Урок русского языка по теме "Волосы – зеркало здоровья человека"

Разделы: Русский язык


Ход урока.

1. Введение в тему. Этап индукции.

Перед вами (на экране или на доске) первая цепочка слов:

Лошадь- кошка – дикобраз – корова – кролик – человек

- Что объединяет слова этого ряда? ( Это млекопитающие)

Перед вами вторая цепочка слов:

Грива – усы – иглы – хвост – шёрстка – брови

- Что объединяет слова этого ряда? ( Это волосы)

- Скажите, знаете ли вы, зачем млекопитающим волосы?

Ответ подготовленного ученика, выполняющего роль биолога, или чтение по карточке.

Главная польза волос для млекопитающих состоит в том, что они удерживают тепло тела, а в тропиках защищают от прямого воздействия солнечного света.

Грива может защитить шею животных от зубов противника. Хвосты могут использоваться, чтобы бить мух. Жёсткие иглы дикобраза, расположенные веером, помогают ему атаковать неприятеля. На усах у кошек есть особые нервы, которые мгновенно реагируют на прикосновение. По мнению Чарльза Дарвина, тонкие волоски на теле помогают выделению пота. Брови и ресницы защищают глаза от пыли и насекомых.)

2. Словарно- орфографическая работа.

А. Творческий словарный диктант « Чемоданчик цирюльника»

Угадайте, что в нём находится с помощью лексического значения данных слов и их происхождения. Запишите названия этих предметов.

  • а) Мыльная душистая жидкость для мытья волос (шампунь - англ.)
  • б) Прибор для сушки волос подогретым воздухом (фен – англ.)
  • в) Гребёнка для расчёсывания волос (расчёска - общеслав.)
  • г) Накладные волосы, нашитые на матерчатую основу (парик-франц.)
  • д) Трубочки (металлические, резиновые, пластмассовые и т.п.), на которые навивают пряди волос (бигуди – франц.)
  • е) Инструмент для резания, стрижки, состоящий из двух крест- накрест соединённых лезвий в виде колец (ножницы – общеслав.)
  • ж) Кусочки бумаги, резины для накручивания волос при холодной завивке (папильотки – франц.)

Б. Наш чемоданчик принадлежит цирюльнику. Кто же такой цирюльник? Употребляем ли мы это слово сейчас?

Обратимся к этимологическому словарю или словарю иностранных слов. ( Слово предоставляется ученику, который заранее поработал со словарём).

Цирюльник (польск.) – устар. – это парикмахер, выполнявший также некоторые обязанности лекаря.

Парикмахер (нем.) – мастер, занимающийся бритьём, стрижкой, окраской и причёсывание волос.

3. Выборочное изложение.

Внимательно прослушайте советы парикмахера, запишите 3 наиболее важные для вас.

Советы парикмахера.

Не рекомендуется:

  • окрашивать волосы при обострении болезней почек и кожи;
  • мыть волосы на ночь – от этого ухудшается питание волос и снабжение кожи головы кислородом;
  • есть много сладкого и пить шипучие напитки;
  • расчёсывать волосы сразу после мытья – они путаются и секутся;
  • долго пребывать на солнце – волосы становятся ломкими, теряют естественный блеск и в конце концов начинают усиленно выпадать.

4. Повторим антонимы.

Запишите 6-8 пар прилагательных- антонимов, характеризующих волосы с разных сторон.

(Длинные – короткие, кудрявые – прямые, светлые – тёмные, натуральные – искусственные, мокрые – сухие, жёсткие – мягкие, тусклые – блестящие, жирные – сухие)

5. Вспомните фразеологизмы со словом «волосы».

Определите и запишите значение 2-х.

Рвать на себе волосы - приходить в отчаяние, переживать большое горе.

Волосы дыбом встали - становится страшно, ужас охватывает.

6. Игра-домино ( устно).

Зачитываются цитаты. По волосам с помощью карточек нужно узнать литературного героя» и автора произведения.

А. «Её чёрные волосы, остриженные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши» (И.С. Тургенев « Ася»- Ася)

Б. «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели» (А.С. Пушкин «Капитанская дочка» - Марья Ивановна)

В. Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетённые,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою целуются.

( М.Ю. Лермонтов « Песня про купца Калашникова…» - Алёна Дмитриевна)

Г. « Необыкновенная гибкость её стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив её слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – всё это было для меня обворожительно».

(М.Ю. Лермонтов « Герой нашего времени», глава « Тамань» - девушка- контрабандистка)

Д. Он из Германии туманной
Привёз учёности плоды…
Всегда восторженную речь
И кудри чёрные до плеч.
(А.С. Пушкин « Евгений Онегин» - Владимир Ленский)

7. Подготовка к домашнему сочинению научно – публицистического стиля о волосах.

- Я предлагаю вам записать в качестве заголовка загадку: « Их не сеют, не сажают - они сами вырастают».

-Объясните, пожалуйста, пунктуацию данного предложения.

- А теперь поработаем над содержанием сочинения.

Ответы на какие вопросы, по-вашему , будут интересны одноклассникам и тебе лично?

Вступление. Используйте понравившийся материал из I части урока

Основная часть.

  • Почему волосы у людей разного цвета? ( Цвет волос определяется результатом смешивания жёлтого рогового вещества, из которого состоит волос, и пигментных гранул, живущих в корнях волос, со всеми оттенками бурого цвета)
  • Как быстро растут волосы? (12 миллиметров в месяц, днём быстрее, чем ночью, после 50 лет скорость ещё более уменьшается)
  • Какова продолжительность жизни волос? (Ресницы живут около 6 месяцев. Волос на голове мужчины живёт 3-5 лет, а у женщины – 7 лет)
  • Сколько волос в среднем выпадает у человека за сутки? (В среднем за сутки у здорового человека выпадает 40-50 волос, у пожилых людей до ста волос и более.)
  • Сколько волос в общей сложности на теле взрослого человека? (От 300 до 500 тысяч волос)
  • Почему раньше все девушки носили косу? ( Коса – оберег от дурного взгляда)
  • Почему после тяжёлой болезни раньше стриглись наголо? (Люди верили, что так они избавятся от отрицательной энергии)
    Заключительная часть сочинения.
  • Как ухаживать за волосами, чтобы они были красивой рамой для лица, а не походили на веник? (правильное питание, йод, массаж головы и расчёсывание волос, правильная сушка волос, правильный подбор моющих средств и регулярное мытьё)

8. Итог урока. Рефлексия.

- Какой этап урока, по- вашему, был самый яркий? Почему?

- Какую информацию о волосах необходимо знать каждому?

9. Домашнее задание.

Мини-сочинение научно-публицистического стиля «Их не сеют, не сажают - они сами вырастают».