Главный смысл разработки федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС предназначен не для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
Основные образовательные технологии и методики в ОС «Школа 2100» и их соответствие требованиям ФГОС:
- Технология проблемно-диалогического обучения;
- Технология формирования типа правильной читательской деятельности;
- Технология оценивания.
ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1-4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).
Из образовательной программы «Школа 2100»:
«Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».
- Кого можно назвать «грамотным читателем»?
Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты
рефлексировать на содержание текстов:
- размышлять над содержанием
- оценивать прочитанное
- излагать свои мысли о прочитанном
- использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)
Великий И.В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных дидактических задач.
Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.
Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской и заявленная в Образовательной программе «Школа 2100».
На материале текстов учебника строится развитие умений слушать и читать текст, формирование правильной читательской деятельности.
Этапов работы с текстом будет три.
Внутри каждого этапа существует определённая последовательность «шагов».
Рассмотрим, как работает данная технология на конкретном примере: тексте Геннадия Цыферова « Как цыплёнок рисовал».
I этап. Работа с текстом до чтения.
Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Дети анализируют иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения и раздела книги, читают ключевые слова, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать.
1. - Прочитайте ключевые слова: (На доске: цыплёнок, десять цветных карандашей, разноцветный котёнок, разноухую шапку)
2. Работа с иллюстрацией.
- Кто изображен на иллюстрации? Почему ты так думаешь?.
3. Прочитайте имя автора. Знакомо ли Вам это имя? ( Читали в «Букваре» «Про чудака-лягушонка». Герои Г. Цыферова малыши, они фантазёры и очень забавны.)
4. - Прочитайте название рассказа и предположите о чем он? (Прогнозирование)
(Название, иллюстрация, ключевые слова позволяют предположить, что речь пойдёт о цыплёнке, который рисовал котёнка цветными карандашами.)
5. Этап завершается постановкой цели:
«Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».
Уже к концу 1-го класса ребенок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное жужжащее чтение.
Хочется обратить внимание на методический приём - первичное знакомство с текстом доверяется детям. Они читают текст про себя, проверяют свои предположения. Лишь в редких случаях учитель сам читает текст - чтение-слушание, или комбинированное чтение (трудный и большой по объёму, в стихотворении сложный ритм, необычная рифма).
Первая группа вопросов предлагается после первичного чтения, направлена на достижение понимания на уровне содержания.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Подтвердились ли наши предположения? - Кто герой этого текста?2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Вторая группа вопросов задаётся по ходу чтения, носит уточняющий характер. Это вопросы к автору, ответы на них нужно искать в тексте. Хотелось бы обратить внимание на то, что в процессе работы с текстом параллельно с отработкой техники чтения идёт работа над выразительностью чтения, объясняется и уточняется значение слов.
1-й абзац
- Почему цыплёнок решил нарисовать одного разноцветного котёнка, а не 10 и не 5, как думал раньше?
2-й абзац
-Прочитайте, какой получился котёнок. ( Читайте медленно, вчитываясь в каждое слово, представь, что ты цыплёнок, рисуешь и меняешь карандаши)
- Продолжите предложение: котёнок получился смешной, потому что…
(был разноцветный)
3-й абзац
- Как объясняет сам художник, почему он нарисовал такого котёнка? Прочитайте.
ПРИЕМ: диалог с автором
- Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на подтекстовый смысл)
- Прогнозировать Ответы на эти вопросы
- Проверять свои прогнозы, по ходу чтения
↓
интерпретация текста
Задача интерпретации – извлечение из текста максимума заложенных в него смыслов.
III этап. Работа с текстом после чтения
Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание, и достичь понимания на уровне смыла (понимание основной мысли, чтение между строк). Это проблемный вопрос ко всему тексту:
- Какой был цыплёнок? ( Г.Цыферов прямо не сказал, но мы можем это понять, как бы «прочитать между строк». ( Выдумщик, фантазёр, с чувством юмора)
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
Вопросы по иллюстрации:
- Подберите к иллюстрации подходящее предложение из текста
- Кому понравилось, как рисовал цыплёнок? Почему?
- -А если бы животные умели говорить… - озвучьте иллюстрацию.
Опора на технологию не означает, что остальные уроки работы с текстом в «Букваре» или «Литературном чтении» должны быть однообразны по своей структуре и организации. Структура этапов может меняться.
Но такая технология продуктивного чтения применима и на других уроках в начальной школе (окружающий мир, русский язык, математика, риторика).
Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, как показывают наблюдения, он позволяет добиваться высоких результатов обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение»
в 1 классе являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.