Цели:
- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;
- формируем умение анализировать текст.
- развиваем речь учащихся, умение оценивать свою деятельность на уроке.
- воспитываем бережное отношение к природе, умение сопереживать животным и птицам зимой.
Дидактические средства:
- для учителя - презентация
- для учеников - Букварь
Оборудование:
- проектор.
- компьютер
Ход урока
Ι. Актуализация знаний
– Чем мы занимались на прошлом уроке обучения грамоте?
– Откройте учебники на с. 116.
– Рассмотрите страницу. Определите тему урока. Назовите её.
– Что нового мы узнаем сегодня?
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
1. Работа в «Букваре» (с. 116).
1) Знакомство с новыми звуками [з], [з’]. (Приложение 1)
Отгадайте загадки:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора. (заяц) (слайд 3)
Работа в паре : звуко – буквенный анализ слова заяц (слайд 4)
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонит со двора. (зима) (слайд 5)
Работа в паре : звуко – буквенный анализ слова зима (слайд 6)
–Дайте характеристику 1-го звука слова заяц ([з] – согласный звонкий, твёрдый) (слайд 7)
Дайте характеристику первого звука слова зима ([з’] – согласный звонкий, мягкий)
– Подберите слова, начинающиеся с этих звуков.
2) Знакомство с буквой З.
– Найдите на ленте букв букву, обозначающую звуки [з], [з’]. (Звуки [з] и [з’] на письме обозначаются буквой З.)
– На что она похожа?
– Давайте завершим схему-«человечка». (Буква З обозначает звонкие согласные звуки[з], [з’] – на голове рисуем колокольчик. Один башмачок закрашиваем синим, другой – зелёным цветом, так как буква З обозначает два звука –[з] твёрдый и [з’] мягкий.)
ΙΙΙ. Применение нового знания
1. Чтение слогов и слов с буквой З. (слайд 8,9)
Игра « Составь слово» (слайд 10)
2. Работа в тетради для печатания (с. 40).
Образование и печатание слогов с буквой З.
4. Работа в «Букваре».
Работа с текстом «Зимние картины» (c. 116).
1) Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию.
– Что можно представить, когда читаешь слова Зимние картины?
2) Работа с текстом во время чтения.
а) Чтение текста про себя.
б) Выявление первичного восприятия.
– Какие картины представили?
– Красиво?
– Холодно?
в) Обобщающая беседа.
– О каком времени года идёт речь в тексте? (В тексте описывается зима.)
– Такой текст называется текстом-описанием.
– О каких признаках зимы идёт речь? Прочитайте.
– Назовите, какие действия совершают ветры, метели, озёра, реки, позёмка. (Ударили, застыли, завели, закрутила.)
– О каких ещё признаках зимы идёт речь в тексте?
– Холодный или тёплый момент зимы описывает автор?
– Докажите. (Автор говорит о красоте зимнего леса. Очень красивы ветви берёз и осин в инее. Зелёные ели и сосны выделяются в белом зимнем лесу.)
– Посмотрите ещё раз на иллюстрацию. Подтвердились ли наши предположения?
– Как вы считаете, иллюстрация нарисована ко всему тексту или к определённой части? (Нет, не ко всему тексту.)
Читают 2-й абзац.
– Прочитайте текст, стараясь передать настроение автора, представляя картины, им нарисованные.
Выразительное чтение.
3) Работа с текстом после чтения.
– С кем хотел поделиться своим впечатлением автор?
– А зачем?
– Нравится ли автору зимнее время года, когда природа спит и очень холодно?
– Из каких слов, предложений текста вы это поняли?
А сейчас мы совершим небольшую прогулку в зимний лес (слайд11)
ΙV. Итог
– Что нового узнали?
– Чем необычна новая буква?
– Какие уже известные нам знания повторили?
– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
V. Домашнее задание (по желанию)
Читать текст «Зимние картины», подчеркнуть слова, в которых мягкость согласных обозначена буквами И, Е, Ё. Нарисовать свою картину зимней природы.