Цели.
1. Показать отличительные особенности водных природных комплексов на примере Азовского моря; показать значение Азова для хозяйства России; активизировать знания, полученные школьниками на уроках химии и географии, о воде, ее свойствах, установить межпредметные связи: химии-географии-биологии-экологии-истории-литературы.
2. Продолжить формирование навыков обработки географической информации, умение обобщать и делать выводы из полученных результатов;
Отработать умения и навыки при решении химических уравнений, повторить физические и химические свойства воды.
3. Продолжить формирование экологической культуры личности, вызывать чувство сопричастности в решении экологических проблем своей страны;
Воспитывать чувство любви к природе своей Родины.
4. Проанализировать изменения, произошедшие в ПК Азовского моря, и выявить их причины; составление прогноза состояния природы Азовского моря.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Форма урока: урок интегрированный.
Методы: исследовательский, иллюстративный, самостоятельная работа.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: физическая карта России, атлас для 8-9 классов, мультимедийная установка
Ход урока:
Играет музыка – “Песенка водовоза из к/ф Волга-Волга”. Презентация
1. Организационный момент.
2. Учитель химии: Как вы поняли, сегодня мы будем говорить о……воде, и рассматривать воду с точки зрения двух наук: географии и химии, т.е. урок у нас интегрированный.
Тема: “Особенности водных природных комплексов России”.
Учитель географии:.Цель урока, на примере Азовского моря показать взаимосвязь всех компонентов природы в ПК.
Учитель химии: Закрепить знания об особенностях, физических и химических свойствах воды, выявить причины экологического загрязнения данного водоема.
Учитель географии: - Что такое ПТК?
- Какие компоненты образуют ПТК?
- Что такое аквальный ПТК?
Откройте тетради и запишите тему урока.
Аквальные ПК, как и на суше, характеризуются единством и взаимодействием составляющих компонентов: подстилающая поверхность, температура, соленость вод, течения, прозрачность вод, растительный и животный мир. В современную эпоху проблема комплексного изучения и освоения природных ресурсов морей и океанов становится одной из важнейших для человечества. Рациональное использование водных ресурсов – биологических, сырьевых, энергетических, оздоровительных – требует знания особенностей природных комплексов.
Вода – это самое распространенное вещество на Земле в ее приповерхностном слое. Космос выбрал именно воду в качестве основы жизни. Академик Вернадский писал: “Нет такого соединения, которое могло бы сравниться с водой по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества, минерала, горной породы, живого тела, которое бы ее не включало”…………..
Так, например, стекловидное тело глаза человека состоит на 98% из воды, а зубная эмаль всего на 0,2% воды.
Учитель химии:…Здравствуйте, ребята! (Вбегает Петя Верхоглядкин-двоечник в веснушках) А что это вы тут делаете? Как, вы меня не узнали? Я - знаменитый Петя, меня все знают! Вот я сейчас и проверю, как вы хорошо химию знаете и в теме “Вода” разбираетесь.(На экране появляется презентация “Вода”,ученики поднимают таблички “Да, Нет.”
Петя задает вопросы:
- Это молекула воды?
- Относительная молекулярная масса воды равна 18?
- Вода – это оксид?
- Правильно ли обозначены коэффициенты в уравнении?
- Вода ,хороший растворитель?
- Правильно ли написано уравнение химической реакции?
После опроса учитель подводит итоги и награждает победившую колонку учащихся.
Учитель географии: Бурное развитие промышленности, с/х, строительство крупных городов оказали пагубное влияние на водные системы России.
Давайте на примере Азовского моря выявим специфику аквального ПТК, проблемы рационального его освоения.
Закат над Азовским морем
Горел. Вечернее небо
Купалось в алом кагоре,
У чаек просило хлеба.
А волны мерились ростом
С упорством немного странным.
И Керченский полуостров
Дышал ароматом травным.
Тихо плещет Азовское море,
Дует ветер солено-хмельной.
Здесь звучали мечей разговоры,
Древних воинов клич боевой.
А теперь - только в далях привольных
Серой чайки тоскующий всхлип.
И мечтательно смотрит на волны
Солнцем выжженный мыс Казантип.
Представьте, что вы – ученые, занимающиеся проблемами самого маленького по объему, самого мелкого моря Росси, но до недавнего времени самого продуктивного моря в мире. Среди морей нашей страны оно занимает 1-е место по степени деградации природных экосистем.
Почему, говоря об этом море, мы так часто употребляем слово “самое”? Для него характерно самое богатое водное питание,самый быстрый водообмен, ведь благодаря водам крупных рек Дона и Кубани, впадающих в Азовское море, вода здесь обновляется каждые 8 лет.
Самое продуктивное море в мире, так как с каждого гектара до настоящего времени здесь вылавливалось до 85 кг рыбы, это в 6 раз больше, чем в Каспии, в 10 раз больше, чем в Черном море.
Рекордсмен плодородия морского окружен рекордсменом земного плодородия. Азовский бассейн – донские и кубанские черноземы дают до 40% с/х продукции России.
И еще по одному показателю Азовское море является самым первым среди морей России – по степени изменения компонентов природного комплекса. А самым ярким показателем изменения последнего является снижения количества живых организмов, обитателей моря.
