Основы православной культуры. Тема: "Заповеди". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Слайд 1. Название урока.

Цель урока: Познакомить учащихся с Библейскими Заповедями.

Задачи урока:

  • Обучающие: познакомить с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их структурой и значением.
  • Развивающие: понять, что заповеди помогают людям различать добро и зло.
  • Воспитывающие: усвоить, как выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.

Ключевые понятия урока: Заповеди, различение добра и зла.

Планируемые результаты

Личностные: способствовать становлению общечеловеческих ценностных ориентаций, формировать целостный социально – ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы. Формировать уважительное отношение к религии. Развивать этические чувства доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • учить отличать верно выполненное задание от неверного,
  • овладеть навыками смыслового чтения

Познавательные УУД:

  • овладевать начальными сведениями о сущности и особенности процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета;
  • находить ответы на вопросы, используя текст и свой жизненный опыт
  • делать выводы в результате работы.

Коммуникативные

  • уметь оформлять свою мысль в устной и письменной речи
  • слушать и понимать речь других

Предметные результаты.

  • Знакомить с основными нормами религиозной морали, развивать понимание их значений в жизни
  • Понимать значение нравственности веры и религии в жизни человека и общества
  • Осознавать ценности человеческой жизни.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование урока: учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры» 4 класс, компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Вы узнаете:

-Что общего у убийства и воровства

-Как зависть гасит радость

-Разберемся в понятии, которое является темой урока

-Убедимся в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться.

2. Повторение изученного материала.

а) Беседа

-Что способствует росту души человека?

-А что удаляет от добрых целей?

-Зачем человеку нужна совесть?

-Какие два важных дела Творец поручил совести?

-Что самое главное в жизни человеку?

-Что для православных означает раскаяние?

-Что значат для православных христиан покаянные молитвы?

-Как связано покаяние с необходимостью не осуждать других людей?

-Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

Каяться надо искренне. После этого придет радость. Ведь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.

Выслушиваются подготовленные детьми рассказы «Как бы они поступили, если бы услышали от знакомого о злом плане».

Вывод:

если есть возможность исправить причиненное зло, надо спешить это делать, надо спешить делать добро.

Чтобы полюбить бога, мы должны любить других людей. Помогать им, заботиться о них. Всегда и во всем стараться быть добрым и чем-то жертвовать. Иногда даже заставлять себя делать добро. Любви учатся всю жизнь.

Слайд 2. Любовь к Богу.

б) Игра «Продолжи фразу» (экран) (слайд 3-4)

«Царство божие находится …»(внутри нас, в нашем сердце)

«Бог - это ….» ( любовь. И чтобы наша душа могла сродниться с Богом, нам нужно любить Его).

«Чтобы полюбить Бога, мы должны ….»(научиться любить других людей.)

«Любовь-основание …»(всей христианской жизни.)

«Выражение нашей любви …»(добрые дела.)

«Помогает нам отличить добрые дела от злых …»(нравственный закон-совесть.)

«Бог вложил в наши сердца нравственный закон, чтобы мы ….»(не заблудились на жизненном пути и смогли встретиться с Богом.)

Слайд 5 . Нравственный закон.

Любовь есть основание всей христианской жизни (щелчок), выражение нашей любви - наши добрые дела (щелчок). Отличаем мы добрые дела от злых с помощью нравственного закона, который называется совестью.

3. Изучение новой темы.

Переход к изучению новой темы.

а ) Беседа.

Слайд 6. Дорога к богу

Религия – вера в Бога, создает «мост» между Богом и человеком. Этот мост – наш жизненный путь Бог дал нам совесть, чтобы уберечь и защитить нас на жизненном пути (щелчок).

Но у кого-то совесть чуткая. У кого-то не очень. Не все различают, что хорошо, а что плохо.

Многие философы в истории человечества пытались сформулировать правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок.

Для учащихся школ тоже существуют правила.

-Какие правила школьников вы выполняете? (ответы детей.)

Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различить добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога (щелчок).

«Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества».

Слайд 7. определение.

-Какие главные слова в определении?

Слайд 8. Иллюстрация «Моисей с заповедями на горе Синай»

б) (Рассказ учителя о получении Моисеем Заповедей от Бога.)

Три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог сам начертал заповеди на каменных плитах (стрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его (щелчок).

«Десять заповедей»

Слайд 9. Десять заповедей.

Бог дал Моисею 10 заповедей. Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой.

в) Самостоятельное чтение учащимися заповедей об отношениях людей между собой в учебнике (стр. 40-41).

Беседа.

-Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле?

-Чему учит заповедь «Не убий»?

-Почему нельзя красть?

-Что общего у вора и убийцы? Какие заповеди и моральные предписания они нарушили?

-Почему нельзя лгать, клеветать, осуждать?

Прочитайте народную мудрость в учебнику о лжи (стр. 41).

-Почему зависть мешает радости?

-Кому из литературных героев помешала зависть?

Заповеди о любви к ближнему показывают нам границы, которые мы не должны переступать, если не хотим навредить другим людям и самим себе.

В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Эти заповеди регулируют отношения между людьми и связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь непререкаемым законом. Ведь они - договор Бога с человеком!

4. Закрепление.

-А теперь проверим, как вы запомнили и поняли заповеди Божии о любви к ближнему.

а ) Игра «Народная мудрость» (работа в группах)

О какой заповеди сказано? (Перед детьми каждой группы – пословицы.)

На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
Почитай учителя как родителя.

Шила в мешке не утаишь.
Кто сам врет, другим не верит.
Сколько веревочке не виться, а конец будет.

Лучше по миру сбирать, чем чужое брать.
Легко добыто, легко и прожито.
Знает кошка, чье мясо съела.

Не коси глаз на чужой квас.
Кто чужого желает, скоро свое потеряет.
В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется.

Худой мир лучше доброй драки.
Не убьешь словом, так опозоришь.
Не бранись: не чисто во рту будет.

Друг познается в несчастии.
Любишь розу, так терпи шипы.
С виду хорош, а продаст за грош.

б) Слайд 10

Какая заповедь нарушена?

(на экране эпизоды из жизни детей)

в) Работа в тетради.

Заполним таблицу. « От чего предостерегают заповеди. И как советует поступить любящее сердце».

(самостоятельная работа) (Во время работы детей звучит песня Татьяны Мухаметшиной «О доброте».) Слайд 10

5. Рефлексия.

-Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?

-Были ли у вас случаи преодоления себя.

6. Определите успешность вашей работы на уроке.

-На партах в конвертах лежат разноцветные кружки. Если вам на уроке было все понятно, вы довольны своей работой, то возьмите красный кружок, если вы испытывали затруднения, немного недовольны – желтый, если вам на уроке было трудно. вы недовольны собой – синий.

На доске – необычная елочка – дерево наших успехов. Украсьте елочку своими кружками.

7. Домашнее задание.

  1. Ответить на 2 вопрос в тетради.
  2. Обсудить с родителями Вопросы учебника стр.41

Литература.

  1. Учебник А,В, Кураев «Основы православной культуры» 4-5
  2. Светочь «Основы православной веры в презентациях» Рябчук С.М.