КВН по русскому языку на тему "Имя существительное". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

обобщить и закрепить изученное об именах существительных (падеж, склонение, правописании безударных окончаний)

формировать интерес к более глубокому изучению предмета;

развивать творческие способности учащихся.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчишек и девчонок на веселый праздник КВН. Не забудьте взять с собой знания, быстроту и смекалку.

Русский язык – это необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся.

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

– О какой части речи говорится в стихотворении.

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.

- Сегодня у нас КВН, который посвящен имени существительному.

Давайте приступим скорее к работе.

Пусть интересным будет урок!

- За правильные ответы ваша команда будет получать баллы. В конце мы подведем итоги и выявим победителя.

- Сегодня у нас участвует 4 команды...

3. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД:

Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

4 . РАЗМИНКА “СНЕЖИНКА С ВОПРОСАМИ”

- На доске 8 снежинок с вопросами для участников команд, они по очереди снимают снежинки и читают задании.

- Что называется именем существительным?

- Как изменяются имена существительные?

- Какого рода могут быть имена существительные?

- Что такое склонение?

- Какая часть существительного изменяется при склонении? Почему?

- Сколько падежей у имени существительного? Перечислите их.

- Каким членом предложения бывает имя существительное?

- Сколько типов склонения имён существительных вы знаете? Назовите их.

5. СЛОВАРНЫЕ СЛОВА

-Записать словарные слова в столбик.

1) Антоним к слову скучный ( ИНТЕРЕСНЫЙ )

2) Угадать слово - Р 1 А ( РОДИНА )

3) Какой сейчас месяц ( ДЕКАБРЬ )

4) Синоним к слову радостно ( ВЕСЕЛО )

5) Приятель, друг ( ТОВАРИЩ )

6) первый день недели ( ПОНЕДЕЛЬНИК)

- Проверка по образцу .

- Прикрыть часть слова, оставив первые буквы. Что заметили интересного? Это падежи русского языка. Сейчас речь пойдет о падежах.

“Это интересно”.

- Послушайте интересные факты. Оказывается, школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить 14 падежей, в Финляндии 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа, у некоторых народностей Дагестана свыше 50 падежей. А вот, у китайцев напротив, существительные совсем не склоняются, и никаких падежей в китайской грамматике нет.

СТИХИ О ПАДЕЖАХ:

Воскликнул Именительный:
- Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познает!
- Того, - сказал, Родительный,
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.
- Тому, - ответил Дательный,
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.

- Чем отличаются падежи друг от друга? (вопрос, предлоги).

“ВСЕ МЫ ЗНАЕМ ПАДЕЖИ”

1 Задание

- У каждого члена команды карточка с одним из падежей. Учитель читает словосочетания, тот ученик, чей падеж соответствует, должен быстро показать свою карточку.

- Участник, давший верный ответ, приносит команде очко.

  • Записать в дневник (В.п.)
  • Изучать на уроке (П.п.)
  • Сидеть за партой (Т.п.)
  • Выходить из класса (Р.п.)
  • Входит учитель (И.п.)
  • Помощь другу (Д.п.)
  • Решать задачу (В.п.)
  • Рассказывать по плану (Д.п.)
  • Отвечать у доски (Р.п.)
  • Интересное задание (И.п.)
  • Писать мелом (Т.п.)
  • Мечтать о каникулах (П.п.)

2 Задание

- В стихотворении определить падеж существительного, которое повторяется неоднократно.

- Оценивается скорость и правильность. За правильные ответы – 6 жетонов, за каждую ошибку минус один жетон.

Жил старичок – моховичок.
Из мха он сделал пиджачок.
Он валенок из мха скатал
И сплел он гамачок.
Он мхом зеленым укрывался,
Он сочным, нежным мхом питался,
Во мхе он жил и не тужил,
Он мху спасибо говорил.
Но был он очень одинок.
Тот старичок – моховичок.

- Проверка по образцу.

7. “МИНУТКА ОТДЫХА”

Я хочу поиграть с вами, а заодно и проверить, как вы русский язык знаете. Я называю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ – во множественном. Команда отвечает хором :

  • Нога - ... (ноги)
  • Рука - ... (руки)
  • Дуга - ... (дуги)
  • Мука - ... (нет мн.числа)

- Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет множественного числа.

