Последние годы государственные инициативы в области образования основаны на использовании проектирования. Одним из проектов, определяющих развитие школы в рамках образовательной программы, либо при переходе от завершения реализации образовательной программы к формированию новой, является программа развития образовательного учреждения.
В Концепции развития Российского образования до 2020 года в качестве приоритетного направления развития определен компетентностный подход, который должен стать ведущим в образовании. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. В ГБОУ СОШ №1004 на 2011-2015 г.г. разработана программа развития «Проектирование системы оценки и управления качеством образования на основе компетентностного подхода». Цели - создание условий для выращивания в существующей образовательной практике компонентов качества образования на основе компетентностного подхода, отвечающего требованиям современного общества; разработка системы оценки качества образования ОУ через модернизацию структуры и содержания мониторинговых исследований на основе единого подхода к оценке их результатов.
Проектируя систему оценки и управление качеством образования на основе компетентностного подхода нами определены основные положения компетентностного подхода в образовании, выделены ключевые компетентности ученика, учителя и завуча. (Использовались материалы, разработанные Галеевой Натальей Львовной- профессором кафедры управления образовательными системами МПГУ)
Компетентности ученика:
- Компетентность в сфере самостоятельной учебно-познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
- Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
- Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);
- Компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и т.д.);
- Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Компетентности учителя: предметно-методологическая, психолого-педагогическая, валеологическая, информационная, коммуникативная, управленческая, исследовательская, акмеологическая.
Определяющие показатели качества профессиональной деятельности учителя:
Компетенции | Оптимальный уровень | Достаточный уровень | Критический уровень |
Предметно-методологическая | Учитель отлично ориентируется в современных публикациях по методологии преподавания предмета; следит за современными исследованиями по базовым наукам, это отражено в оборудовании кабинета, в содержании урочной и внеурочной деятельности учеников. | Учитель использует материал педагогических публикаций время от времени - для подготовки докладов, для отчетов. Учитель эпизодически использует информацию о последних достижениях наук в содержании учебного процесса. | Учитель практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего предмета, не пользуется периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук. |
Психолого-педагогическая | Учитель знает теорию познавательной деятельности, может использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса. При обсуждении педагогических воздействий, анализе уроков, результативности ОП активно использует понятия, описывающие познавательную деятельность. | Учитель не имеет целостного представления о теории познавательных процессов. Иногда эти знания носят интуитивный характер, а термины имеют нечеткие границы, что мешает коллективному обсуждению общих проблем. | Учитель имеет значительные затруднения в системном подходе к оценке познавательных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно характеризовать особенности познавательной сферы ученика. |
Компетентность в области валеологии образовательного процесса | Учитель хорошо знаком с основами валеологии, умеет проектировать здоровьесберегающую образовательную среду на уроке, в кабинете, во внеурочной деятельности; постоянно повышает уровень данной компетенции. | Учитель недостаточно свободно ориентируется в перечисленных направлениях. Недостаточно владеет здоровьесберегающими технологиями в организации учебного процесса и внеклассной деятельности. | Учитель практически не владеет этими знаниями и умениями. |
Компетентность в сфере медиа-технологий и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса. | Учитель имеет в активе разнообразные методы и приемы работы. Учитель целенаправленно использует задания развивающего и социализирующего характера. | Такие формы работы учитель использует эпизодически. В основном учитель использует традиционные методики, не слишком заботясь об их разнообразии. | Учитель практически не использует социализирующих и развивающих технологий и приемов, предпочитая традиционные формы заданий. |
Коммуникативная компетентность. | Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждаяконфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников. | Учитель строит общение по принципу директивно-понимающего, однако, не всегда умеет дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным ребенком. | Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения, не всегда следуя принципу директивно-понимающего общения. |
Компетентность в области управления системой «учитель-ученик» | Учитель владеет технологиями самоанализа. Умеет выделить и проанализировать, цели, результат и условия учебного процесса. Умеет проектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета. | Учитель умеет ставить цели ученику, однако, конструируя собственное целеполагание испытывает затруднения. Может проанализировать свою деятельность и скорректировать цели, условия учебного процесса по предложенному алгоритму. | Учитель практически не использует принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строится на эмоциях, ощущениях. В основном ставит и реализует предметные цели в организации учебного процесса. |
Компетентность в сфере трансляции собственного опыта. | Учитель способен самостоятельно транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах и т.д.) | Учитель способен описать свой опыт. Однако, для его систематизации, структурирования, обобщения, выводов учителю требуется помощь. | Учитель практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом. |
Исследовательс-кая компетентность | Учитель владеет навыками педагогического экспериментирования, под руководством научного руководителя. Умеет проанализировать результаты ОЭР и сделать практические рекомендации. | Учитель может провести пилотный эксперимент, но для его планирования и анализа нуждается в научном руководстве. | Учитель не может, или затрудняется, спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения. |
Акмеологическая компетентность | Способен к постоянному Профессиональному совершенствованию. Умеет самостоятельно выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста. Критически и конструктивно подходит к анализу собственной деятельности. | Учитель принимает участие в коллективных видах работы по повышению квалификации, но не проявляет активности. | Учитель не может ,или затрудняется, спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения. |
Продолжают существовать противоречия между современными требованиями к качеству образования, обеспечиваемому школой, и ограниченностью, отсутствием системы применяемых методик и технологий в системе управления с точки зрения современного компетентностного подхода к определению и реализации целей образования. На данном этапе развития школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются новые сферы деятельности.
Решение указанных проблем предполагает выполнение следующих задач, план по реализации которых описан в Программе Развития ГБОУ СОШ №1004:
- выделить основные виды компетенций учащихся, формирующих качества личности выпускника;
- определить критерии оценки уровня сформированности основных видов компетенций учащихся;
- подобрать методики для мониторинговых исследований уровня сформированности компетенций учащихся.
- определить приоритетные компетенции профессиональной деятельности учителя, необходимые и достаточные для формирования и развития ключевых компетенций ученика;
- создать эффективную методическая службу и внутришкольную систему повышения квалификации учителей, направленную на повышение их профессионального уровня через освоение современных образовательных технологий, структурировать мониторинговую службу школы;
- модернизировать управленческие технологии в соответствии с новой системой оценки качества образования;
Переориентация систем управления образованием на развитие и обновление образовательных систем предполагает изменение объектов управления. Проведя обзор проектов и программ развития образовательных учреждений выявлено, что для обеспечения переориентации систем управления с обслуживания текущего функционирования на развитие главными объектами управления становятся теперь инновационные процессы в образовании. Для реализации Программы развития педагогический коллектив школы разрабатывает и внедряет в учебно-воспитательный процесс следующие инновационные проекты:
- Мониторинг. Система оценки качества обучения.
- Школьное самоуправление и самофинансирование.
- Я-гражданин России!
- Будь здоров!
- Кем быть? (Профиль-профессия)
- Информатизация, проектирование.
- Эффективные технологии в практику!
Программа развития образовательного учреждения - документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, сопровождающиеся программно-целевым управлением, обеспечивает новое качественное состояние образовательной системе, модель желаемого инновационного процесса.
Программа развития потенциально мощный и действенный ресурс, обеспечивающий результативный и экономичный переход школьного сообщества в новое качественное состояние, и одновременно инструмент, обеспечивающий управление этим переходом.