Урок русского языка по теме "Имя прилагательное. Закрепление изученного". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи урока.

Образовательные:

  • обобщение знаний о прилагательном как части речи;
  • закрепление умений и навыков точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, повторение фонетического разбора слов.

Развивающие:

  • способствовать развитию культуры устной и письменной речи;
  • развитию любознательности учащихся, их познавательного интереса.
  • развитию творческих способностей.

Воспитательные:

  • воспитание ответственности, самостоятельности;
  • воспитание культуры общения, трудолюбия, чувства взаимопомощи, самоконтроля;
  • привитие интереса и любви к .

Тип урока: урок-обобщение, закрепление полученных знаний.

Оборудование: доска, мел, картинки, таблички со словами.

Ход урока

1. Организационный момент.

Психологический настрой.

Здравствуйте ребята. Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Без взаимопонимания и поддержки нам будет нелегко.

2. Объявление цели и задач урока.

Сегодня мы с вами повторим и закрепим наши знания, полученные по теме имя прилагательное. Поупражняемся в определении рода, числа и падежа прилагательного, чтобы правильно и красиво говорить. Выявим знатоков этой темы.

3. Чистописание. Оформление тетради, посадка.

Я называю слово, даю характеристику одного звука, а вы записываете букву заглавную и строчную, которая обозначает этот звук.

(1 ученик работает у доски)

Умница — гласный, ударный.

Кукла - согласный, твердый, глухой, встречается 2 раза.

Шаги - согласный, твердый, глухой

Книга - гласный, безударный.

Блин - согласный, твердый, звонкий, парный.

Уу, Кк, Шш, Аа, Бб.

Какое слово зашифровано? (Ответ - шубка)

Какой частью речи выражено это слово? Какая орфограмма в этом слове?

Разберите по составу, назовите однокоренные слова.

4. Орфографическая минутка.

Вспомните правило, как проверять парные согласные (показать даму-орфограмму).

Задание: Самостоятельно, по памяти написать слова на эту орфограмму, без поверочных слов, подчеркнуть орфограмму (за 5 минут).

Проверка: Ученик, который написал больше всех слов, читает, а класс подбирает проверочные слова.

Обобщить правило.

5. Новый материал.

Учитель: Отгадайте загадку: Окраской сероватая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая, известная персона.

Дети: Ворона.

Учитель: Какие слова помогли вам отгадать? (Вывешивается картина с изображением вороны)

Дети: Серая, вороватая, хрипловатая.

Учитель: Опишите эту птицу.

Дети: Она серая, голова черная.

Учитель: Вы описали внешний вид. А теперь поговорим об отношении к ней. Люди по-разному относятся к этой птице. Для одних она хитрая и коварная. А в Японии - ворона спутник богов, символ почета. Значит, в ней разглядели что-то хорошее. Как вы думаете, что означает выражение “ считать ворон ” ?

Дети: Глазеть по сторонам, бездельничать, проводить время впустую.

Учитель: Какой частью речи выражены слова, которые характеризуют ворону?

Дети: Имя прилагательное.

Учитель: Итак, что вы знаете об этой части речи? (На доску прикрепляется таблица)

имя прилагательное

Учитель: Что такое имя прилагательное? Как изменяется?

Дети: По числам ед.ч., по родам, мн.ч. (Приводят примеры)

Учитель: От существительного ворона образуйте прилагательные - м.р., ср.р., ж.р. (1 ученик работает у доски.

Воронья повадка (ж.р.) - какая? (-ая, - яя), Вороний клюв (м.р.) - какой? (-ой, -йй, -ый) Воронье перо (ср.р.) - какое? (-ое, -ее)

После выполненной работы на доску прикрепляется таблица

м.р. ж. р. ср.р
какой? какая? какое?
-ой, -ый, -ий -ая,-яя -ое,-ее

мн.ч. какие?

-ие, -ые

Учитель: Закрепим, выполнив тренировочное упражнение - стр.42, №359.

(Прочитать задание, 1 ученик работает у доски с комментированием)

Обобщение по таблице.

Учитель: А как узнать род, число, падеж прилагательного?

Дети: По существительному.

У: В самом названии имя прилагательное уже содержится намек на то, что оно чему-то прилагается. Имена прилагательные присоединяются к существительным и во всем с ними согласуются в роде, числе и падеже, отображая важные признаки: цвет, вкус, качество и т.д.

Учитель: Просклоняем в ед. ч. прилагательное – серая , выделить окончание. (1 ученик у доски)

И.п.(какая?) серая

Р.п. (какой?) серой

Д. и.(какой?) серой

В.п. (какую?) серую

Т.п. (какой?) серой

П.п. (о какой?) о серой

Во множественном числе просклонять устно.

Учитель: Использование имен прилагательных в речи играют большую роль, какую?

Дети: Они обогащают речь. Делают её красивой, яркой, выразительной.

6. Самостоятельная, творческая работа. ( На доску прикрепляются картинки с зимней тематикой)

Написать мини-сочинение на тему “Зима”, используя прилагательные.

(Каждый выберет вариант по своим силам)

I вариант

Пишу сам(а) ( только по картинкам) помощники.

II вариант

Прошу помощи ( использует слова-предложенные учителем).

7. Рефлексия

- Кому было трудно? В чём испытывали трудность?

8. Итог урока.

- Над какой темой работали?

- Как изменяется имя прилагательное?

- Какую роль играет имя прилагательное в речи?

9. Домашнее задание.

Стр.43, упр.361,