Тип урока | Обобщающий |
Цели урока | Проверить и обобщить знания о многообразии одноклеточных, их роли в природе и жизни человека, особенностях строения и жизнедеятельности. |
Задачи урока | Учащиеся должны выделять
признаки простейших, особенности строения
простейших, уметь находить сходства в строении
одноклеточных животных и растений и делать вывод
о единстве происхождения живых организмов. Знать особенности жизнедеятельности простейших, их значении в природе и жизни человека. Уметь классифицировать простейших по внешним признакам. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Учащиеся в сравнении повторяют особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных, закрепляют основные понятия и термины темы; развивают умения делать выводы, сравнивать, использовать имеющиеся знания на практике (профилактика заболеваний). |
Необходимое оборудование и материалы | Таблица “Одноклеточные животные”, карточки, презентация урока. |
Подробный конспект урока |
|
Мотивация учащихся | Может ли быть одноклеточный
организм? Стоит ли пить воду из ручья (озера) в походе? |
Ход и содержание урока | 1. Организационный момент. 2
мин. Приветствие уч-ся. Проверка присутствующих. Запись темы (1-й слайд). Постановка цели урока (2-й слайд). 2. Актуализация опорных знаний. 2 мин. Ребята! Сегодня мы поговорим о самых маленьких животных, о простейших. Почему их так называют? Да, они просто устроены, их тело состоит всего из одной клетки. Но, несмотря на простоту строения, это настоящие живые организмы. Назовите признаки живого. Ранее ученые-систематики выделяли одноклеточных животных и одноклеточные растения, а теперь выделили особое царство-простейшие. Как же устроены клетки простейших? В строении клетки выделяют оболочку, цитоплазму, ядро, как и у растений, животных, грибов, потому что все организмы имеют единое происхождение. 3. Работа с учащимися по закреплению изученного. 35 мин. - Сейчас мне хотелось бы повторить и закрепить ваши знания о строении изученных простейших. Три человека будут работать у доски по карточкам (слайд № 6-8), остальные заполняют в рабочих тетрадях таблицу “Простейшие” (слайд № 5). (Используется две таблицы: одна без ответов - для заполнения, вторая - с ответами для проверки) - А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение по некоторым вопросам (слайды № 9-10). - Простейших на Земле – 70 тысяч видов. Их не видно невооруженным глазом, однако они оказывают огромное влияние на окружающую среду и жизнь человека. Давайте попробуем составить схему-опору по вопросу о значении простейших (слайд № 11). (Используется две схемы: одна для заполнения учащимися, другая - для проверки). Примечание: схему заполняют на доске, дети приводят пример простейших, имеющих то или иное значение. Говоря о заболеваниях, которые вызывают простейшие, необходимо повторить с учащимися профилактические меры (Слайд №12). |
Проверка и оценивание ЗУНКов | В заключении мне хотелось бы
увидеть, как вы запомнили особенности простейших
и сможете ли распределить предъявленных вам
простейших по систематическим группам (Слайды
№13-15). (Для проверки даны систематические группы и соответствующие им цифры на следующем слайде) 3мин. Вопросы для подведения итогов представлены на слайде №16. 3 мин. |
Рефлексия деятельности на уроке | Учитель обращает внимание на активность учащихся, выставляет оценки. |
Домашнее задание | Повторить параграф №3, 4. |
Дополнительная необходимая информация | |
В помощь учителю | |
Использованные источники и литература | Медников Б.М. Биология: формы и
уровни жизни: Пособие для учащихся. М.:
Просвещение, 1994 г. Энциклопедия для детей: Биология. М.: “Аванта+”, 1994 г. |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Использовалась презентация, т.к.обобщающий урок требует большого количества схем, рисунков, дополнительного материала, а это требует больших затрат времени. Кроме того это позволяет разнообразить деятельность учащихся. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | Это итоговый урок по теме “Простейшие”, далее изучается глава 2 “Многоклеточные животные”. |
Другое |
Описание мультимедийных компонентов проекта
Форма (презентация, тест и т.п.) | Презентация |
Размер ресурса (мегабайт) | 5.02 Мб |
Технические данные (компьютер, интерактивная доска и другие) |
Интерактивная доска, компьютер |
Учебный предмет | Биология |
Класс | 7 класс |
Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс | В.В.Латюшин, В.А.Шапкин “Биология.Животные.7 класс”, на основе программы под руководством В.В.Пасечника |
Название темы или раздела учебного курса | Раздел “Многообразие животных”, Глава1. Простейшие |
Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие) | ppt |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие) | Презентация |
Образовательный тип (поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и др.) |
Учебный текст, электронный текст |
ПО, с помощью которых создан дидактический материал | Microsoft Office |
Цели, задачи дидактического материала | повторить и закрепить знания о строении изученных простейших |
Содержание дидактического материала (раскрыть подробно) | Презентация составлена на 16 слайдах Работа с учащимися по закреплению изученного представлена на следующих слайдах: №5. Заполнение в рабочих тетрадях таблицы: “Сходство и различие простейших”. № 6. Карточки для учащихся, работающих у доски. №9,10. Вопросы для учащихся. №11. Схема-опора о значении простейших .№13-15. Графические изображения простейших разных систематических групп. |
Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.) | Графические изображения, картинки, |
Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.) | Литература, Интернет |
Возможности использования
дидактического материала: - педагогом на уроке (указать этапы урока); - учащимися |
- работа с учащимися по закреплению
изученного; - подготовка домашнего задания, - изучение темы, пропущенного урока |
Ограничения на использование ресурса, описание ограничений | Нет |
Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе | См. подробный конспект урока. |