Продолжаем дальше:

  • Ведро - ... (вёдра)
  • Бедро - ... (бёдра)
  • Метро - ... (нет мн.числа)
  • День - ... (дни)
  • Пень - ... (пни)
  • Лень - ... (нет мн.чила)
  • Цыплёнок - ... (цыплята)
  • Козлёнок - ... (козлята)
  • Бочонок - ... (бочонки)

- Поиграли, а теперь приступим к серьёзным испытаниям.

8. “ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ”

-О чём дальше пойдёт речь узнаем, если в каждой группе слов найдем лишнее.

- Если команда отвечает верно, открывает любую букву, получает очко.

- На доске группы слов.

огонь ладонь (3 скл) сезон газон сирень
справедливость
совесть
шампунь (3 скл)
метелица лиственница стелется (гл) туман природа
программа правило (2 скл)
тревога
красиво(нареч) огниво полено веретено кенгуру какаду горилла(склоняем) шимпанзе соловей
сосед
свобода (1скл ) счастье
Ваня Кирилл (2 скл) Коля Саша

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9
С К Л О Н Е Н И Е

- Дальше речь пойдет о склонении.

9. “НАЙДИ СВОЕ СЛОВО”

- Задание: образуйте от данного слова 3 однокоренных существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.

1 команда 2 команда 3 команда 4 команда
СТАРЫЙ ЦЕННЫЙ БЕДНЫЙ МИЛЫЙ
1-скл. - старушка 1- цена 1- беднота 1 - милка, милашка
2-скл.- старик, старец. 2 - ценник 2- бедняк 2 - милок

3-скл. - старость 3 - ценность 3- бедность 3 – милость

- Для чего нужно уметь определять склонение и падеж? (Чтобы правильно написать безударное окончание имён существительных)

- Как правильно написать безударное окончание имён существительных?

1) Определить падеж

2) Определить склонение (поставить существительное в И.п., ед.ч.)

- Эти знания сейчас вам пригодятся.

10. “УГАДАЙ СЛОВО”

- Каждая команда должна угадать слово.

1 – й команде.

Его корень - в слове “писать”, приставка - в слове “рассказывать”, суффикс - в слове “книжка”, окончание - в слове “вода” (Расписка).

2 – й команде.

Его корень в слове “вязать”, приставка – в слове “замолчать”, суффикс – в слове “сказка”, окончание – в слове “рыба”. (Завязка)

3 – й команде.

Его корень в слове “сказать”, приставка – в слове “подъехал ”, суффикс – в слове “печка”, окончание – в слове “кошка”. (Подсказка)

4 – й команде.

Его корень в слове “ставить”, приставка – в слове “приехать ”, суффикс – в слове “дочка”, окончание – в слове “ложка”. (Приставка)

- В угаданном слове определить склонение и изменить слово по падежам.

- Проверка по образцу.

И. Расписка Завязка Подсказка Приставка
Р. РаспискИ ЗавязкИ ПодсказкИ ПриставкИ
Д. РаспискЕ ЗавязкЕ ПодсказкЕ ПриставкЕ
В. РаспискУ ЗавязкУ ПодсказкУ ПриставкУ
Т. РаспискОЙ ЗавязкОЙ ПодсказкОЙ ПриставкОЙ
П. РаспискЕ ЗавязкЕ ПодсказкЕ ПриставкЕ

11. “ВОССТАНОВИ ПОСЛОВИЦЫ”

- Наиболее ярко употребляются имена существительные в пословицах, поговорках, загадках. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и память.

- Восстановить пословицы и объяснить написание безударных окончаний имен существительных.

Делу время здоровый дух
Чтоб в почёт_ быть генералом не станешь.
Кто ничего не делает а от труда здоровеет.
В здоровом тел_ надо труд свой полюбить.
Человек от лен_ болеет тот никогда не имеет времен.
Сидя на печ_ потех_ час.

12. ИТОГ

- Какой части речи был посвящен наш урок?

- Составим синквейм к слову “Существительное”.

- Подведение итогов, награждение победителей.