Литературно-музыкальная композиция "Беречь лес – беречь жизнь"

Разделы: Внеклассная работа


Внеклассное мероприятие можно проводить с учащимися 6-9 классов. Приглашается лесничий или работник лесхоза.

Цели мероприятия:

  • Привлечь учащихся к изучению и охране леса.
  • Воспитывать любовь к родной природе, её красоте и богатству.

Тема бережного отношения к родной природе, к лесу всегда актуальна. Как часто мы видим варварское отношение к лесу, равнодушие взрослых, которые подают пример детям. Очень важно с малых лет прививать любовь и бережное отношение к зелёному другу посредством замечательных стихов и песен, музыкальных композиций.

В ходе мероприятия ученики читают стихи известных поэтов о лесе, природе, красоте родной земли, необходимости охраны и бережного ко всему отношения. Ученики исполняют и слушают песни по теме, исполняют хореографическую композицию.

Подготовительная работа. 

Учащиеся выпускают стенгазеты о лесе и охране природы.

Организация выставки фотографий учащихся о родной природе.

Организация конкурса детских стихов о лесе, природе, охране природы.

Оформление стенда «Самые красивые уголки нашего края».

Оформление зала. 

В зале, где проводится мероприятие, можно вывесить стенгазеты, лучшие фотографии, плакаты с поговорками и пословицами о лесе, устроить выставку поделок из дерева, бересты и другого природного материала, деревянные предметы быта, музыкальные инструменты ит. д.

Техническое оснащение.

Используются компьютер или интерактивная доска, слайды, видеоролики о красоте природы, лесном пожаре, посадке деревьев, озеленении села или города, записи песен и музыкальных заставок, записи голосов птиц.

Ход мероприятия

На сцену выходят ведущие (девочка и мальчик) читают по очереди: 

– Лес – ни с чем несравнимое богатство нашей Родины.

– Лес охраняет и улучшает здоровье людей

– Лес служит фильтром от пыли

– Лес обогащает воздух кислородом, сохраняет жизнь на планете

– Лес собирает и хранит влагу, оберегает землю от ветров и бурь

– Лес место отдыха для людей, он снимает усталость, даёт людям ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы

Стихи читают ученики, выходя на сцену.

Н. Некрасов.
Грибная пора отойти не успела,
Гляди, уж чернёхоньки губы у всех,
Набили оскому, черника поспела,
А там и малина, брусника, орех.

1-й ведущий: Лес – место обитания зверей и птиц. Он является жилищем для братьев наших меньших.

В. Лукша.
Белке, кунице, зайцу, лисице
Лес – дом родной.
Птице и зверю хочется верить
В мир и покой!

Р. Рождественский
Когда идёшь усталый, запылённый
Дорогой длинной в полуденный зной
Сверни скорее в тихий лес зелёный
И он усталость снимет как рукой.
Я славлю чудо из чудес-
Родимый лес, зелёный лес!
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладеть тоской
Побудь в лесу на солнечной поляне
Он все печали снимет, как рукой.
Я славлю чудо из чудес-
Красу земли – зелёный лес!
Мы будем вместе в радости и горе.
Он в дни войны стеною стал за нас
…Застыли сосны тихо, как в дозоре,-
Лес и сегодня охраняет нас.

2-й ведущий: Но всем и всегда надо помнить, что лес беззащитен.

1-й ведущий: Самое страшное для леса – это огонь, который может красивые зелёные места отдыха превратить в горельники, в груды обугленных и повалившихся деревьев, где пешему не пройти, конному не проехать и птице негде свить гнезда.

К. Кулиев.
Не разоряйте птичьего гнезда
Так счастлива в своём жилище птица
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора
Оно могучее и вековое
Даёт нам тень, когда стоит жара.
Оно чарует всё живое.
Не разоряйте птичьего гнезда.
Мне больше, чем другому боль знакома,
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живёт без дома.

1-й ведущий: Главный враг леса – пожар! Берегите лес от пожара!

2-й ведущий: Нельзя разжигать в сухую погоду костры в лесу, нельзя оставлять их непотушенными.

1-й ведущий: Нельзя бросать в лесу непотушенные горящие спички и окурки.

(Демонстрируется видеофрагмент фильма о пожаре в лесу).

