Урок русского языка по теме "Проверка орфограмм слабых позиций по словарю". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока.

1. Продолжить знакомство с различными видами словарей, учить работать с ними, пополнять словарный запас.

2. Формировать умения писать с пропуском орфограмм слабых позиций.

3. Развивать память, умения делать самооценку, самоанализ.

4. Воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи.

Оборудование: таблица “Алфавит”, предметные картинки, орфографические словари, С.И. Ожегов “Толковый словарь” М., 1984 г., “Универсальный словарь младшего школьника” М., 2011 г., презентация “Словарные слова”, “ Тетради открытий”, УМК “Уроки Кирилла и Мефодия”.

Ход урока

1. Психологический настрой на урок.

У: Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
С вами книжки и тетрадки.
- Вы готовы?
- Все в порядке!

2. Запись даты.

3. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи на следующий урок.

У: Наш урок русского языка начнем с фонетической разминки. Давайте вспомним алфавит.

Д: Читают вместе по таблице алфавит.

У: А как вы думаете зачем мы сегодня вспоминаем алфавит?

Д: Мы учимся проверять слабые позиции в словах по словарю, а чтобы найти нужное слово быстро, необходимо знать алфавит.

У: Как вы считаете, мы уже хорошо умеем проверять слабые позиции по словарю?

Д: Мы думаем, что нет.

У: Я с вами согласна Давайте продолжим сегодня учиться работать со словарем.

4. Парная работа. Игра “ Найди место”. (УМК “Уроки Кирилла и Мефодия”)

У: Я предлагаю вам расставить слова в алфавитном порядке, найти среди них слово, в котором все буквы стоят в сильных позициях и определить в нем количество букв и звуков.

Д: Работают в парах, расставляют слова в алфавитном порядке ,находят слово, разбирают его, одна пара работает у доски.

Весы, игла, лев, нож, оса, пень, свеча, торт, утка.

Пень – [ п' э н ' ] (4б, 3 зв.)

Дети оценивают работу у доски, проверяют себя ,задают вопросы.

- Почему в слове 4б уквы, а звуков только3?

- Дайте характеристику звука [н' }

- Является ли в зтом слове “ь” знак разделительным?

- Почему буква п стоит в сильной позиции? и др.

5. Логическое упражнение.

У: Перед вами ряд слов. Найди лишнее.

Красная, вкусная, ягода, спелая.

Д: Лишнее слово ягода. Это предмет. Остальные слова- признаки.

У: Давайте запишем это слово с пропуском орфограмм слабых позиций, затем найдем его в словаре и запишем без пропуска букв.

Д: Ученик работает у доски, используя орфографический словарик. Он объясняет , что слово надо искать в конце словаря, так как оно начинается с буквы “Я”. Появляется запись.

Яг-д- ягода  (это слово дети записывают в “ Тетрадь открытий”)

6. Создание проблемной ситуации.

У: Ребята, сегодня мой помощник Олег приготовил загадку и утверждает, что это тоже ягода. Я с ним не согласна, послушайте.

Д: Ученик загадывает загадку:

“Сам алый сахарный.

Кафтан зеленый, бархатный.”

Дети отгадывают (показ предметной картинки).

У: А какие слова в этой загадке вам еще непонятны?

Д: Слово кафтан (показ предметной картинки).

У: Как же узнать, что такое арбуз и что такое кафтан?

Д: Ученики рассуждают и приходят к мнению, что нужен словарь, но не орфографический, а другой.

У: Знакомит детей с “Толковым” словарем”, вместе с детьми находят и зачитывают лексическое значение слов “арбуз” и “кафтан”.

7. Музыкальная физминутка.

8. Работа с учебником. С 83 упр. 100.

У: Давайте прочтем загадку про арбуз, спишем с пропуском орфограмм слабых позиций.

Д: Пишут с комментированием.

У: Слово “арбуз” самостоятельно найдите в словарике и запишите в “Тетрадь открытий”.

Д : Работают со словарем и записывают слово в “Тетрадь открытий”.

9. Самостоятельная работа. Самооценка (использование презентации “Словарные слова”).

У: Ребята, сегодня у нас в гостях Буратино. Он решил проверить, как мы учим словарные слова ,приготовил нам загадки, а мы их должны отгадать и записать отгадки в тетрадь без пропусков орфограмм.

Д: Учащиеся отгадывают загадки и записывают в тетрадь без пропусков орфограмм, оценивают на линеечке уровень своих знаний

___|___   Знаю хорошо
___|___   Знаю, но могу ошибиться
___|___    Не знаю

“Он круглый и красный
Как глаз светофора.
Среди всех нет сочней…… (помидора)”

“Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен
Нужен только красный нос…..(морковь)”

“Кругла, рассыпчата бела.
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда вкусная……(картошка)”

“Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …….(капуста)”

“Летом в огороде – свежие, зеленые,
А зимою в бочке – желтые соленые
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?........ (огурцы)”

10. Задание с “ловушкой”.

У: Буратино тоже записал эти слова, вот что у него получилось: помидор, морковь, картофель, копуста, огурец.

Ребята, оцените его работу.

Д: Дети находят ошибку в правописании слова капуста.

У: Ребята, а как можно одним словом назвать все эти слова?

Д: Ответы детей (овощи). Учащиеся находят, работая в паре, это слово в словаре и записывают в “Тетрадь открытий”.

11. Рефлексия. Осознание учащимися своей учебной деятельности.

У: Ребята, наш урок заканчивается, чему же мы сегодня учились на уроке?

Д: Ответы детей:

- Мы учились работать со словарем, узнали новые словарные слова, познакомились с толковым словарем, учились находить ошибки.

- Я понял как работать со словарем, я научился находить новые слова в словаре.

- Мне еще трудно ориентироваться в словаре.

- Я понял, что нужно хорошо знать алфавит.

У: Как вы думаете, кто же был сегодня нашим главным помощником?

Д: Нашим помощником был словарь.

У: Давайте послушаем стихотворение, которое нам приготовил Денис.

“Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию словарь”.

У: Как вы считаете, нужно ли нам еще поработать над этой темой.

Д: Ответы детей.

У: Я думаю, что на следующем уроке мы продолжим работать со словарями. Дома я предлагаю вам закончить упражнение №100 на стр. 83., а новые слова записать в “Тетрадь открытий”. Не забывайте пропускать орфограммы слабых позиций.

Всем спасибо за урок!