Основные цели:
- Помочь учащимся составить алгоритм умножения многозначного числа на однозначное.
- Повторить таблицу умножения, распределительное свойство умножения, решение уравнений, нахождение площади прямоугольника.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, аналогия, обобщение.
Оборудование:
-
Алгоритм умножения на 0
0 * а = 0
а * 0 = 0 -
Распределительное свойство умножения
(a + b) * c = a * c + b * c -
Эталон для самопроверки самостоятельной работы
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
- Установить тематические рамки урока.
- Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организация учебного процесса.
– Прочитайте девиз нашего урока. «Ума чужого не купишь».
– Как вы понимаете эти слова?
– Могут ли они сегодня нам пригодиться на уроке?
– С какими числами мы познакомились в 3 классе?
– Какие действия мы научились выполнять над многозначными числами?
– А какие действия нам предстоит изучить более подробно? (Умножение и деление).
– Сегодня на уроке мы поговорим об умножении.
Открываю часть написания темы урока «Умножение…»
– Что необычного увидели в теме урока?
– Что закрыто?
– Почему я не открываю вам это новое знание? (– Мы должны открыть новое знание сами.)
– Вы хотите это сделать?
– Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте успехов!
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цели:
- Активизировать ЗУН табличного умножения, внетабличного умножения, нахождение площади прямоугольника, используя обратную связь (сигналы «светофора», индивидуальные доски).
- Зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем.
- Мотивировать учащихся к пробному действию.
- Организовать самостоятельное осуществление пробного действия.
Организация учебного процесса.
– С чего начнём? (Мы начнём с повторения того, что надо знать для новой темы.)
– Начнём с мозговой разминки.
– Возьмите «светофоры». Встаньте. Решим примеры. (Открываю запись на доске).
0 * 6 | 0 | 6 | - |
6 * 9 | 56 | 54 | 59 |
13 * 4 | 42 | 43 | 52 |
7 * 9 | 63 | 64 | 72 |
23 * 3 | 69 | 59 | 66 |
400 * 60 | 2400 | 2600 | 24000 |
– Что общего во всех примерах?
– Как называются компоненты при умножении?
– На какие группы можно разбить данные примеры?
– Какие примеры относятся к табличному умножению?
– Прочитайте примеры умножения круглых чисел.
– А остальные примеры это…? (внетабличное умножение.)
– А правило умножения для всех примеров использовали одинаковое? (Нет.)
– Расскажите, как вы находили произведение 13 * 4.
13 * 4 = (10 + 3) * 4 = 10 * 4 + 3 * 4 = 40 + 12 = 52 – записываю на доске по центру под диктовку ученика, а остальные в тетрадях.
– Что применяли при решении примера? (Распределит. свойство умн.).
– Вспомним это свойство по опоре. (Вывешиваю опору).
– А как ещё можно умножить 13 на 4? (Столбиком).
Записываю решение примера столбиком на левой доске, комментирует ученик, дети пишут в тетрадях.
– Итак, ребята, что мы умеем? (Мы умеем умножать двузначное число на однозначное с помощью распределительного свойства умножения и с помощью столбика).
– Продолжим мозговую разминку.
– Вспомните, как найти площадь прямоугольника? (Вывешиваю опору).
– Возьмите дощечки и запишите решение задачи:
Длина помещения склада 68 м, ширина 7 м. Найдите площадь помещения склада.
– Как решали? (68 * 7) Какой приём использовали?
Записываю решение задачи на доске по центру, используя ответы детей.
(Распределительное свойство и решение столбиком).
– Продолжим решать задачу. «На этом складе скопилось много товара и его владелец нанимает строителей для того, чтобы они увеличили длину этого склада в 2 раза» Узнайте, чему будет равна длина нового помещения? Результат покажите на дощечке. (136 м)
– Как решали? (68 * 2 = 136 м)
– Пользуясь известными знаниями (показываю на центр доски, где записаны 2 способа решения примера 68 * 7), попробуйте найти площадь нового помещения склада, у которого длина 136 м, а ширина 7 м. (Самостоятельное осуществление пробного действия)
– Чему равна площадь нового помещения?
Записываю на доске ответы, они д.б. разные.
– Сравним первый пример 68 * 7 и второй пример 136 * 7.
– В чём сходство? (Умножение на однозначное число).
– В чём различие?
