Цели урока.
1. Вызвать интерес к жизни и творчеству Евгения Шварца.
2. Упражнять учащихся в литературном разборе текста.
3. Убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.
Задачи.
Образовательные: развивать навыки работы с текстом; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать умение анализировать; развивать монологическую речь; развивать чувство языка; формироватьи развивать умение осуществлять перенос полученных знаний в другую учебную ситуацию.
Коррекционные: развивать словесно-логическое мышление; стимулировать познавательную деятельность; корригировать и развивать связную устную речь, зрительное восприятие, слуховое восприятие; развивать личностные качества учащихся: навыки самоконтроля, усидчивости, выдержки.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему времени и времени окружающих на примере пословицы; воспитывать ответственное отношение к своим обязанностям; воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение работать в парах.
Здоровьесберегающие: следить за правильной посадкой детей во время урока; способствовать созданию благоприятному психологическому климату; соблюдать режим охраны зрения.
Оборудование и материалы:
1. Мультимедийная презентация
2. Выставка книг писателя.
3. Книга воспоминаний внука Е. Шварца А. Крыжановского.
Ход урока
Уч-ль: Садитесь, пожалуйста.
- Проверьте, готовы ли вы к уроку?
Слушайте внимательно учителя, своих одноклассников, на вопросы отвечайте полным, развёрнутым ответом. Желаю вам успехов на уроке.
Уч-ль:Посмотрите перед вами конверты. В конверте пословицы. Попробуйте собрать их своей группой. Приступите к работе.
( Учащиеся берут конверты, составляют пословицы.)
Уч-ль: Давайте проверим, что у вас получилось.
(Каждая группа по очереди зачитывают пословицы.)
Уч-ль: Что объединяет эти пословицы?
Уч-ся: Эти пословицы о том, что время необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела – время, потраченное зря.
тик-так, тикают часы
Минутка
Час исчез
в поисках минутки,
за часом отправились
целые сутки,
и не одни!
тик-так, тикают часы
Минутка
Час исчез
в поисках минутки,
за часом отправились
целые сутки,
и не одни!
Уч-ль: Молодцы. Одна из этих пословиц является названием нового раздела, к которому мы с вами приступаем.
Откройте учебники на с.106.
Прочитайте название раздела. Это пословица. Как вы ее понимаете? Что такое потеха?
Уч-ся: Пословица о том, что нужно время тратить с умом, на дело, а на отдых и развлечения все остальное время.
Уч-ль: На каждом уроке мы чувствуем, что самое дорогое для ученика и учителя…правильно, время!
Время – это главная ценность человека. Экономя время, люди получают дополнительную возможность создавать что-то новое, познавать что-то новое. Чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе и работе. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Мы должны ценить наше время и не тратить его попусту. Вы со мной согласны?
А как школа бережет наше время?
Слайд “Расписание звонков”
Не будем терять ни минуты.
Вы получили домашнее задание познакомиться с произведением Е. Шварца “Сказка о потерянном времени”.
Сегодня наш урок посвятим писателю и его необыкновенно интересному и поучительному сочинению.
Урок наш необычный, слышите ….
Стук часов….
Итак, отправимся в путешествие.
Начало путешествия на “Машине времени” (конец XIX в. – начало XX века).
а) “Воспоминание” Жени Шварца
Слайд “Машина времени”.
(Учитель подаёт звуковой сигнал металлическим колокольчиком, и все присутствующие “оказываются” в конце XIX века.)
Слышится скрип двери и входит маленький мальчик.
Слайд “Детство”
…“Я родился в 1896 году в Казани, мои родители были студентами-медиками Казанского университета. Читать я научился рано. Как и когда, вспомнить не могу. Первую книгу помню – это сказки в издании Ступина.