Самое маленькое из морей России – Азовское – в недалеком прошлом было одним из самых продуктивных водоемов мира (8 т/км). Особенно славилось море красной рыбой, судаком, рыбцом. От свежей, копченой, вяленой рыбы ломились прилавки здешних базаров, отсюда везли их в другие районы. Но, к сожалению, громкая слава Азова уже в прошлом. Море скудеет на глазах: в рыболовных сетях все меньше крупной рыбы и все больше мелкой морской рыбешки – тюльки, хамсы, бычков. Пустеют старые рыбацкие поселки, а потомственные рыбаки вынуждены искать другую работу.
На доске появляется схема:
Прошлое настоящее
Азовское море – один из самых_________ продуктивность моря падает
Продуктивных водоемов мира.
Для людей, живущих в бассейне Азовского моря, очень важно знать причины такого резкого снижения, чтобы суметь сохранить уникальное море. А как вы считаете, что могло послужить причиной снижения запасов рыб в море?
Можно ли остановить падение продуктивности моря? Восстановить ее на прежнем уровне?
Решению этой проблемы посвятим сегодняшний урок. Ведь от того, как мы научимся решать такие проблемы, зависит во многом наше будущее.
1. Пользуясь картами атласа, определите Г.П. Азовского моря (карта).
2. Определите, какие причины обеспечивали исключительную продуктивность моря.
(1. Глубина – благодаря которой вся толща воды летом хорошо освещалась и прогревалась, а во время штормов перемешивалась и обогащалась кислородом;
2. Реки приносили большое количество питательных веществ – корма для многочисленных рачков, моллюсков и мелких рыб;
3. Малая соленость моря.
4. Большая площадь мелких и хорошо прогреваемых заливов, используемых рыбой для нереста, и т.д.)
3, Определите водный баланс моря в настоящее время. Какие изменения произошли? Какие реки впадают в Азовское море? Почему сократился их сток? Какую роль в этом сыграли Донское и Кубанское водохранилища?
(В прошлом, избыток пресных вод вытекал в Черное море; в настоящем, уже недостаток пресных вод покрывается притоком соленых вод Черного моря. Уменьшение речного стока, в результате строительства водохранилищ и расходования вод Дона и Кубани на орошение, привело к повышению солености Азовского моря. Это оказалось гибельным для планктона, которым питаются рыбы, и для молоди многих ценных пород рыб.)
4. Азовское и Черное моря своего рода “сообщающиеся сосуды”. Как складывался в прошлом и в настоящее время водообмен между ними? К каким изменениям в природе Азовского моря это приводит?
(Вслед за солеными черноморскими водами в Азовское море направились медузы. Они поедают рыбий корм, икру, личинки; умирая, падают на дно и разлагаются с выделением ядовитых веществ; в результате образуются мертвые зоны, из которых уходят сначала рачки, а затем и промысловые рыбы. В последнее время численность медуз значительно уменьшилась. Повышающаяся соленость воды изменяет температуру ее замерзания: так, на мелководьях при отсутствии ледяного покрова вода стала охлаждаться до дна, что приводит к гибели рыбы, и наконец, пресноводные рыбы просто гибнут в более соленой воде.)
5. Определите основные направления хозяйственной деятельности человека в ПК Азовского моря.
(Рыболовство, с/х, промышленность, морские и климатические курорты)
6. Какие на ваш взгляд, главные изменения происходят в природе моря под влиянием деятельности человека.
(Загрязнение моря) опережающее задание .
7. Какие же меры по предотвращению загрязнения моря?
- строительство очистных сооружений на предприятиях и в городах,
- установление специального оборудования на судах,
- создание плавучих и береговых устройств для сбора мусора и загрязненных вод,
- усиление контроля за соблюдением правил применения ядохимикатов в с/х и т.д.
Учитель географии: Сегодня мы изучили одно из уникальных морей России. Оно зовет на помощь! Сколько же таких жемчужин великой нашей красавицы Земли, которые кричат о помощи: Байкал, Каспий, озера Карелии! Наша обязанность – сохранить природу, научиться брать подарки, но не злоупотреблять ее щедростью. Вспомним жадную старуху из сказки А.С.Пушкина, которая требовала слишком многого. Чем ответило море на эти ненасытные требования? – “Черной бурей”:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят и воют.
Природа не мстит человеку, она отбирает свои дары. И если мы будем разумны, жить в ладу с природой, то она будет нам открывать новые неизведанные горизонты, радовать своей красотой, удивлять совершенством.
Итак, мы рассмотрели аквальный П.К. на примере Азовского мря и выяснили, что с изменением хотя бы одного компонента природы изменяется весь ПТК.
Учитель химии: Вода! Как много в этом слове для сердца нашего слилось: широкая озерная гладь, пенистый грохочущий водопад, спокойное течение реки, бескрайние просторы океана, - не будь их, трудно даже вообразить, насколько обеднела бы наша жизнь.
Вода благоволила литься!
Она блистала, столь чиста,
Что - ни напиться, ни умыться,
И это было неспроста.
Ей не хватало ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде.
Ей жизни не хватало -
Чистой, дистиллированной воде!
Леонид Мартынов, 1946 г.
Звучит музыка
3. Подведение итогов урока
4. Д/з: описать ПТК озера Байкал.