– Что нового? (Умножение трёхзначного числа на однозначное).
III. Постановка проблемы.
Цели:
- Организовать выявление места и причины затруднения.
- Соотнесение действий с используемым способом умножения двузначного числа на однозначное.
Организация учебного процесса.
– Все смогли решить пример 136 * 7?
– Почему? Предстоит разобраться.
– Что использовали при решении примера 68 * 7? (Можно использовать распределительное свойство умножения, а можно решить пример столбиком).
– Можем ли мы использовать эти способы для умножения трёхзначного числа на однозначное число? (показываю на пример 136 * 7).
– А для четырёхзначного числа?
– А для пятизначного числа?
– А в чём будет затруднение? (Перемножать придётся не 2 разряда, а 3, 4, 5 и т. д. разрядов).
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели:
- Постановка цели деятельности.
- Согласование темы урока.
- Построение плана действий.
- Определение средства (алгоритм).
Организация учебного процесса.
– Итак, какая же цель нашего урока?
– Тема урока?
Открываю тему урока полностью «Умножение многозначного числа на однозначное число».
– Какие знания нам пригодятся при изучении этой темы? (Знания умножения двузначного числа на однозначное число). Показываю указкой на решение примера 68 * 7.
– А что нового мы должны ввести? (Многозначное число умножается на однозначное число, так же как и двузначное число на однозначное число, только добавляем разряды).
V. Реализация построенного проекта.
Цели:
- Организовать реализацию построенного проекта выхода из затруднения и фиксация нового способа действий.
Организация учебного процесса.
– Встаньте те ученики, у кого получился ответ в задаче 952.
– Кто из вас решал пример, используя распределительное свойство?
– Запишем решение (ученик комментирует, я пишу на доске, дети в тетрадях)
136 * 7 = (100 + 30 + 6) * 7 = 100 * 7 + 30 * 7 + 6 * 7= 700 + 210 + 42 = 952
– Кто решал столбиком?
– Запишем решение (ученик комментирует, я пишу на левой части доски, рядом с примером 13 * 4, а дети пишут в тетрадях).
– Ребята, посмотрите на два способа записи в строчку и в столбик. Каким способом для вас удобнее будет умножать многозначное число на однозначное число? (Поднимают сигналы: синий – столбиком, а жёлтый – в строчку).
– Почему удобнее решать столбиком?
– Итак, примеры, какого вида мы будем решать сегодня на уроке?
VI. Первичное закрепление с проговариванием.
Цели:
- Зафиксировать приём умножения многозначного числа на однозначное число во внешней речи.
Организация учебного процесса.
За правой доской написаны примеры из № 3 стр. 1 столбиком. Дети выходят к доске и решают по одному примеру с объяснением, 7-ой и 8-ой примеры решают в парах. Фронтальная проверка.
– Ребята, что мы сейчас делали? (Тренировались решать примеры с помощью учителя и одноклассников).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели:
- Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
- Проверить умение детей умножать многозначное число на однозначное число.
Организация учебного процесса.
– Что нам предстоит сделать теперь? (Самостоятельно попробовать свои силы в решении примеров).
– Вам предстоит решить пример за 1 минуту и проверить его по эталону.
1 вариант | 2 вариант |
4507 * 4 | 6304 * 6 |
– Покажите с помощью сигналов «светофора» как вы справились с работой зелёный – «да», красный – «нет».
– Где допустили ошибки?
VIII. Повторение с включением новых знаний.
Цели:
- Тренировать способность к умножению многозначного числа на однозначное число при решении уравнений.
Организация учебного процесса.
– Где нам могут пригодиться новые знания?
– стр. 2, №6.
– Как вы думаете при решении, какого уравнения мы будем применять новые знания?
Х : 9 = 809
– Прочитайте уравнение.
– Что неизвестно?
– Как найти?
– Решите уравнение. (Один ученик решает у доски). Проверка с доски.
IX. Рефлексия.
Цели:
- Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
- Оценить собственную деятельность на уроке.
- Обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса.
– По какой теме проводили урок?
– Какие цели ставили?
– Как вы считаете, мы на уроке целей достигли? Покажите с помощью сигналов «светофора».
– Почему так считаете?
– Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов.
– Над чем стоит ещё поработать?
– Потренируйтесь дома решать примеры стр. 2, № 7.
Спасибо за урок.