Умножение многозначного числа на однозначное число

Разделы: Начальная школа


Основные цели:

  1. Помочь учащимся составить алгоритм умножения многозначного числа на однозначное.
  2. Повторить таблицу умножения, распределительное свойство умножения, решение уравнений, нахождение площади прямоугольника.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, аналогия, обобщение.

Оборудование:

  • Алгоритм умножения на 0
    0 * а = 0
    а * 0 = 0

  • Распределительное свойство умножения
    (a + b) * c = a * c + b * c

  • Эталон для самопроверки самостоятельной работы

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

  1. Установить тематические рамки урока.
  2. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация учебного процесса.

– Прочитайте девиз нашего урока. «Ума чужого не купишь».

– Как вы понимаете эти слова?

– Могут ли они сегодня нам пригодиться на уроке?

– С какими числами мы познакомились в 3 классе?

– Какие действия мы научились выполнять над многозначными числами?

– А какие действия нам предстоит изучить более подробно? (Умножение и деление).

– Сегодня на уроке мы поговорим об умножении.

Открываю часть написания темы урока «Умножение…»

– Что необычного увидели в теме урока?

– Что закрыто?

– Почему я не открываю вам это новое знание? (– Мы должны открыть новое знание сами.)

– Вы хотите это сделать?

– Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте успехов!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цели:

  1. Активизировать ЗУН табличного умножения, внетабличного умножения, нахождение площади прямоугольника, используя обратную связь (сигналы «светофора», индивидуальные доски).
  2. Зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем.
  3. Мотивировать учащихся к пробному действию.
  4. Организовать самостоятельное осуществление пробного действия.

Организация учебного процесса.

– С чего начнём? (Мы начнём с повторения того, что надо знать для новой темы.)

– Начнём с мозговой разминки.

– Возьмите «светофоры». Встаньте. Решим примеры. (Открываю запись на доске).

0 * 6 0 6 -
6 * 9 56 54 59
13 * 4 42 43 52
7 * 9 63 64 72
23 * 3 69 59 66
400 * 60 2400 2600 24000

– Что общего во всех примерах?

– Как называются компоненты при умножении?

– На какие группы можно разбить данные примеры?

– Какие примеры относятся к табличному умножению?

– Прочитайте примеры умножения круглых чисел.

– А остальные примеры это…? (внетабличное умножение.)

– А правило умножения для всех примеров использовали одинаковое? (Нет.)

– Расскажите, как вы находили произведение 13 * 4.

13 * 4 = (10 + 3) * 4 = 10 * 4 + 3 * 4 = 40 + 12 = 52 – записываю на доске по центру под диктовку ученика, а остальные в тетрадях.

– Что применяли при решении примера? (Распределит. свойство умн.).

– Вспомним это свойство по опоре. (Вывешиваю опору).

– А как ещё можно умножить 13 на 4? (Столбиком).

Записываю решение примера столбиком на левой доске, комментирует ученик, дети пишут в тетрадях.

– Итак, ребята, что мы умеем? (Мы умеем умножать двузначное число на однозначное с помощью распределительного свойства умножения и с помощью столбика).

– Продолжим мозговую разминку.

– Вспомните, как найти площадь прямоугольника? (Вывешиваю опору).

– Возьмите дощечки и запишите решение задачи:

Длина помещения склада 68 м, ширина 7 м. Найдите площадь помещения склада.

– Как решали? (68 * 7) Какой приём использовали?

Записываю решение задачи на доске по центру, используя ответы детей.

(Распределительное свойство и решение столбиком).

– Продолжим решать задачу. «На этом складе скопилось много товара и его владелец нанимает строителей для того, чтобы они увеличили длину этого склада в 2 раза» Узнайте, чему будет равна длина нового помещения? Результат покажите на дощечке. (136 м)

– Как решали? (68 * 2 = 136 м)

– Пользуясь известными знаниями (показываю на центр доски, где записаны 2 способа решения примера 68 * 7), попробуйте найти площадь нового помещения склада, у которого длина 136 м, а ширина 7 м. (Самостоятельное осуществление пробного действия)

– Чему равна площадь нового помещения?

Записываю на доске ответы, они д.б. разные.

– Сравним первый пример 68 * 7 и второй пример 136 * 7.

– В чём сходство? (Умножение на однозначное число).

– В чём различие?

