такое склонение?
- Какая часть существительного изменяется при склонении? Почему?
- Сколько падежей у имени существительного? Перечислите их.
- Каким членом предложения бывает имя существительное?
- Сколько типов склонения имён существительных вы знаете? Назовите их.
5. СЛОВАРНЫЕ СЛОВА
-Записать словарные слова в столбик.
1) Антоним к слову скучный ( ИНТЕРЕСНЫЙ )
2) Угадать слово - Р 1 А ( РОДИНА )
3) Какой сейчас месяц ( ДЕКАБРЬ )
4) Синоним к слову радостно ( ВЕСЕЛО )
5) Приятель, друг ( ТОВАРИЩ )
6) первый день недели ( ПОНЕДЕЛЬНИК)
- Проверка по образцу .
- Прикрыть часть слова, оставив первые буквы. Что заметили интересного? Это падежи русского языка. Сейчас речь пойдет о падежах.
“Это интересно”.
- Послушайте интересные факты. Оказывается, школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить 14 падежей, в Финляндии 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа, у некоторых народностей Дагестана свыше 50 падежей. А вот, у китайцев напротив, существительные совсем не склоняются, и никаких падежей в китайской грамматике нет.
СТИХИ О ПАДЕЖАХ:
Воскликнул Именительный:
- Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познает!
- Того, - сказал, Родительный,
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.
- Тому, - ответил Дательный,
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.
- Чем отличаются падежи друг от друга? (вопрос, предлоги).
“ВСЕ МЫ ЗНАЕМ ПАДЕЖИ”
1 Задание
- У каждого члена команды карточка с одним из падежей. Учитель читает словосочетания, тот ученик, чей падеж соответствует, должен быстро показать свою карточку.
- Участник, давший верный ответ, приносит команде очко.
- Записать в дневник (В.п.)
- Изучать на уроке (П.п.)
- Сидеть за партой (Т.п.)
- Выходить из класса (Р.п.)
- Входит учитель (И.п.)
- Помощь другу (Д.п.)
- Решать задачу (В.п.)
- Рассказывать по плану (Д.п.)
- Отвечать у доски (Р.п.)
- Интересное задание (И.п.)
- Писать мелом (Т.п.)
- Мечтать о каникулах (П.п.)
2 Задание
- В стихотворении определить падеж существительного, которое повторяется неоднократно.
- Оценивается скорость и правильность. За правильные ответы – 6 жетонов, за каждую ошибку минус один жетон.
Жил старичок – моховичок.
Из мха он сделал пиджачок.
Он валенок из мха скатал
И сплел он гамачок.
Он мхом зеленым укрывался,
Он сочным, нежным мхом питался,
Во мхе он жил и не тужил,
Он мху спасибо говорил.
Но был он очень одинок.
Тот старичок – моховичок.
- Проверка по образцу.
7. “МИНУТКА ОТДЫХА”
Я хочу поиграть с вами, а заодно и проверить, как вы русский язык знаете. Я называю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ – во множественном. Команда отвечает хором :
- Нога - ... (ноги)
- Рука - ... (руки)
- Дуга - ... (дуги)
- Мука - ... (нет мн.числа)
- Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет множественного числа.
Продолжаем дальше:
- Ведро - ... (вёдра)
- Бедро - ... (бёдра)
- Метро - ... (нет мн.числа)
- День - ... (дни)
- Пень - ... (пни)
- Лень - ... (нет мн.чила)
- Цыплёнок - ... (цыплята)
- Козлёнок - ... (козлята)
- Бочонок - ... (бочонки)
- Поиграли, а теперь приступим к серьёзным испытаниям.
8. “ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ”
-О чём дальше пойдёт речь узнаем, если в каждой группе слов найдем лишнее.
- Если команда отвечает верно, открывает любую букву, получает очко.
- На доске группы слов.
огонь ладонь (3 скл) сезон газон | сирень справедливость совесть шампунь (3 скл) |
метелица лиственница стелется (гл) туман | природа программа правило (2 скл) тревога |
красиво(нареч) огниво полено веретено | кенгуру какаду горилла(склоняем) шимпанзе | соловей сосед свобода (1скл ) счастье |
Ваня Кирилл (2 скл) Коля Саша |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 С К Л О Н Е Н И Е
- Дальше речь пойдет о склонении.
9. “НАЙДИ СВОЕ СЛОВО”
- Задание: образуйте от данного слова 3 однокоренных существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.
1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда |
СТАРЫЙ | ЦЕННЫЙ | БЕДНЫЙ | МИЛЫЙ |
1-скл. - старушка | 1- цена | 1- беднота | 1 - милка, милашка |
2-скл.- старик, старец. | 2 - ценник | 2- бедняк | 2 - милок |
3-скл. - старость 3 - ценность 3- бедность 3 – милость
- Для чего нужно уметь определять склонение и падеж? (Чтобы правильно написать безударное окончание имён существительных)
- Как правильно написать безударное окончание имён существительных?
1) Определить падеж
2) Определить склонение (поставить существительное в И.п., ед.ч.)
- Эти знания сейчас вам пригодятся.
10. “УГАДАЙ СЛОВО”
- Каждая команда должна угадать слово.
1 – й команде.
Его корень - в слове “писать”, приставка - в слове “рассказывать”, суффикс - в слове “книжка”, окончание - в слове “вода” (Расписка).
2 – й команде.
Его корень в слове “вязать”, приставка – в слове “замолчать”, суффикс – в слове “сказка”, окончание – в слове “рыба”. (Завязка)
3 – й команде.
Его корень в слове “сказать”, приставка – в слове “подъехал ”, суффикс – в слове “печка”, окончание – в слове “кошка”. (Подсказка)
4 – й команде.
Его корень в слове “ставить”, приставка – в слове “приехать ”, суффикс – в слове “дочка”, окончание – в слове “ложка”. (Приставка)
- В угаданном слове определить склонение и изменить слово по падежам.
- Проверка по образцу.
И. | Расписка | Завязка | Подсказка | Приставка |
Р. | РаспискИ | ЗавязкИ | ПодсказкИ | ПриставкИ |
Д. | РаспискЕ | ЗавязкЕ | ПодсказкЕ | ПриставкЕ |
В. | РаспискУ | ЗавязкУ | ПодсказкУ | ПриставкУ |
Т. | РаспискОЙ | ЗавязкОЙ | ПодсказкОЙ | ПриставкОЙ |
П. | РаспискЕ | ЗавязкЕ | ПодсказкЕ | ПриставкЕ |
11. “ВОССТАНОВИ ПОСЛОВИЦЫ”
- Наиболее ярко употребляются имена существительные в пословицах, поговорках, загадках. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и память.
- Восстановить пословицы и объяснить написание безударных окончаний имен существительных.
Делу время | здоровый дух |
Чтоб в почёт_ быть | генералом не станешь. |
Кто ничего не делает | а от труда здоровеет. |
В здоровом тел_ | надо труд свой полюбить. |
Человек от лен_ болеет | тот никогда не имеет времен. |
Сидя на печ_ | потех_ час. |
12. ИТОГ
- Какой части речи был посвящен наш урок?
- Составим синквейм к слову “Существительное”.
- Подведение итогов, награждение победителей.