Класс: 2.
Учебник: Плешаков А.А.,«Окружающий мир» 2 класс.- М.: Просвещение, 2012.
Цели и задачи урока: В ходе совместной и групповой деятельности обобщить представления детей о животных и на этой основе разделить животных на группы. Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Прозвенел опять звонок, всех собрал он на урок.
II. Актуализация знаний.
Учитель. Муравьишка Вопросик прислал вам письмо с загадками. Отгадайте загадки:
-
Две сестрицы летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет. (Красная и чёрная смородина) -
Растёт зелёный кустик,
Дотронешься – укусит. (Крапива) -
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина) -
Очень густо он растёт,
Незаметно он цветёт.
А когда приходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки! (Орешник) -
Высока, стройна, душиста,
В небо тянется она.
Вся одежда золотиста,
Только шапка зелена. (Сосна)
На доске появляются карточки с угаданными растениями.
Учитель. Ребята, как одним словом можно назвать все предметы, изображённые на рисунках?
Дети. Растения.
Учитель. На какие группы можно разделить все растения?
Дети. Деревья, кустарники, травы.
Учитель. Распределите карточки на группы. (Дети делят карточки на группы).
Учитель. Больше всего Муравьишка любит забираться на деревья, вот мы о них и поговорим подробнее. На какие группы можно разделить деревья?
Дети. Лиственные и хвойные.
Учитель. Чем они отличаются друг от друга?
Дети. У хвойных деревьев имеются хвоинки, у лиственных – листья.
III. Самоопределение к деятельности.
Учитель. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на уроке, нужно прочесть слово, загаданное Мудрой Черепахой. Будем отгадывать загадки и из отгадки брать указанную букву.
-
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук – 1) -
В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса – 2) -
Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу. (Медведь-4) -
Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом – 2) -
Пушистый матрос, лопаточкой нос.
На ножках коротеньких – красные ботики. (Утка – 2) -
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик – 4) -
Эта маленькая коршка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она. (Мышь – 2) -
Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (Олень – 3)
-Какое слово получилось?
Дети. Животные.
Учитель.- Сегодня на уроке мы будем говорить о животных. А о чём именно, прочитайте на стр.60 (Узнаем, на какие группы можно разделить животных, научимся выделять и сравнивать признаки этих групп, будем учиться находить новую информацию в рассказах о животных)
IV. Работа по теме урока.
Учитель. Возьмите большой конверт – в нём ваше первое задание.
В больших конвертах подготовлены рисунки животных:
- 1-я группа – окунь, ёрш, кузнечик, карась;
- 2-я группа – тигр, лиса, муха, волк;
- 3-я группа – ласточка, клест, мышь , синица.
- 4-я группа – стрекоза, бабочка, ворона, клоп.
– Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное.
На доску вывесить результат работы каждой группы.
– Как одним словом назвать всех животных каждой группы? (Жук, кузнечик, муха – это насекомые и т. д.).
На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.
– Что отличает животных каждой группы? Ответ на этот вопрос найдем в учебнике на страницах 60,62.Для ответов используйте подсказку: сколько ног, чем покрыто тело.
Каждая группа работает только с одной статьёй учебника.
– Что узнали о животных данной группы?
– Отличительный признак данной группы?
На доске вывесить под названиями групп животных их отличительные признаки: 6 ног, чешуя, перья, шерсть.
(В ходе работы на доске появляется таблица)
Название группы |
Отличительные признаки |
Насекомые |
6 ног |
Рыбы |
Тело покрыто чешуёй |
Птицы |
Тело покрыто перьями, есть клюв |
Звери |
Тело покрыто шерстью, кормят детёнышей молоком |
Физминутка.
Летит стрекоза,
Вот такие вот глаза,
А сама как вертолёт:
Вправо, влево, взад, вперёд.
Учитель показывает фотографии лягушки и крокодила.
Учитель. У меня в руках ещё два представителя мира животных. Узнали их?
Дети. Это лягушка и крокодил.
Учитель. Скажите, к какой группе животных вы их отнесёте.
Дети. Они не подходят ни к одной из перечисленных групп.
Учитель. Сегодня мы с вами выясним, к каким группам животных относятся лягушка и крокодил. Откройте учебник на стр.61 и прочитайте текст. Что вы узнали об этих животных?
Дети. Лягушки –это земноводные, а крокодилы относятся к пресмыкающимся.
Учитель. Кто ещё относится к земноводным?
Дети. К земноводным ещё относятся жабы.
Учитель. Почему же земноводные получили такое название? Вслушайтесь в это слово, оно указывает, что животное обитает и на земле, и в воде. Это удивительные существа! В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами. Вырастая, животное переселяется на землю. Посмотрим, как это происходит.
ЭОР 1
Учитель. Чем покрыто тело земноводных? Кожа у них тонкая и влажная, периодически её надо увлажнять, поэтому эти животные любят сырость. Какой отличительный признак мы выявили? Запишем его в таблицу.
Земноводные | Тело покрыто кожей |
Учитель. Перейдём к следующей группе животных – пресмыкающимся, или их называют ещё рептилиями. Кто относится к этой группе?
Дети. Крокодилы, змеи, ящерицы.
Учитель. Верно, А теперь посмотрим фотографии этих животных.
ЭОР 2-4
Учитель. Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили своё название. Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Заполним до конца нашу таблицу.
Пресмыкающиеся | Тело покрыто роговыми чешуйками |
V. Закрепление.
Работа в рабочей тетради.
Учитель. Откройте тетради на стр. 42, выполните задания 1, 2, причём каждая группа находит представителей той группы животных, о которой делала сообщение.
VI. Рефлексия.
Учитель. С какими новыми группами животных мы познакомились? Назовите их. Какие отличительные особенности есть у животных этих групп? Выполните в тетради задание 7 на стр.44.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Домашнее задание.
Учебник стр. 62, 63, задания 3-6 в рабочей тетради.
Перечень, используемых на данном уроке ЭОР – Приложение.