– Что нового? (Умножение трёхзначного числа на однозначное).

III. Постановка проблемы.

Цели:

  1. Организовать выявление места и причины затруднения.
  2. Соотнесение действий с используемым способом умножения двузначного числа на однозначное.

Организация учебного процесса.

– Все смогли решить пример 136 * 7?

– Почему? Предстоит разобраться.

– Что использовали при решении примера 68 * 7? (Можно использовать распределительное свойство умножения, а можно решить пример столбиком).

– Можем ли мы использовать эти способы для умножения трёхзначного числа на однозначное число? (показываю на пример 136 * 7).

– А для четырёхзначного числа?

– А для пятизначного числа?

– А в чём будет затруднение? (Перемножать придётся не 2 разряда, а 3, 4, 5 и т. д. разрядов).

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

  1. Постановка цели деятельности.
  2. Согласование темы урока.
  3. Построение плана действий.
  4. Определение средства (алгоритм).

Организация учебного процесса.

– Итак, какая же цель нашего урока?

– Тема урока?

Открываю тему урока полностью «Умножение многозначного числа на однозначное число».

– Какие знания нам пригодятся при изучении этой темы? (Знания умножения двузначного числа на однозначное число). Показываю указкой на решение примера 68 * 7.

– А что нового мы должны ввести? (Многозначное число умножается на однозначное число, так же как и двузначное число на однозначное число, только добавляем разряды).

V. Реализация построенного проекта.

Цели:

  1. Организовать реализацию построенного проекта выхода из затруднения и фиксация нового способа действий.

Организация учебного процесса.

– Встаньте те ученики, у кого получился ответ в задаче 952.

– Кто из вас решал пример, используя распределительное свойство?

– Запишем решение (ученик комментирует, я пишу на доске, дети в тетрадях)

136 * 7 = (100 + 30 + 6) * 7 = 100 * 7 + 30 * 7 + 6 * 7= 700 + 210 + 42 = 952

– Кто решал столбиком?

– Запишем решение (ученик комментирует, я пишу на левой части доски, рядом с примером 13 * 4, а дети пишут в тетрадях).

– Ребята, посмотрите на два способа записи в строчку и в столбик. Каким способом для вас удобнее будет умножать многозначное число на однозначное число? (Поднимают сигналы: синий – столбиком, а жёлтый – в строчку).

– Почему удобнее решать столбиком?

– Итак, примеры, какого вида мы будем решать сегодня на уроке?

VI. Первичное закрепление с проговариванием.

Цели:

  1. Зафиксировать приём умножения многозначного числа на однозначное число во внешней речи.

Организация учебного процесса.

За правой доской написаны примеры из № 3 стр. 1 столбиком. Дети выходят к доске и решают по одному примеру с объяснением, 7-ой и 8-ой примеры решают в парах. Фронтальная проверка.

– Ребята, что мы сейчас делали? (Тренировались решать примеры с помощью учителя и одноклассников).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

  1. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
  2. Проверить умение детей умножать многозначное число на однозначное число.

Организация учебного процесса.

– Что нам предстоит сделать теперь? (Самостоятельно попробовать свои силы в решении примеров).

– Вам предстоит решить пример за 1 минуту и проверить его по эталону.

1 вариант 2 вариант
4507 * 4 6304 * 6

– Покажите с помощью сигналов «светофора» как вы справились с работой зелёный – «да», красный – «нет».

– Где допустили ошибки?

VIII. Повторение с включением новых знаний.

Цели:

  1. Тренировать способность к умножению многозначного числа на однозначное число при решении уравнений.

Организация учебного процесса.

– Где нам могут пригодиться новые знания?

– стр. 2, №6.

– Как вы думаете при решении, какого уравнения мы будем применять новые знания?

Х : 9 = 809

– Прочитайте уравнение.

– Что неизвестно?

– Как найти?

– Решите уравнение. (Один ученик решает у доски). Проверка с доски.

IX. Рефлексия.

Цели:

  1. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
  2. Оценить собственную деятельность на уроке.
  3. Обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса.

– По какой теме проводили урок?

– Какие цели ставили?

– Как вы считаете, мы на уроке целей достигли? Покажите с помощью сигналов «светофора».

– Почему так считаете?

– Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов.

– Над чем стоит ещё поработать?

– Потренируйтесь дома решать примеры стр. 2, № 7.

Спасибо за урок.