Обобщающий урок биологии по теме "Одноклеточные организмы"

Разделы: Биология


Тип урока Обобщающий
Цели урока Проверить и обобщить знания о многообразии одноклеточных, их роли в природе и жизни человека, особенностях строения и жизнедеятельности.
Задачи урока Учащиеся должны выделять признаки простейших, особенности строения простейших, уметь находить сходства в строении одноклеточных животных и растений и делать вывод о единстве происхождения живых организмов.

Знать особенности жизнедеятельности простейших, их значении в природе и жизни человека.

Уметь классифицировать простейших по внешним признакам.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Учащиеся в сравнении повторяют особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных, закрепляют основные понятия и термины темы; развивают умения делать выводы, сравнивать, использовать имеющиеся знания на практике (профилактика заболеваний).
Необходимое оборудование и материалы Таблица “Одноклеточные животные”, карточки, презентация урока.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся Может ли быть одноклеточный организм?

Стоит ли пить воду из ручья (озера) в походе?

Ход и содержание урока 1. Организационный момент. 2 мин.

Приветствие уч-ся.

Проверка присутствующих.

Запись темы (1-й слайд).

Постановка цели урока (2-й слайд).

2. Актуализация опорных знаний. 2 мин.

Ребята! Сегодня мы поговорим о самых маленьких животных, о простейших. Почему их так называют?

Да, они просто устроены, их тело состоит всего из одной клетки. Но, несмотря на простоту строения, это настоящие живые организмы. Назовите признаки живого.

Ранее ученые-систематики выделяли одноклеточных животных и одноклеточные растения, а теперь выделили особое царство-простейшие.

Как же устроены клетки простейших?

В строении клетки выделяют оболочку, цитоплазму, ядро, как и у растений, животных, грибов, потому что все организмы имеют единое происхождение.

3. Работа с учащимися по закреплению изученного. 35 мин.

- Сейчас мне хотелось бы повторить и закрепить ваши знания о строении изученных простейших.

Три человека будут работать у доски по карточкам (слайд № 6-8), остальные заполняют в рабочих тетрадях таблицу “Простейшие” (слайд № 5).

(Используется две таблицы: одна без ответов - для заполнения, вторая - с ответами для проверки)

- А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение по некоторым вопросам (слайды № 9-10).

- Простейших на Земле – 70 тысяч видов. Их не видно невооруженным глазом, однако они оказывают огромное влияние на окружающую среду и жизнь человека. Давайте попробуем составить схему-опору по вопросу о значении простейших (слайд № 11).

(Используется две схемы: одна для заполнения учащимися, другая - для проверки).

Примечание: схему заполняют на доске, дети приводят пример простейших, имеющих то или иное значение. Говоря о заболеваниях, которые вызывают простейшие, необходимо повторить с учащимися профилактические меры (Слайд №12).

Проверка и оценивание ЗУНКов В заключении мне хотелось бы увидеть, как вы запомнили особенности простейших и сможете ли распределить предъявленных вам простейших по систематическим группам (Слайды №13-15).

(Для проверки даны систематические группы и соответствующие им цифры на следующем слайде) 3мин.

Вопросы для подведения итогов представлены на слайде №16.

3 мин.

Рефлексия деятельности на уроке Учитель обращает внимание на активность учащихся, выставляет оценки.
Домашнее задание Повторить параграф №3, 4.
Дополнительная необходимая информация  
В помощь учителю
Использованные источники и литература Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1994 г.

Энциклопедия для детей: Биология. М.: “Аванта+”, 1994 г.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Использовалась презентация, т.к.обобщающий урок требует большого количества схем, рисунков, дополнительного материала, а это требует больших затрат времени. Кроме того это позволяет разнообразить деятельность учащихся.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Это итоговый урок по теме “Простейшие”, далее изучается глава 2 “Многоклеточные животные”.
Другое  

Описание мультимедийных компонентов проекта

Форма (презентация, тест и т.п.) Презентация
Размер ресурса (мегабайт) 5.02 Мб
Технические данные

(компьютер, интерактивная доска и другие)

Интерактивная доска, компьютер
Учебный предмет Биология
Класс 7 класс
Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс В.В.Латюшин, В.А.Шапкин “Биология.Животные.7 класс”, на основе программы под руководством В.В.Пасечника
Название темы или раздела учебного курса Раздел “Многообразие животных”, Глава1. Простейшие
Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие) ppt
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие) Презентация
Образовательный тип

(поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и др.)

Учебный текст, электронный текст
ПО, с помощью которых создан дидактический материал Microsoft Office
Цели, задачи дидактического материала повторить и закрепить знания о строении изученных простейших
Содержание дидактического материала (раскрыть подробно) Презентация составлена на 16 слайдах

Работа с учащимися по закреплению изученного представлена на следующих слайдах: №5.

Заполнение в рабочих тетрадях таблицы: “Сходство и различие простейших”.

№ 6. Карточки для учащихся, работающих у доски.

№9,10.

Вопросы для учащихся.

№11.

Схема-опора о значении простейших

.№13-15.

Графические изображения простейших разных систематических групп.

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.) Графические изображения, картинки,
Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.) Литература, Интернет
Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися

- работа с учащимися по закреплению изученного;

- подготовка домашнего задания,

- изучение темы, пропущенного урока

Ограничения на использование ресурса, описание ограничений Нет
Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе См. подробный конспект урока.