Урок окружающего мира по теме "Жизнь леса. Лес – природное сообщество". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Класс: 4.

Цели урока: формирование представления учащихся о лесе, как природном сообществе

Задачи урока:

  • познакомить детей с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
  • развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;
  • развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически
  • воспитывать бережное отношение ко всему живому, экологическую культуру Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер; мультимедийный проектор, экран;

Программные средства: презентация (у автора)

Наглядные средства обучения: карта Кемеровской области.

Раздаточные материалы: карточки «Состав почв», «Найди ошибки в тексте», «Правила поведения в природе»

Ход урока

I. Мотивация учащихся.

Слайд 1

Прозвенел для нас звонок
Начинаем наш урок
Нам надо многое понять
И получить отметку «5».

II. Проверка домашнего задания.

– Какую тему мы проходили на прошлом уроке? Сейчас вспомним, что изучали.

По карточкам работают

А остальные ответят на вопросы:

– Что называют почвой?

– Какого цвета почва?

– Какие бывают почвы?

– Самые распространённые в нашей стране почвы?

– А самые плодородные?

– Отчего зависит плодородие почвы?

– Кто занимается изучением почв?

– А какие почвы в нашем крае?

– Почему люди называют землю «кормилицей»?

– Ребята, работающие по карточкам, дадут ответы.

Слайд 2

  1. «Состав почв»
  2. Найди ошибки в тексте.

– Оценивание работы по карточкам.

III. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 3

Хочу пригласить вас сегодня в лес. В добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес. Если внимательны будете, дети, Тайны чудные откроете эти.

Лес не только для нашей забавы. В нём – деревья, ягоды, травы. Птицы и звери . Учёные тоже работают тут, Лес они сообществом зовут.

Слайд 4

– Тема нашего урока «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»./Как вы думаете, о чём мы будем говорить?

– Наша основная задача доказать, что лес – это природное сообщество.

IV. Работа над новой темой.

Слайд 5

Ученик читает стихотворение:

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, стрясая капли рос.
А сумрачный навес широколапых елок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.
Привет тебе, приют покоя и свободы,
Родной Сибири неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!

Вступительное слово учителя (краткая справка с опорой на карту Кемеровской области)

– В нашей стране леса занимают более половины всей территории. Кемеровская область является частью нашей большой страны. Большая часть территории нашей области занято лесами.

– Ребята приготовили сообщения о лесе.

1-й ученик: Лес – лёгкие планеты. Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек.

2-й ученик: Лес – друг здоровья люде. Один гектар хвойного леса выделяет в сутки 5 кг фитонцидов – особых веществ, от которых погибают болезнетворные микробы.

3-й ученик: Общая площадь лесов в мире составляет 19 млн. км.

4-й ученик: Ежегодно на планете вырубается 33.000 гектара леса. От этого ухудшается экология нашей планеты.

– Внимательно рассмотрите лес.

– С чем вы его можете сравнить? (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх.)

– Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)

– А какой это дом? (Большой, многоэтажный.)

– Давайте выделим этажи леса.

Каждый этаж имеет своё название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания:

– Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

Слайд 6

– Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

Слайд 7

– Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.) Слайд 8

– Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения: деревья, кустарники, травы. Слайд 9

– Расположите ярусы в данном порядке (деревья, кустарники, травы).

– Запишем это в таблицу. Задание № 1.

Ярусы леса
Деревья Кустарники Травы
... ... ...

– Проверим, как вы заполнили таблицу.

Слайд 10

– Какие деревья расположились в верхнем ярусе? (Ели, сосны, березы, осины и т. д.)

– В среднем ярусе? (Малина, смородина, калина и т. д.)

– Что растет в нижнем ярусе? (Костяника, кислица, ландыш, т.д.) Слайд 11

– А что же растет на самой земле? (Лишайники, мхи.)

Слайд 12

– Рассмотрите рисунки и вспомните, что же обозначают стрелки? (Стрелки указывают на цепи питания в лесу.)

– Что же мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, травы, кустарники, разные растения).

– А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.)

– А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)

– Мы выяснили, что лес для животных является домом./А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу.)

– Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда.

Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множество короедов и погибает, освобождая место молодым растениям.

Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых – нет.)

— Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

– Какие животные встречаются в нашей области?

– Какие из них живут на деревьях?

– Какие ведут наземную жизнь?

– А какие обитают в почве?

– Составьте цепь питания, сложившуюся в лесах нашего края.

Слайд 13

(Работа в парах с последующей коллективной проверкой.)

Слайд 14

Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)

– Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)

V. Физминутка.

Слайд 15

Только в лес мы вошли,
появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.

Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.

Заяц быстро скачет в поле.
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке –
Непоседы-ребятишки.

VI. Продолжение работы над новой темой.

– Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.

И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Грибы.)

Слайд 16

Как вы думаете, лесу грибы нужны?

– Найдите ответ в учебнике на стр. 179 в статье «Нужны ли лесу грибы?» ( чтение текста по цепочке)

– Так каким будет ваш ответ? Нужны ли лесу грибы? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)

– Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)

– Ученые называют это лесной подстилкой. Об этом прочитаем в учебнике стр. 180

Слайд 17

– Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.)

– А именно? (Ежам, медведям, разным жукам).

– Что вы можете сказать о жизни леса?

Слайд 18

(Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут в деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных.)

– Как можно назвать лес? (Мы назовем его природным сообществом.)

– Мы доказали основную задачу урока?

Продолжение работы над новой темой

VII. Закрепление изученного.

– Ответим на вопрос рубрики «Подумай!» стр. 180-181

– Какие нарушения экологического равновесия могут произойти по вине человека в лесу?

– Что нужно делать, чтобы этих нарушений не было?

– Посмотрите на условные знаки «Правила поведения в природе» и расскажите.

– Какой вывод можно сделать по теме урока? (В лесу все взаимосвязано. Животные и растения зависят друг от друга.)

– Прочтем вывод в учебнике на стр. 181

VIII. Подведение итогов.

Выставление оценок.

IX. Домашнее задание.

Слайд 19

– с. 175-182.

– Нарисовать условный знак по теме «Охрана леса».

– Составить 2 цепи питания, характерные для наших лесов.

Слайд 20

Молодцы, спасибо за урок!

Приложение.