В. Шефнер
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не потушил костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали,
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр
И сыпля искры посреди поляны
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил в зелёный лес ушёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И как снежинки искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

1-й ведущий: Наш долг и наша обязанность всегда и везде: (все хором) – Охранять природу – частицу нашей Родины.

Лесничий: Нельзя вам ребята сидеть, сложа руки и ждать милости от природы. Вы можете помочь Родине стать краше, вступая в школьные лесничества. Вы много узнаете о своём зелёном молчаливом друге, научитесь наблюдать за хлопотливой и почти незаметной жизнью в лесу, научитесь любить, беречь и охранять всё живое. Ваши души и сердца станут добрее, щедрее и богаче.

Бесценна российского леса краса
Зелёное золото – наши леса
Богатство лесов охраняй, карауль
Внимательный зоркий «зелёный патруль»

Охрана природы – дело народа.
Будьте спокойны Ваши величества
Рослые кедры, дубы – великаны…
Детские школьные наши лесничества
Вас не оставят одних, без охраны.

Лесничий: Люди нередко бывают, равнодушны к зелёному другу, это тоже зло, которое приводит к плачевным результатам. Как часто человек бывает в роли наблюдателя гибели растений, не проявляя малейшей заботы о его спасении.

Л. Татьяничева.
Никто не видит, как сгорают корни.
И дереву до срока невдомёк,
Что пошатнулся кряж его огромный
Копитель силы, крепости исток.
Оно стоит, ни в чём, не уступая
Другим деревьям в золотом бору,
И та же стать, и та ж листва густая.
Но вдруг заметим мы, однажды летом,
Что листья стали мельче и бледней,
Не по прямым, по косвенным приметам,
Мы узнаём о гибели корней.
Казним себя, по сердцу бьём наотмашь,
Что, находясь вблизи, а не вдали
Не поспешили дереву на помощь
И красоту от смерти не спасли.

Лесничий: Помню, однажды бродил я по весеннему лесу, и увидел возле дороги старую развесистую берёзу. На её стволе ярко белели свежие следы от топора. Я осмотрел глубокую рану. Её заливали прозрачные слёзы берёзы и стекали на землю. Дерево постепенно зачахнет и погибнет. А ведь для того, чтобы его вырастить понадобится 40-50 лет. И такое зло сделал человек, желая глотнуть несколько глотков берёзового сока.

Ф. Сологуб
– В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы.
И капли сока, точно слёзы
Текли прозрачною струёй.

В. Боков.
– Не руби берёзы белой
Не губи души лесной
Не губи и зла не делай
А особенно весной
Не губи, не тронь берёзы
Обойдись с ней по-людски,
А иначе хлынут слёзы
Сам засохнешь от тоски.
Пусть берёза, как невеста,
Бережёт свою красу.
Её не в печке жаркой место,
Место её всегда в лесу.

Звучит фонограмма песни группы «Любэ» «Не рубите, мужики». Группа девочек исполняет танец – инсценировку.

С. Есенин.
Была всем издали видна
Берёза, и большим и детям.
В тумане розовом она
Купала косы на рассвете.
Как будто обогнав подруг,
Ещё не знавших дровосека,
Из рощи выбежала вдруг,
Чтоб первой встретить человека.
Она давала в знойный день
Приют прохожему и птицам.
Её срубили. Только пень
Ещё живёт, ещё сочится.
Ещё томится жизнь в корнях
По капле соком истекая,
Но нет берёзы, в чьих ветвях
Недавно пели ветры мая.
Тот пень – жестокости укор.
Над ним зимой проплачет вьюга.
Как был безжалостен топор
В руках, лишивших жизни друга!
На перекрёстке двух дорог
Пустынно стало, сиротливо.
Как больно мне, что не сберёг
Я это трепетное диво.

1-й ведущий: Когда великий русский композитор М.И.глинка возвращался на Родину, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой, как символу своей Родины, берёзе.

Звучит музыка Чайковского «Благословляю вас леса…»

2-й ведущий: Известно, что ни в одной стране нет столько берёз, как у нас. Со времён глухой старины вошли в нашу жизнь берёзки. Мила она русскому человеку. Берёза и в песнях, загадках, сказках.

