Слайд 1. Название урока.
Цель урока: Познакомить учащихся с Библейскими Заповедями.
Задачи урока:
- Обучающие: познакомить с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их структурой и значением.
- Развивающие: понять, что заповеди помогают людям различать добро и зло.
- Воспитывающие: усвоить, как выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.
Ключевые понятия урока: Заповеди, различение добра и зла.
Планируемые результаты
Личностные: способствовать становлению общечеловеческих ценностных ориентаций, формировать целостный социально – ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы. Формировать уважительное отношение к религии. Развивать этические чувства доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- учить отличать верно выполненное задание от неверного,
- овладеть навыками смыслового чтения
Познавательные УУД:
- овладевать начальными сведениями о сущности и особенности процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета;
- находить ответы на вопросы, используя текст и свой жизненный опыт
- делать выводы в результате работы.
Коммуникативные
- уметь оформлять свою мысль в устной и письменной речи
- слушать и понимать речь других
Предметные результаты.
- Знакомить с основными нормами религиозной морали, развивать понимание их значений в жизни
- Понимать значение нравственности веры и религии в жизни человека и общества
- Осознавать ценности человеческой жизни.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование урока: учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры» 4 класс, компьютер, проектор, экран, презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Вы узнаете:
-Что общего у убийства и воровства
-Как зависть гасит радость
-Разберемся в понятии, которое является темой урока
-Убедимся в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться.
2. Повторение изученного материала.
а) Беседа
-Что способствует росту души человека?
-А что удаляет от добрых целей?
-Зачем человеку нужна совесть?
-Какие два важных дела Творец поручил совести?
-Что самое главное в жизни человеку?
-Что для православных означает раскаяние?
-Что значат для православных христиан покаянные молитвы?
-Как связано покаяние с необходимостью не осуждать других людей?
-Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?
Каяться надо искренне. После этого придет радость. Ведь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.
Выслушиваются подготовленные детьми рассказы «Как бы они поступили, если бы услышали от знакомого о злом плане».
Вывод:
если есть возможность исправить причиненное зло, надо спешить это делать, надо спешить делать добро.
Чтобы полюбить бога, мы должны любить других людей. Помогать им, заботиться о них. Всегда и во всем стараться быть добрым и чем-то жертвовать. Иногда даже заставлять себя делать добро. Любви учатся всю жизнь.
Слайд 2. Любовь к Богу.
б) Игра «Продолжи фразу» (экран) (слайд 3-4)
«Царство божие находится …»(внутри нас, в нашем сердце)
«Бог - это ….» ( любовь. И чтобы наша душа могла сродниться с Богом, нам нужно любить Его).
«Чтобы полюбить Бога, мы должны ….»(научиться любить других людей.)
«Любовь-основание …»(всей христианской жизни.)
«Выражение нашей любви …»(добрые дела.)
«Помогает нам отличить добрые дела от злых …»(нравственный закон-совесть.)
«Бог вложил в наши сердца нравственный закон, чтобы мы ….»(не заблудились на жизненном пути и смогли встретиться с Богом.)
Слайд 5 . Нравственный закон.
Любовь есть основание всей христианской жизни (щелчок), выражение нашей любви - наши добрые дела (щелчок). Отличаем мы добрые дела от злых с помощью нравственного закона, который называется совестью.
3. Изучение новой темы.
Переход к изучению новой темы.
а ) Беседа.
Слайд 6. Дорога к богу
Религия – вера в Бога, создает «мост» между Богом и человеком. Этот мост – наш жизненный путь Бог дал нам совесть, чтобы уберечь и защитить нас на жизненном пути (щелчок).
Но у кого-то совесть чуткая. У кого-то не очень. Не все различают, что хорошо, а что плохо.
Многие философы в истории человечества пытались сформулировать правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок.
Для учащихся школ тоже существуют правила.
-Какие правила школьников вы выполняете? (ответы детей.)
Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различить добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога (щелчок).
«Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества».
Слайд 7. определение.
-Какие главные слова в определении?
Слайд 8. Иллюстрация «Моисей с заповедями на горе Синай»
б) (Рассказ учителя о получении Моисеем Заповедей от Бога.)
Три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог сам начертал заповеди на каменных плитах (стрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его (щелчок).
«Десять заповедей»
Слайд 9. Десять заповедей.
Бог дал Моисею 10 заповедей. Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой.
в) Самостоятельное чтение учащимися заповедей об отношениях людей между собой в учебнике (стр. 40-41).
Беседа.
-Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле?
-Чему учит заповедь «Не убий»?
-Почему нельзя красть?
-Что общего у вора и убийцы? Какие заповеди и моральные предписания они нарушили?
-Почему нельзя лгать, клеветать, осуждать?
Прочитайте народную мудрость в учебнику о лжи (стр. 41).
-Почему зависть мешает радости?
-Кому из литературных героев помешала зависть?
Заповеди о любви к ближнему показывают нам границы, которые мы не должны переступать, если не хотим навредить другим людям и самим себе.
В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Эти заповеди регулируют отношения между людьми и связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь непререкаемым законом. Ведь они - договор Бога с человеком!
4. Закрепление.
-А теперь проверим, как вы запомнили и поняли заповеди Божии о любви к ближнему.
а ) Игра «Народная мудрость» (работа в группах)
О какой заповеди сказано? (Перед детьми каждой группы – пословицы.)
На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
Почитай учителя как родителя.
Шила в мешке не утаишь.
Кто сам врет, другим не верит.
Сколько веревочке не виться, а конец будет.
Лучше по миру сбирать, чем чужое брать.
Легко добыто, легко и прожито.
Знает кошка, чье мясо съела.
Не коси глаз на чужой квас.
Кто чужого желает, скоро свое потеряет.
В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется.
Худой мир лучше доброй драки.
Не убьешь словом, так опозоришь.
Не бранись: не чисто во рту будет.
Друг познается в несчастии.
Любишь розу, так терпи шипы.
С виду хорош, а продаст за грош.
б) Слайд 10
Какая заповедь нарушена?
(на экране эпизоды из жизни детей)
в) Работа в тетради.
Заполним таблицу. « От чего предостерегают заповеди. И как советует поступить любящее сердце».
(самостоятельная работа) (Во время работы детей звучит песня Татьяны Мухаметшиной «О доброте».) Слайд 10
5. Рефлексия.
-Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?
-Были ли у вас случаи преодоления себя.
6. Определите успешность вашей работы на уроке.
-На партах в конвертах лежат разноцветные кружки. Если вам на уроке было все понятно, вы довольны своей работой, то возьмите красный кружок, если вы испытывали затруднения, немного недовольны – желтый, если вам на уроке было трудно. вы недовольны собой – синий.
На доске – необычная елочка – дерево наших успехов. Украсьте елочку своими кружками.
7. Домашнее задание.
- Ответить на 2 вопрос в тетради.
- Обсудить с родителями Вопросы учебника стр.41
Литература.
- Учебник А,В, Кураев «Основы православной культуры» 4-5
- Светочь «Основы православной веры в презентациях» Рябчук С.М.