Е.Шварц "Сказка о потерянном времени"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

1. Вызвать интерес к жизни и творчеству Евгения Шварца.

2. Упражнять учащихся в литературном разборе текста.

3. Убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.

Задачи.

Образовательные: развивать навыки работы с текстом; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать умение анализировать; развивать монологическую речь; развивать чувство языка; формироватьи развивать умение осуществлять перенос полученных знаний в другую учебную ситуацию.

Коррекционные: развивать словесно-логическое мышление; стимулировать познавательную деятельность; корригировать и развивать связную устную речь, зрительное восприятие, слуховое восприятие; развивать личностные качества учащихся: навыки самоконтроля, усидчивости, выдержки.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему времени и времени окружающих на примере пословицы; воспитывать ответственное отношение к своим обязанностям; воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение работать в парах.

Здоровьесберегающие: следить за правильной посадкой детей во время урока; способствовать созданию благоприятному психологическому климату; соблюдать режим охраны зрения.

Оборудование и материалы:

1. Мультимедийная презентация

2. Выставка книг писателя.

3. Книга воспоминаний внука Е. Шварца А. Крыжановского.

Ход урока

Уч-ль: Садитесь, пожалуйста.

- Проверьте, готовы ли вы к уроку?

Слушайте внимательно учителя, своих одноклассников, на вопросы отвечайте полным, развёрнутым ответом. Желаю вам успехов на уроке.

Уч-ль:Посмотрите перед вами конверты. В конверте пословицы. Попробуйте собрать их своей группой. Приступите к работе.

( Учащиеся берут конверты, составляют пословицы.)

Уч-ль: Давайте проверим, что у вас получилось.

(Каждая группа по очереди зачитывают пословицы.)

Уч-ль: Что объединяет эти пословицы?

Уч-ся: Эти пословицы о том, что время необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела – время, потраченное зря.

тик-так, тикают часы

Минутка

Час исчез

в поисках минутки,

за часом отправились

целые сутки,

и не одни!

тик-так, тикают часы

Минутка

Час исчез

в поисках минутки,

за часом отправились

целые сутки,

и не одни!

Уч-ль: Молодцы. Одна из этих пословиц является названием нового раздела, к которому мы с вами приступаем.

Откройте учебники на с.106.

Прочитайте название раздела. Это пословица. Как вы ее понимаете? Что такое потеха?

Уч-ся: Пословица о том, что нужно время тратить с умом, на дело, а на отдых и развлечения все остальное время.

Уч-ль: На каждом уроке мы чувствуем, что самое дорогое для ученика и учителя…правильно, время!

Время – это главная ценность человека. Экономя время, люди получают дополнительную возможность создавать что-то новое, познавать что-то новое. Чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе и работе. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Мы должны ценить наше время и не тратить его попусту. Вы со мной согласны?

А как школа бережет наше время?

Слайд “Расписание звонков”

Не будем терять ни минуты.

Вы получили домашнее задание познакомиться с произведением Е. Шварца “Сказка о потерянном времени”.

Сегодня наш урок посвятим писателю и его необыкновенно интересному и поучительному сочинению.

Урок наш необычный, слышите ….

Стук часов….

Итак, отправимся в путешествие.

Начало путешествия на “Машине времени” (конец XIX в. – начало XX века).

а) “Воспоминание” Жени Шварца

Слайд “Машина времени”.

(Учитель подаёт звуковой сигнал металлическим колокольчиком, и все присутствующие “оказываются” в конце XIX века.)

Слышится скрип двери и входит маленький мальчик.

Слайд “Детство”

…“Я родился в 1896 году в Казани, мои родители были студентами-медиками Казанского университета. Читать я научился рано. Как и когда, вспомнить не могу. Первую книгу помню – это сказки в издании Ступина.