Хор поёт песню «Наш край», Сл. А. Грительца, Муз. Д Кобалевского. 

1-й ведущий: много сказок, песен, поговорок и стихов сложил народ о дубах.

Дубы.
Им не страшны крутые вьюги,
Их не состарили века
И словно древняя кольчуга
Кора шершавая крепка.
Какие были ураганы,
А покорить – нет не смогли!
Плечистых, гордых великанов
Попробуй, вырви из земли.
Откуда только мощь такая
Берётся в жизни у дубов?!
Видать сполна земля родная
Им платит силой за любовь.

2-й ведущий: В русских лесах наших нет дерева мощнее зелёного дуба. Когда-то дубов росло много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Чистых дубрав сейчас осталось совсем мало. Дуб растёт очень медленно. Нужна одна человеческая жизнь, чтобы вырос настоящий дуб-богатырь. Живут дубы до тысячи лет.

– Но самую большую площадь в нашей стране занимают леса из лиственницы. Её в нашей стране более 40% от всех других деревьев. Лиственница считается национальным деревом Росси. Удивительно красива, лиственница в осеннем наряде, когда её нежная тонкая хвоя горит золотым дождём.

1-й ведущий: Леса нашей страны отличаются многообразием состава, в них около 1500 видов деревьев и кустарников.

Г. Федотов.
Не скудеет Россия лесами,
Сколько их не рубили – живут.
Бури, грозы в дубравах плясали,
Был характер захватчиков крут.
Но роняя горючие слёзы,
Как бойцы, оставаясь в строю,
Выживали седые берёзы
Получившие раны в бою.
Лес для нас как отец всемогущий,
Он нас кормит и греет теплом.
Корпуса поднимает под тучи
Чудо ёлкой приходит в наш дом.
Он врачует душевные раны,
И бумагу даёт для стихов.
И нельзя отыскать ему равных,
Не хватает восторженных слов.
Не скудеет Россия лесами
В юных рощах гуляют дожди.
Свят закон, что придуман отцами:
Срубишь дерево – три посади!

Лесничий: Ребята! Именно вы можете помочь нашей Родине стать краше, своему родному краю, селу. Занимайтесь посадкой деревьев весной, берегите лес от пожаров, соблюдайте правила поведения в лесу, берегите редкие растения.

1-й ведущий: «Много леса – не руби. Мало леса – береги. Нет леса – посади»! – говорит народная мудрость.

Выходят чтецы. Читают стихи на фоне слайдов о посадке деревьев.

– Что мы сажаем, сажая леса?
– Мачты и реи держать паруса,
Рубку и палубу, рёбра и киль
Странствовать по морю
В бурю и штиль.
– Что мы сажаем, сажая леса?
– Радиомачты ловить голоса,
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
– Что мы сажаем, сажая леса?
– Лёгкие крылья лететь в небеса,
Дом и качели, челнок и скамью,
И деревянную лошадь твою.
– Что мы сажаем, сажая леса
– Чащу, где бродит барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат
Чащу, где птицы поют и кричат.
– Что мы сажаем, сажая леса?
– Лист, на который ложится роса
Воздух для лёгких и влагу и тень,
Вот, что сажаем в сегодняшний день!

Лесничий: Дорогие ребята! Лес – это наша жизнь, наше богатство и его надо беречь. Беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых людей. Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь Родину, беречь нашу планету!

– Берегите русский лес,
Он источник всех чудес.
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клёны, ели
Берегите русский лес!

Милая Родина! Ты год от года
Должна становиться всё краше!
Охрана природы – дело народа,
Моё, твоё, наше!

2-й ведущий: Дорогие ребята! Мы предлагаем вам домашнее задание. Посадите дерево у дома, разбейте цветники в школьном дворе, ухаживайте за ними. Пусть каждая улица в нашем селе будет зелёной, нарядной и красивой. Напишите стихи о лесе, о природе, делайте интересные и оригинальные фотографии. Мы хотим, чтобы ваши сердца были наполнены любовью к природе, лесу, зелёной травке, зверям и птицам. Пусть в ваших сердцах живет желание помочь, защитить, сберечь нашего зелёного друга. Если не мы, то кто?

Все участники поют песню «Лесной марш» Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.