…Я вспоминаю, как мама прочла книгу “Принц и нищий”. А потом она была прочитана мною, сначала по кусочкам, затем вся целиком много раз подряд. Мама очень хотела, чтобы я стал инженером. “Кем ты будешь?” - как-то спросила она. Я ответил полушёпотом: “Романистом”. В смятении своём я просто забыл, что существует более простое слово “писатель”.
Слайд “Творчество писателя”
б) Рассказ о творчестве писателя.
1 ученик:
- Е. Шварц учился на юридическом факультете Московского университета, но с детства увлекался театром. Стал драматургом – автором произведений для сцены.
2 ученик:
- Шварц был необычным сказочником. Он брал известные всему миру сказки Х. К. Андерсена, Ш. Перро, народные сказки, изменял сюжет и судьбы героев. Сказка становилась совершенно неузнаваемой.
3 ученик:
- Он писал стихи и пьесы. Но до сих пор нет полного собрания сочинений писателя.
4 ученик:
- Он был очень скромным, робким в жизни, а все свои смелые мысли помещал в свои произведения. В них Шварц высмеивал человеческие пороки.
Учитель добавляет:
- Вот что написал о нём его внук А. Крыжановский в рассказе “За что мы любим праздник”:
“Люди тянулись к Шварцу. Он был душой компании… Но к сказке пришёл не сразу, хотя по природе был праздничным человеком”.
3. Продолжение путешествия (1940 год)
а) Анализ текста.
Звуковой сигнал - и путешественники перемещаются в 1940 год. Слайд “Путешествие в 1940 г.”
Уч-ль:
- 1940-й – год написания “Сказки о потерянном времени”. До начала Великой Отечественной войны остался один год. Люди нашей страны ощущали предвоенную тревогу. А Шварц пишет сказку для ребят!
Слайд “Сказка о потерянном времени”
Теперь откроем учебники и прочитаем заголовок.
1. Можно ли по заголовку назвать жанр произведения?
2. Можно ли определить зачин, конфликт, концовку “Сказки…”?
3. Определите тему произведения.
б) Характеристика главного героя – Пети Зубова.
1. Опишите внешность, одежду.
2. Какова его речь?
3. Какие чувства он переживает?
4. Каково отношение к нему автора?
в) Показ “живых картинок” и выборочное чтение.
По просьбе учителя, учащиеся сидящие в группах выбирают небольшой фрагмент “Сказки…” и готовят к чтению по ролям.
Предлагается выбрать следующие три фрагмента:
1. Петя Зубов, превратившись в старика, приходит на занятия в школу.
2. Разговор злых волшебников в лесном домике.
3. Главные герои переводят стрелки часов, чтобы вновь стать детьми.
г) Определение основной мысли произведения.
У-ль:
- Часто сказки кончаются словами: “Сказка - ложь, да в ней намёк…” О чём намекнул вам Евгений Шварц?
Уч-ся:
- О необходимости беречь своё время, наполнять свой досуг содержанием.
Уч-ль:
- Найдите в тексте самые важные слова, в которых заключена мудрость “Сказки…”.
Уч-ся читают хором:
- Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
4. Возвращение (начало XXI века)
Звуковой сигнал – ребята возвращаются в наше время, т. е. начало XXI века.
Слайд “Наше время”
а) Домашнее задание.
Уч-ль:
- Дома, восстановив в памяти наш урок, напишите отзыв о сказке. Выразите свои мысли и впечатления.
- Хотели бы вы прочитать новые произведения Е. Шварца?
б) Итог урока.
Слайд Куклы- персонажи “Сказки…” задают вопросы ученикам:
- Хотел бы ты оказаться в этой сказке? Почему?
- Чтобы ты предпринял, окажись на месте Пети Зубова?
- Как ты считаешь, с пользой ли мы провели время на нашем уроке?
Слайд
“Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, учителя, школьники…
А вот я – сказочник. И все мы работаем, и все мы люди нужные, необходимые, очень хорошие люди”.
Дети хором читают эпиграф, подписанный под портретом Е. Шварца “Снежная королева”.ыстротечно и вернуть его нельзя.