Класс: 4.
Цели урока: формирование представления учащихся о лесе, как природном сообществе
Задачи урока:
- познакомить детей с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
- развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;
- развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически
- воспитывать бережное отношение ко всему живому, экологическую культуру Оборудование и материалы:
Технические средства: компьютер; мультимедийный проектор, экран;
Программные средства: презентация (у автора)
Наглядные средства обучения: карта Кемеровской области.
Раздаточные материалы: карточки «Состав почв», «Найди ошибки в тексте», «Правила поведения в природе»
Ход урока
I. Мотивация учащихся.
Слайд 1
Прозвенел для нас звонок
Начинаем наш урок
Нам надо многое понять
И получить отметку «5».
II. Проверка домашнего задания.
– Какую тему мы проходили на прошлом уроке? Сейчас вспомним, что изучали.
По карточкам работают
А остальные ответят на вопросы:
– Что называют почвой?
– Какого цвета почва?
– Какие бывают почвы?
– Самые распространённые в нашей стране почвы?
– А самые плодородные?
– Отчего зависит плодородие почвы?
– Кто занимается изучением почв?
– А какие почвы в нашем крае?
– Почему люди называют землю «кормилицей»?
– Ребята, работающие по карточкам, дадут ответы.
Слайд 2
- «Состав почв»
- Найди ошибки в тексте.
– Оценивание работы по карточкам.
III. Сообщение темы и цели урока.
Слайд 3
Хочу пригласить вас сегодня в лес. В добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес. Если внимательны будете, дети, Тайны чудные откроете эти.
Лес не только для нашей забавы. В нём – деревья, ягоды, травы. Птицы и звери . Учёные тоже работают тут, Лес они сообществом зовут.
Слайд 4
– Тема нашего урока «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»./Как вы думаете, о чём мы будем говорить?
– Наша основная задача доказать, что лес – это природное сообщество.
IV. Работа над новой темой.
Слайд 5
Ученик читает стихотворение:
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, стрясая капли рос.
А сумрачный навес широколапых елок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.
Привет тебе, приют покоя и свободы,
Родной Сибири неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!
Вступительное слово учителя (краткая справка с опорой на карту Кемеровской области)
– В нашей стране леса занимают более половины всей территории. Кемеровская область является частью нашей большой страны. Большая часть территории нашей области занято лесами.
– Ребята приготовили сообщения о лесе.
1-й ученик: Лес – лёгкие планеты. Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек.
2-й ученик: Лес – друг здоровья люде. Один гектар хвойного леса выделяет в сутки 5 кг фитонцидов – особых веществ, от которых погибают болезнетворные микробы.
3-й ученик: Общая площадь лесов в мире составляет 19 млн. км.
4-й ученик: Ежегодно на планете вырубается 33.000 гектара леса. От этого ухудшается экология нашей планеты.
– Внимательно рассмотрите лес.
– С чем вы его можете сравнить? (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх.)
– Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)
– А какой это дом? (Большой, многоэтажный.)
– Давайте выделим этажи леса.
Каждый этаж имеет своё название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания:
– Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)
Слайд 6
– Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
Слайд 7
– Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.) Слайд 8
– Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения: деревья, кустарники, травы. Слайд 9
– Расположите ярусы в данном порядке (деревья, кустарники, травы).
– Запишем это в таблицу. Задание № 1.
Ярусы леса | ||
Деревья | Кустарники | Травы |
... | ... | ... |
– Проверим, как вы заполнили таблицу.
Слайд 10
– Какие деревья расположились в верхнем ярусе? (Ели, сосны, березы, осины и т. д.)
– В среднем ярусе? (Малина, смородина, калина и т. д.)
– Что растет в нижнем ярусе? (Костяника, кислица, ландыш, т.д.) Слайд 11
– А что же растет на самой земле? (Лишайники, мхи.)
Слайд 12
– Рассмотрите рисунки и вспомните, что же обозначают стрелки? (Стрелки указывают на цепи питания в лесу.)
– Что же мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, травы, кустарники, разные растения).
– А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.)
– А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)
– Мы выяснили, что лес для животных является домом./А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу.)
– Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда.
Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множество короедов и погибает, освобождая место молодым растениям.
Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых – нет.)
— Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
– Какие животные встречаются в нашей области?
– Какие из них живут на деревьях?
– Какие ведут наземную жизнь?
– А какие обитают в почве?
– Составьте цепь питания, сложившуюся в лесах нашего края.
Слайд 13
(Работа в парах с последующей коллективной проверкой.)
Слайд 14
– Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)
– Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)
V. Физминутка.
Слайд 15
Только в лес мы вошли,
появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Заяц быстро скачет в поле.
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке –
Непоседы-ребятишки.
VI. Продолжение работы над новой темой.
– Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Грибы.)
Слайд 16
– Как вы думаете, лесу грибы нужны?
– Найдите ответ в учебнике на стр. 179 в статье «Нужны ли лесу грибы?» ( чтение текста по цепочке)
– Так каким будет ваш ответ? Нужны ли лесу грибы? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)
– Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)
– Ученые называют это лесной подстилкой. Об этом прочитаем в учебнике стр. 180
Слайд 17
– Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.)
– А именно? (Ежам, медведям, разным жукам).
– Что вы можете сказать о жизни леса?
Слайд 18
(Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут в деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных.)
– Как можно назвать лес? (Мы назовем его природным сообществом.)
– Мы доказали основную задачу урока?
Продолжение работы над новой темой
VII. Закрепление изученного.
– Ответим на вопрос рубрики «Подумай!» стр. 180-181
– Какие нарушения экологического равновесия могут произойти по вине человека в лесу?
– Что нужно делать, чтобы этих нарушений не было?
– Посмотрите на условные знаки «Правила поведения в природе» и расскажите.
– Какой вывод можно сделать по теме урока? (В лесу все взаимосвязано. Животные и растения зависят друг от друга.)
– Прочтем вывод в учебнике на стр. 181
VIII. Подведение итогов.
Выставление оценок.
IX. Домашнее задание.
Слайд 19
– с. 175-182.
– Нарисовать условный знак по теме «Охрана леса».
– Составить 2 цепи питания, характерные для наших лесов.
Слайд 20
Молодцы, спасибо за урок!