…Я вспоминаю, как мама прочла книгу “Принц и нищий”. А потом она была прочитана мною, сначала по кусочкам, затем вся целиком много раз подряд. Мама очень хотела, чтобы я стал инженером. “Кем ты будешь?” - как-то спросила она. Я ответил полушёпотом: “Романистом”. В смятении своём я просто забыл, что существует более простое слово “писатель”.

Слайд “Творчество писателя”

б) Рассказ о творчестве писателя.

1 ученик:

- Е. Шварц учился на юридическом факультете Московского университета, но с детства увлекался театром. Стал драматургом – автором произведений для сцены.

2 ученик:

- Шварц был необычным сказочником. Он брал известные всему миру сказки Х. К. Андерсена, Ш. Перро, народные сказки, изменял сюжет и судьбы героев. Сказка становилась совершенно неузнаваемой.

3 ученик:

- Он писал стихи и пьесы. Но до сих пор нет полного собрания сочинений писателя.

4 ученик:

- Он был очень скромным, робким в жизни, а все свои смелые мысли помещал в свои произведения. В них Шварц высмеивал человеческие пороки.

Учитель добавляет:

- Вот что написал о нём его внук А. Крыжановский в рассказе “За что мы любим праздник”:

“Люди тянулись к Шварцу. Он был душой компании… Но к сказке пришёл не сразу, хотя по природе был праздничным человеком”.

3. Продолжение путешествия (1940 год)

а) Анализ текста.

Звуковой сигнал - и путешественники перемещаются в 1940 год. Слайд “Путешествие в 1940 г.”

Уч-ль:

- 1940-й – год написания “Сказки о потерянном времени”. До начала Великой Отечественной войны остался один год. Люди нашей страны ощущали предвоенную тревогу. А Шварц пишет сказку для ребят!

Слайд “Сказка о потерянном времени”

Теперь откроем учебники и прочитаем заголовок.

1. Можно ли по заголовку назвать жанр произведения?

2. Можно ли определить зачин, конфликт, концовку “Сказки…”?

3. Определите тему произведения.

б) Характеристика главного героя – Пети Зубова.

1. Опишите внешность, одежду.

2. Какова его речь?

3. Какие чувства он переживает?

4. Каково отношение к нему автора?

в) Показ “живых картинок” и выборочное чтение.

По просьбе учителя, учащиеся сидящие в группах выбирают небольшой фрагмент “Сказки…” и готовят к чтению по ролям.

Предлагается выбрать следующие три фрагмента:

1. Петя Зубов, превратившись в старика, приходит на занятия в школу.

2. Разговор злых волшебников в лесном домике.

3. Главные герои переводят стрелки часов, чтобы вновь стать детьми.

г) Определение основной мысли произведения.

У-ль:

- Часто сказки кончаются словами: “Сказка - ложь, да в ней намёк…” О чём намекнул вам Евгений Шварц?

Уч-ся:

- О необходимости беречь своё время, наполнять свой досуг содержанием.

Уч-ль:

- Найдите в тексте самые важные слова, в которых заключена мудрость “Сказки…”.

Уч-ся читают хором:

- Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

4. Возвращение (начало XXI века)

Звуковой сигнал – ребята возвращаются в наше время, т. е. начало XXI века.

Слайд “Наше время”

а) Домашнее задание.

Уч-ль:

- Дома, восстановив в памяти наш урок, напишите отзыв о сказке. Выразите свои мысли и впечатления.

- Хотели бы вы прочитать новые произведения Е. Шварца?

б) Итог урока.

Слайд Куклы- персонажи “Сказки…” задают вопросы ученикам:

- Хотел бы ты оказаться в этой сказке? Почему?

- Чтобы ты предпринял, окажись на месте Пети Зубова?

- Как ты считаешь, с пользой ли мы провели время на нашем уроке?

Слайд

“Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, учителя, школьники…

А вот я – сказочник. И все мы работаем, и все мы люди нужные, необходимые, очень хорошие люди”.

Дети хором читают эпиграф, подписанный под портретом Е. Шварца “Снежная королева”.ыстротечно и вернуть его нельзя.