Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки [з], [з'], буква З, з"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;
  • формируем умение анализировать текст.
  • развиваем речь учащихся, умение оценивать свою деятельность на уроке.
  • воспитываем бережное отношение к природе, умение сопереживать животным и птицам зимой.

Дидактические средства:

  • для учителя - презентация
  • для учеников - Букварь

Оборудование:

  • проектор.
  • компьютер

Ход урока

Ι. Актуализация знаний

– Чем мы занимались на прошлом уроке обучения грамоте?

– Откройте учебники на с. 116.

– Рассмотрите страницу. Определите тему урока. Назовите её.

– Что нового мы узнаем сегодня?

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

1. Работа в «Букваре» (с. 116).

1) Знакомство с новыми звуками [з], [з’]. (Приложение 1)

Отгадайте загадки:

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора. (заяц) (слайд 3)

Работа в паре : звуко – буквенный анализ слова заяц (слайд 4)

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонит со двора. (зима) (слайд 5)

Работа в паре : звуко – буквенный анализ слова зима (слайд 6)

–Дайте характеристику 1-го звука слова заяц ([з] – согласный звонкий, твёрдый) (слайд 7)

Дайте характеристику первого звука слова зима ([з’] – согласный звонкий, мягкий)

– Подберите слова, начинающиеся с этих звуков.

2) Знакомство с буквой З.

– Найдите на ленте букв букву, обозначающую звуки [з], [з’]. (Звуки [з] и [з’] на письме обозначаются буквой З.)

– На что она похожа?

– Давайте завершим схему-«человечка». (Буква З обозначает звонкие согласные звуки[з], [з’] – на голове рисуем колокольчик. Один башмачок закрашиваем синим, другой – зелёным цветом, так как буква З обозначает два звука –[з] твёрдый и [з’] мягкий.)

ΙΙΙ. Применение нового знания

1. Чтение слогов и слов с буквой З. (слайд 8,9)

Игра « Составь слово» (слайд 10)

2. Работа в тетради для печатания (с. 40).

Образование и печатание слогов с буквой З.

4. Работа в «Букваре».  

Работа с текстом «Зимние картины» (c. 116).

1) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию.

– Что можно представить, когда читаешь слова Зимние картины?

2) Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение текста про себя.

б) Выявление первичного восприятия.

– Какие картины представили?

– Красиво?

– Холодно?

в) Обобщающая беседа.

– О каком времени года идёт речь в тексте? (В тексте описывается зима.)

– Такой текст называется текстом-описанием.

– О каких признаках зимы идёт речь? Прочитайте.

– Назовите, какие действия совершают ветры, метели, озёра, реки, позёмка. (Ударили, застыли, завели, закрутила.)

– О каких ещё признаках зимы идёт речь в тексте?

– Холодный или тёплый момент зимы описывает автор?

– Докажите. (Автор говорит о красоте зимнего леса. Очень красивы ветви берёз и осин в инее. Зелёные ели и сосны выделяются в белом зимнем лесу.)

– Посмотрите ещё раз на иллюстрацию. Подтвердились ли наши предположения?

– Как вы считаете, иллюстрация нарисована ко всему тексту или к определённой части? (Нет, не ко всему тексту.)

Читают 2-й абзац.

– Прочитайте текст, стараясь передать настроение автора, представляя картины, им нарисованные.

Выразительное чтение.

3) Работа с текстом после чтения.

– С кем хотел поделиться своим впечатлением автор?

– А зачем?

– Нравится ли автору зимнее время года, когда природа спит и очень холодно?

– Из каких слов, предложений текста вы это поняли?

А сейчас мы совершим небольшую прогулку в зимний лес (слайд11)

ΙV. Итог

– Что нового узнали?

– Чем необычна новая буква?

– Какие уже известные нам знания повторили?

– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

V. Домашнее задание (по желанию)

Читать текст «Зимние картины», подчеркнуть слова, в которых мягкость согласных обозначена буквами И, Е, Ё. Нарисовать свою картину зимней природы.

Приложение 2