Тема: Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы «Кто? Что?» и «Какой? Какая? Какие? Какое?»
Цели: Развивать умение работать с информацией, проводить отбор материала, его анализ и выявлять смысловые зависимости, развивать умение находить в предложениях слова-названия предметов и слова-названия признаков. Определять зависимость одних слов от других по вопросу и графически обозначать эту зависимость. Обогащение словарного запаса на основе работы со словарными словами и словами-названиями признаков. Развивать чувства прекрасного, красоты и выразительности речи. Стремление к совершенствованию собственной речи.
Оборудование: запись из альбома «Времена года» П.И.Чайковского картины осени
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Поздоровайтесь с нашими гостями.
2. Актуализация знаний
Давайте начнем урок с того, что послушаем одно из музыкальных произведений П.И. Чайковского из альбома «Времена года». Попробуйте услышать то, что хотел донести до вас композитор. А помогут вам в этом сопровождающие картины.
Прослушивание произведения Чайковского «Времена года».
Наверное, вы уже догадались, какое время года изобразил автор в своем произведении. Что вы услышали? Да, произведение действительно называется «Ноябрь. На тройке».
Издавна народ любовно называл это время года мокропогодье, осенины. Сентябрь называли Хмурень, Вересень, октябрь-Листопадник, Грязник, ноябрь-Полузимник, Грудень. Говорили, что ноябрь сентябрю внук, октябрю сын, а зиме родной батюшка. А какую тему мы заканчиваем изучать и готовимся к проверочной работе по этой теме? (слова-названия предметов и признаков)
3. Работа по теме
Фонетический разбор слова осень. (в тетрадях и на доске) На какой вопрос отвечает это слово? Что еще вы можете сказать о нем? Помните, что у нас урок русского языка. Назовите признаки осени с вопросами. (Золотая, холодная, солнечная, яркая). Природа в этом году подарила нам ещё несколько теплых дней. Должен уже лежать снег. Так что можно ещё чуть порадоваться этому замечательному времени года.
Работа над стихотворением. Народ так полюбил это время года, что многие поэты писатели, музыканты, художники в своих произведениях изображали его. Великий русский поэт 19 века А.С. Пушкин обожал это время года. Самое большое количество произведений было написано им именно осенью. Давайте вместе прочитаем одно из этих стихотворений: «Уж небо осенью дышало…» (чтение стихотворения, записанного на доске) О какой осени говорит поэт? (поздней). Выпишите из стихотворения пару слов с вопросами, соответствующими схемам. Обозначьте их графически. Что? Какая? С чем? Каким? Проверка.
4. Физкультминутка
А сейчас давайте немного отдохнем. Если я буду называть предмет, вы два раза хлопаете над головой в ладоши, а если признак предмета—приседаете, руки на поясе.
Осень. Листва. Дождь. Холодный. Мокрая. Непогода. Листопад. Изморозь. Сень.
Как вы понимает значение этого слова? (покрывает, укрывает кого-нибудь или что- нибудь, покров).
5. Продолжение работы
Работа с пословицами. Много об осени пословиц и поговорок. Попробуйте их закончить. От осени к лету поворота… нету. В сентябре одна ягода, да и та горькая… рябина. Сентябрь холоден да… сыт. Осень-время собирать… урожай. Ноябрь—ворота… зимы. Весна красна цветами, а осень… снопами. Весенний дождь растит, а осенний… гноит. Весна красна да голодна, а осень дождлива да… сытна.
Работа с загадками.
А как много загадок и примет, связанных с этим красивым временем года? Упал с дерева первый лист—жди… осени. Отгадайте загадки и напишите отгадки. Работайте с соседом в паре. Осень в гости к нам пришла и с собою принесла что? Скажите наугад, ну, конечно,… листопад. Подчеркните опасные места. Кто знает, у какого животного в листопад появляются детеныши? Да, это у зайцев. Их так и называют листопаднички. Мочит поле, лес и луг, город, дом и все вокруг, облаков и туч он вождь, ты же знаешь это… дождь. Холода их так пугают, к теплым странам улетают, петь не могут, веселиться, кто собрался в стайки?... Птицы! Что общего во всех этих словах? На какие две группы их можно разделить?
Какое время года связано с этими явлениями? Жара, гром, солнечно, ясно. Лето. Есть ли среди слов отгадок явления природы? Какие? Листопад, дождь. А это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Туман. Это явление неживой природы, при котором температура воздуха понижается ниже нуля в теплое время года. Верная примета этого явления—лёд на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной. Очень-очень редко летом. Что это? Заморозки. Выберите слово—название признаков, которое к ним подходит: легкие, зимнее, сильная, осенний. Придумайте предложение с этим словосочетанием, которое подходит к этой схеме. I___ ____ ___ _____ ____. Схему ко второму предложению составьте самостоятельно. Осенний туман появился над городом. Давайте повторим правило написания предложений.
Попробуйте объяснить выражение «туман в глазах» (кто-то плохо, неясно видит от усталости, волнения, нездоровья), «Туман в голове» (неясно понимать окружающую действительность.)
6. Словарная работа
А это состояние природы характерно в определенном месте в определенное время: температура воздуха, ветер, облачность, осадки. Что это одним словом? Погода. Расскажите о сегодняшней погоде. Это новое словарное слово, назовите орфограмму. Запишите это слово, выделив орфограмму. Через запятую напишите однокоренные слова. Выделите корень. (Непогода, погодное, распогодилось), назовите слово, обозначающее признак предмета, название предмета. А знаете ли вы, что словом «погода» раньше называли только благоприятное состояние природы? А словом непогода-ненастье. Сейчас значение слова «погода» расширилось. Мы говорим хорошая погода, плохая погода.
7. Итог урока
Какие нам сегодня на уроке встретились слова, отвечающие на вопросы кто? Что? Что они обозначают? Какие мы подбирали слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Что они обозначают? Благодарю вас за работу на уроке. Наш урок окончен.