Цели и задачи урока: обобщение знаний по теме, выявление уровня овладения детьми знаниями; формировать умение объяснять своё решение, работать индивидуально и в паре; развивать логическое мышление и воображение; воспитывать чувство взаимопомощи между учащимися.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, сигнальные карточки (зелёная, красная) , игра «Танграм» 1 на парту, треугольник, линейка, учебник Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких «Математика» 3 класс 3 часть.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодняшний урок математики мне хотелось бы начать с рассказа, об одном месте в Атлантическом океане, про которое бывалые моряки говорят : «Гиблое, проклятое место. Лучше не ходить туда». О нём много написано в книгах, журналах, сняты фильмы. Это место расположено между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико и Майями во Флориде. Слайд 2. А называется оно «бермудским треугольником» или «дьявольским треугольником», «треугольником проклятых». Площадь этого места составляет свыше 1 миллиона кв.километров. Свою печальную известность «Бермудский треугольник» приобрёл потому, что корабли и самолёты, попадая в этот район, бесследно исчезают. Природа «бермудского треугольника» остаётся тайной и по сей день. Во время моего небольшого рассказа прозвучало название фигуры, вам уже известное. Так, какой геометрической фигуре мы посвятим наш урок? (Треугольнику.)
- Давайте вспомним, какая фигура называется треугольником? (Треугольник – это геометрическая фигура, у которой 3 угла, 3 вершины, 3 стороны.)
-Скажите, а могут ли три вершины располагаться на одной прямой? (Нет.)
-Почему? (Нельзя будет построить угол, стороны будут совпадать.)
-Давайте сделаем уточнение, как должны быть расположены вершины в треугольнике? (Они не должны лежать на одной прямой.)
-А теперь попробуйте догадаться, почему же место в Атлантическом океане называется «бермудским треугольником», ведь никакого треугольника в океане не увидишь? (Если мы соединим эти три участка суши на карте, то у нас получится треугольник.) Слайд 3.
2. Проверка домашнего задания.
- Дома вам необходимо было найти картинки или нарисовать рисунки, в которых мы видели бы, где встречается форма треугольника в повседневной жизни человека. (Рассматривание выставки).
-Молодцы, вы действительно постарались!
3. Работа по теме урока.
Игра «Танграм».
Приготовили фигуры танграма. Послушайте загадку и узнаете какой предмет мы сейчас будет собирать.
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
(петух)
-Действительно, это петух. Слайд 4.
- Соберите эту птицу у себя на парте. (работа в парах)
-Какие треугольники мы использовали для того, чтобы собрать фигуру петуха? (Прямоугольные.)
-Как мы это докажем? ( С помощью модели прямого угла.)
- Есть ли среди треугольников остроугольные? (Нет, т.к. у данных треугольников только 2 угла острые, а надо, чтобы их было 3.)
- А тупоугольные треугольники здесь есть? (Нет, т.к. у этих треугольников нет тупых углов.)
- А как вы определяете острый это угол или тупой? (Сравниваем с моделью прямого угла, если угол меньше прямого, то он острый, если больше, то он тупой.)
Составление таблицы: «Классификация треугольников по углам». Слайд 5.
Мистер Треугольник благодарит вас за такой красивый наряд.
Работа по учебнику. (стр.56 №1)
- Перечислите номера треугольников, которые являются элементами множества: прямоугольных треугольников, тупоугольных треугольников и остроугольных треугольников.
- По какому признаку ещё можно распределить все треугольники? (По сторонам.)
Составление таблицы «Классификация треугольников по сторонам». Слайд 6.
- Все треугольники из №1 распределите по множествам: равносторонних, равнобедренных и разносторонних треугольников.
- А теперь с помощью сигнальных карточек (красная – ложно, зелёная – истинно) поиграем в игру «Истинно – ложно».
Предлагаются высказывания:
- Все треугольники с чётными номерами – прямоугольные. (Ложно.)
- Тупоугольные треугольники разного цвета. (Истинно.)
- Все розовые треугольники – разносторонние. (Истинно.)
- Некоторые треугольники с нечётными номерами – не остроугольные. (Истинно.)
- Никакие зелёные треугольники – не равносторонние. (Ложно.)
- Не все прямоугольные треугольники на рисунке являются разносторонними. (Истинно.)
- Некоторые голубые треугольники – равнобедренные. (Ложно.)
- Ребята, а можно ли разносторонний треугольник назвать равнобедренным? (Да.) А равнобедренный треугольник равносторонним? (Нет.)
- Посмотрите на слайд 7.
- Дайте название каждому из пересечений этих множеств. (Множество прямоугольных равнобедренных треугольников и множество тупоугольных разносторонних треугольников.)
- Начертите треугольник, который является элементом множества прямоугольных равнобедренных треугольников (1 вариант) и элементом множества тупоугольных разносторонних треугольников (2 вариант).
Практическая часть.
- Начертите в тетрадях прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см. Проведите в нём два отрезка так, чтобы прямоугольник был разбит на 3 треугольника, притом все треугольники должны быть разные (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный).
Взаимопроверка.\
Выполним по учебнику №3
- Сколько на чертеже треугольников? Прямоугольников? Запишите их названия.
Физминутка.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай скорей места.
Раз присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли,
Сели, встали, сели, встали,
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.
- Посмотрите на следующий слайд. Слайд 8. Площадь закрашенной части равна 7 кв.см. Во сколько раз площадь всего прямоугольника больше площади закрашенной части?
- Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Площадь всего прямоугольника и площадь закрашенной части.)
- Как мы найдём площадь прямоугольника, ведь у нас не указана его длина и ширина? (Посчитаем клетки, выразим длину и ширину прямоугольника в сантиметрах, воспользуемся формулой нахождения площади прямоугольника.)
- Как мы узнаем во сколько раз площадь всего прямоугольника больше площади закрашенной части? (Площадь прямоугольника разделим на площадь закрашенной части. 14:7=2(раза))
Запись решения и ответа задачи в тетрадь.
- Измените вопрос задачи так, чтобы последнее действие в задачи находилось вычитанием. (На сколько площадь прямоугольника больше площади закрашенной части.)
- А теперь немного посчитаем.
- Найти закономерность и назовите пропущенные числа. Слайд 9.
4. Итог урока.
- Что интересного для себя вы узнали на уроке?
- Ребята, геометрические фигуры привлекают не только математиков, в этом вы убедились выполняя домашнее задание. Даже поэты оказались неравнодушны к фигурам. Так В.Брюсов написал одно из своих стихотворений «Треугольник», а строчки в нём расположил в форме треугольника. Слайд 10.
Я
еле
качая
верёвки,
в синели
не различая
синих тонов
и милой головки,
летаю в просторе
крылатый , как птица,
меж лиловых кустов!
Но в заманчивом взоре,
Знаю блещет, алея, зарница!
И я счастлив ею без слов!
- О чём это стихотворение? (О счастье.)
- А как вы понимаете, что такое счастье? (Ответы детей.)
- Заканчивая урок, я тоже хочу пожелать всем нашим гостям и вам счастья и здоровья. Спасибо вам за работу!