Цель урока: Формирование представления о государственных праздниках в России.
Задачи урока:
- Формировать умения:
- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя;
- представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах аргументированного ответа на вопрос;
- Формировать понятия: «праздники», «государственные праздники»; продолжить формировать умение работать с текстом; воспитывать патриотические чувства.
- Развивать познавательную активность и самостоятельность в получении знаний.
- Воспитывать у учащихся интерес к новым знаниям; любознательность, сообразительность, умение внимательно слушать; уважительное отношение к окружающим людям.
Ход занятия
I. Инициация (начало урока)
Мы сегодня встретились на очередном занятии кружка. Деление на группы, используя жетоны (ёлочные игрушки-украшают ёлку). Дети садятся по группам.
II. Вхождение или погружение в тему (сообщение целей)
1. Посмотрите, пожалуйста, на вопросы, на которые вам предстоит дать ответ в конце нашего урока (Вопросы рефлексии)
2. – Какой праздник приближается?
– Что такое праздник? (В русском языке это означало «праздный», «пустой» от работы день. На самом деле праздники не только являются временем для отдыха и раскрепощения, но и имеют важное социально-культурное значение, сохраняют традиции и служат связующим звеном для многих поколений. К тому же кроме светских, государственных, народных и религиозных праздников в России очень любят отмечать праздники семейные и профессиональные)
III. Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов)
1. Работа с текстом (у детей на столах лежат тексты) (приложение 1)
– Прочитайте и выясните, какие бывают праздники? – Перечислите государственные праздники (вынести на доску: государственные, профессиональные, религиозные...) Государственные праздники России – официально установленные праздничные дни, которые объявлены выходными днями.
– Как вы думаете, с историей какого праздника мы познакомимся? (целепологание)
– Почему вы так решили?
IV. Проработка содержания темы (групповая работа учеников)
1. Учитель знакомит детей с историей празднования Нового года (с сопровождением слайд-фильма)
- До XV века (возможно, до принятия христианства) На Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю.
- В 1348 году состоялся Собор (Собрание должностных или выборных лиц для рассмотрения и разрешения вопросов организации и управления) в Москве, на котором было решено начинать год с сентября, а не с марта.
- С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как в других странах Европы, 1 января (по юлианскому календарю)
Праздновать Новый год с ёлкой стали в России при Петре I.
Царским указом всем жителям велено:
- отмечать встречу Нового года;
- зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки;
- поздравлять друг друга, дарить подарки;
- украшать дома хвойными деревьями.
– Какие Новогодние традиции вы знаете? Какие игры (зимние забавы детей) вы знаете?
ФИЗ. ПАУЗА
Игра «Верите ли вы?» (сопровождение слайд-фильма)
2. Новый год – самый первый и долгожданный праздник, и больше всего его ждут дети. В это время все дарят друг другу подарки, желают счастья, радости, добра и исполнения всех желаний. Традиционно принято встречать Новый год дома, в кругу семьи, родных и близких.
Задание
– Интересно ли вам узнать, как празднуют Новый год в других странах? (приложение 2)
Самостоятельная работа детей с текстами (на столах у детей лежит информация о праздновании Нового года в Англии, Франции, Испании)
– Что интересного вы можете нам рассказать из прочитанного?
– Кто хочет узнать больше? Где вы можете получить эту информацию?
V. Подведение итогов
Одной из традиций Нового года является: поздравления и пожелания. Что бы вы могли пожелать всем жителям нашей планеты? (пожелания прикреплять на новогодние игрушки)
VI. Рефлексия
– Какие выводы вы сегодня сделали, побывав на кружке?
– Что бы вы могли сегодня сказать при помощи этих слов?
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я понял, что…
- я смог…
- я попробую…