Цели урока.
1. Продолжить знакомство с различными видами словарей, учить работать с ними, пополнять словарный запас.
2. Формировать умения писать с пропуском орфограмм слабых позиций.
3. Развивать память, умения делать самооценку, самоанализ.
4. Воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи.
Оборудование: таблица “Алфавит”, предметные картинки, орфографические словари, С.И. Ожегов “Толковый словарь” М., 1984 г., “Универсальный словарь младшего школьника” М., 2011 г., презентация “Словарные слова”, “ Тетради открытий”, УМК “Уроки Кирилла и Мефодия”.
Ход урока
1. Психологический настрой на урок.
У: Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
С вами книжки и тетрадки.
- Вы готовы?
- Все в порядке!
2. Запись даты.
3. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи на следующий урок.
У: Наш урок русского языка начнем с фонетической разминки. Давайте вспомним алфавит.
Д: Читают вместе по таблице алфавит.
У: А как вы думаете зачем мы сегодня вспоминаем алфавит?
Д: Мы учимся проверять слабые позиции в словах по словарю, а чтобы найти нужное слово быстро, необходимо знать алфавит.
У: Как вы считаете, мы уже хорошо умеем проверять слабые позиции по словарю?
Д: Мы думаем, что нет.
У: Я с вами согласна Давайте продолжим сегодня учиться работать со словарем.
4. Парная работа. Игра “ Найди место”. (УМК “Уроки Кирилла и Мефодия”)
У: Я предлагаю вам расставить слова в алфавитном порядке, найти среди них слово, в котором все буквы стоят в сильных позициях и определить в нем количество букв и звуков.
Д: Работают в парах, расставляют слова в алфавитном порядке ,находят слово, разбирают его, одна пара работает у доски.
Весы, игла, лев, нож, оса, пень, свеча, торт, утка.
Пень – [ п' э н ' ] (4б, 3 зв.)
Дети оценивают работу у доски, проверяют себя ,задают вопросы.
- Почему в слове 4б уквы, а звуков только3?
- Дайте характеристику звука [н' }
- Является ли в зтом слове “ь” знак разделительным?
- Почему буква п стоит в сильной позиции? и др.
5. Логическое упражнение.
У: Перед вами ряд слов. Найди лишнее.
Красная, вкусная, ягода, спелая.
Д: Лишнее слово ягода. Это предмет. Остальные слова- признаки.
У: Давайте запишем это слово с пропуском орфограмм слабых позиций, затем найдем его в словаре и запишем без пропуска букв.
Д: Ученик работает у доски, используя орфографический словарик. Он объясняет , что слово надо искать в конце словаря, так как оно начинается с буквы “Я”. Появляется запись.
Яг-д- ягода (это слово дети записывают в “ Тетрадь открытий”)
6. Создание проблемной ситуации.
У: Ребята, сегодня мой помощник Олег приготовил загадку и утверждает, что это тоже ягода. Я с ним не согласна, послушайте.
Д: Ученик загадывает загадку:
“Сам алый сахарный.
Кафтан зеленый, бархатный.”
Дети отгадывают (показ предметной картинки).
У: А какие слова в этой загадке вам еще непонятны?
Д: Слово кафтан (показ предметной картинки).
У: Как же узнать, что такое арбуз и что такое кафтан?
Д: Ученики рассуждают и приходят к мнению, что нужен словарь, но не орфографический, а другой.
У: Знакомит детей с “Толковым” словарем”, вместе с детьми находят и зачитывают лексическое значение слов “арбуз” и “кафтан”.
7. Музыкальная физминутка.
8. Работа с учебником. С 83 упр. 100.
У: Давайте прочтем загадку про арбуз, спишем с пропуском орфограмм слабых позиций.
Д: Пишут с комментированием.
У: Слово “арбуз” самостоятельно найдите в словарике и запишите в “Тетрадь открытий”.
Д : Работают со словарем и записывают слово в “Тетрадь открытий”.
9. Самостоятельная работа. Самооценка (использование презентации “Словарные слова”).
У: Ребята, сегодня у нас в гостях Буратино. Он решил проверить, как мы учим словарные слова ,приготовил нам загадки, а мы их должны отгадать и записать отгадки в тетрадь без пропусков орфограмм.
Д: Учащиеся отгадывают загадки и записывают в тетрадь без пропусков орфограмм, оценивают на линеечке уровень своих знаний
___|___ Знаю хорошо
___|___ Знаю, но могу ошибиться
___|___ Не знаю
“Он круглый и красный
Как глаз светофора.
Среди всех нет сочней…… (помидора)”
“Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен
Нужен только красный нос…..(морковь)”
“Кругла, рассыпчата бела.
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда вкусная……(картошка)”
“Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …….(капуста)”
“Летом в огороде – свежие, зеленые,
А зимою в бочке – желтые соленые
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?........ (огурцы)”
10. Задание с “ловушкой”.
У: Буратино тоже записал эти слова, вот что у него получилось: помидор, морковь, картофель, копуста, огурец.
Ребята, оцените его работу.
Д: Дети находят ошибку в правописании слова капуста.
У: Ребята, а как можно одним словом назвать все эти слова?
Д: Ответы детей (овощи). Учащиеся находят, работая в паре, это слово в словаре и записывают в “Тетрадь открытий”.
11. Рефлексия. Осознание учащимися своей учебной деятельности.
У: Ребята, наш урок заканчивается, чему же мы сегодня учились на уроке?
Д: Ответы детей:
- Мы учились работать со словарем, узнали новые словарные слова, познакомились с толковым словарем, учились находить ошибки.
- Я понял как работать со словарем, я научился находить новые слова в словаре.
- Мне еще трудно ориентироваться в словаре.
- Я понял, что нужно хорошо знать алфавит.
У: Как вы думаете, кто же был сегодня нашим главным помощником?
Д: Нашим помощником был словарь.
У: Давайте послушаем стихотворение, которое нам приготовил Денис.
“Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию словарь”.
У: Как вы считаете, нужно ли нам еще поработать над этой темой.
Д: Ответы детей.
У: Я думаю, что на следующем уроке мы продолжим работать со словарями. Дома я предлагаю вам закончить упражнение №100 на стр. 83., а новые слова записать в “Тетрадь открытий”. Не забывайте пропускать орфограммы слабых позиций.
Всем спасибо за урок!