Задачи урока.
Образовательные:
- обобщение знаний о прилагательном как части речи;
- закрепление умений и навыков точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, повторение фонетического разбора слов.
Развивающие:
- способствовать развитию культуры устной и письменной речи;
- развитию любознательности учащихся, их познавательного интереса.
- развитию творческих способностей.
Воспитательные:
- воспитание ответственности, самостоятельности;
- воспитание культуры общения, трудолюбия, чувства взаимопомощи, самоконтроля;
- привитие интереса и любви к .
Тип урока: урок-обобщение, закрепление полученных знаний.
Оборудование: доска, мел, картинки, таблички со словами.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой.
Здравствуйте ребята. Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Без взаимопонимания и поддержки нам будет нелегко.
2. Объявление цели и задач урока.
Сегодня мы с вами повторим и закрепим наши знания, полученные по теме имя прилагательное. Поупражняемся в определении рода, числа и падежа прилагательного, чтобы правильно и красиво говорить. Выявим знатоков этой темы.
3. Чистописание. Оформление тетради, посадка.
Я называю слово, даю характеристику одного звука, а вы записываете букву заглавную и строчную, которая обозначает этот звук.
(1 ученик работает у доски)
Умница — гласный, ударный.
Кукла - согласный, твердый, глухой, встречается 2 раза.
Шаги - согласный, твердый, глухой
Книга - гласный, безударный.
Блин - согласный, твердый, звонкий, парный.
Уу, Кк, Шш, Аа, Бб.
Какое слово зашифровано? (Ответ - шубка)
Какой частью речи выражено это слово? Какая орфограмма в этом слове?
Разберите по составу, назовите однокоренные слова.
4. Орфографическая минутка.
Вспомните правило, как проверять парные согласные (показать даму-орфограмму).
Задание: Самостоятельно, по памяти написать слова на эту орфограмму, без поверочных слов, подчеркнуть орфограмму (за 5 минут).
Проверка: Ученик, который написал больше всех слов, читает, а класс подбирает проверочные слова.
Обобщить правило.
5. Новый материал.
Учитель: Отгадайте загадку: Окраской сероватая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая, известная персона.
Дети: Ворона.
Учитель: Какие слова помогли вам отгадать? (Вывешивается картина с изображением вороны)
Дети: Серая, вороватая, хрипловатая.
Учитель: Опишите эту птицу.
Дети: Она серая, голова черная.
Учитель: Вы описали внешний вид. А теперь поговорим об отношении к ней. Люди по-разному относятся к этой птице. Для одних она хитрая и коварная. А в Японии - ворона спутник богов, символ почета. Значит, в ней разглядели что-то хорошее. Как вы думаете, что означает выражение “ считать ворон ” ?
Дети: Глазеть по сторонам, бездельничать, проводить время впустую.
Учитель: Какой частью речи выражены слова, которые характеризуют ворону?
Дети: Имя прилагательное.
Учитель: Итак, что вы знаете об этой части речи? (На доску прикрепляется таблица)
имя прилагательное
Учитель: Что такое имя прилагательное? Как изменяется?
Дети: По числам ед.ч., по родам, мн.ч. (Приводят примеры)
Учитель: От существительного ворона образуйте прилагательные - м.р., ср.р., ж.р. (1 ученик работает у доски.
Воронья повадка (ж.р.) - какая? (-ая, - яя), Вороний клюв (м.р.) - какой? (-ой, -йй, -ый) Воронье перо (ср.р.) - какое? (-ое, -ее)
После выполненной работы на доску прикрепляется таблица
м.р. | ж. р. | ср.р |
какой? | какая? | какое? |
-ой, -ый, -ий | -ая,-яя | -ое,-ее |
мн.ч. какие?
-ие, -ые
Учитель: Закрепим, выполнив тренировочное упражнение - стр.42, №359.
(Прочитать задание, 1 ученик работает у доски с комментированием)
Обобщение по таблице.
Учитель: А как узнать род, число, падеж прилагательного?
Дети: По существительному.
У: В самом названии имя прилагательное уже содержится намек на то, что оно чему-то прилагается. Имена прилагательные присоединяются к существительным и во всем с ними согласуются в роде, числе и падеже, отображая важные признаки: цвет, вкус, качество и т.д.
Учитель: Просклоняем в ед. ч. прилагательное – серая , выделить окончание. (1 ученик у доски)
И.п.(какая?) серая
Р.п. (какой?) серой
Д. и.(какой?) серой
В.п. (какую?) серую
Т.п. (какой?) серой
П.п. (о какой?) о серой
Во множественном числе просклонять устно.
Учитель: Использование имен прилагательных в речи играют большую роль, какую?
Дети: Они обогащают речь. Делают её красивой, яркой, выразительной.
6. Самостоятельная, творческая работа. ( На доску прикрепляются картинки с зимней тематикой)
Написать мини-сочинение на тему “Зима”, используя прилагательные.
(Каждый выберет вариант по своим силам)
I вариант
Пишу сам(а) ( только по картинкам) помощники.
II вариант
Прошу помощи ( использует слова-предложенные учителем).
7. Рефлексия
- Кому было трудно? В чём испытывали трудность?
8. Итог урока.
- Над какой темой работали?
- Как изменяется имя прилагательное?
- Какую роль играет имя прилагательное в речи?
9. Домашнее задание.
Стр.43, упр.361,