Интегрированный урок (литературное чтение + технология). Образ лебедя в стихотворении Н.Заболоцкого "Лебедь в зоопарке". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: познакомить с творчеством Н. Заболоцкого; обучить анализу лирического стихотворения.

Задачи:

  • обучающие: обучение выразительному чтению, работе с различными материалами;
  • развивающие: развитие творческого и ассоциативного мышления, воображения;
  • воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к природе.

Тип урока: интегрированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

Оборудование: ИКТ, учебники ,словари, цветная бумага, картон, ножницы, клей.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы с вами попадём в удивительный мир - мир литературы и искусства! Мы познакомимся с произведениями поэзии, живопись, прозы. В конце нашего урока у нас должен сложиться не только литературный образ. Мы создадим его своими руками!

2. Подготовка к восприятию стихотворения.

Сгущаются сумерки. Лес замер в ожидании чуда. На озеро опустился голубовато-серебристый туман, приглушил его сияющее зеркало… Из-за макушек вековых сосен торжественно выплывает луна. Окружающий лес утонул во тьме и бросает на воду тёмную тень.

Но что это? Какие-то необычные звуки нарушают здешнюю тишину. Это из зарослей величественно выплывают птицы. Всмотритесь: может быть, это юная царевна со свитой, о которых поэт Николай Гумилёв сказал так:

Я вспоминаю, и что-то должно появиться,
Как в сумрачной драме развязка:
Печальная девушка, белая птица,
ль странная, нежная сказка.
И новое солнце заблещет в тумане,
И будут стрекозами тени,
И гордые лебеди древних сказаний
На белые выйдут ступени…

- О каких птицах идёт речь?

Лебеди с древних времён привлекают внимание человека. О них люди складывают песни и легенды. Художники изображают их на полотнах своих картин. Композиторы сочиняют о них музыку, воспевают их красоту в своих песнях. О лебедях есть много народных и литературных сказок. Вспомним некоторые из них.

Выставка книг.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением о лебеде. Это стихотворение Н.Заболоцкого “Лебедь в зоопарке”. (Слайд №1)

Родился недалеко от Казани — на ферме Казанского губернского земства, где его отец — агроном — работал управляющим, а мать — сельской учительницей. В третьем классе сельской школы Николай “издавал” свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи.(Слайд №2)

3. Чтение и анализ стихотворения.

Чтение стихотворения учителем. (Слайды № 3-15). Презентация

- Понравилось ли стихотворение? Расскажите о своих впечатлениях.

Повторное чтение обучающимися. (Жужжащее чтение).

- Прочитайте первую строфу. О каком времени года идёт речь. (Здесь говорится о лете.)

- Почему автор пишет “по краю искусственных вод”?

- Какие художественные средства помогают увидеть дивную красоту птицы?

(Слова красавица, дева, дикарка, эпитет высокая, метафора “белоснежное диво”, выражение “животное, полное грёз”, задумчивое, мечтающее, эпитет “головка шелковиста”, метафоры “мантия снега белей”, “дивные два аметиста мерцают в глазницах у ней”.)

(Слайд № 16)

- Объясните значение слов “мантия”, “аметист”. (Слайд №17)

- Как вы думаете, почему автор использовал такую лексику?

(Чтобы создать царственный, величественный образ гордой птицы.)

- Какие художественные средства использовал автор в 4-ой строфе?

(Эпитеты “светлое сияние”, “белый изгиб”, сравнение “как изваянье приподнятой к небу.) (Слайд №18)

Итак, что представляют собой 4 первые строфы?

(Развёрнутое описание лебедя.)

- Только ли благодаря лексическим средствам создается образ птицы? Обратите внимание на звуковую оболочку слов. Не заметили ли вы повторения, обилия определенных звуков?

- Какое настроение создают эти повторы? Для чего использует их поэт?

(Они создают плавность, грациозность движений птицы, её нежный облик, передают восхищённое отношение автора к птице.)

- С какой интонацией следует читать первые 4 строфы.

(Спокойно, плавно, напевно.)

- Прочитайте следующие 3 строфы. Как меняется настроение, звучание?

(Настроение резко меняется. Мы слышим металлический лязг и скрежет трамваев, машин, мостов, неприятные истошные крики попугаев. Мы видим, как звери в зоопарке сидят в своих клетках и грустно смотрят сквозь забор, сквозь решётки, им хочется на волю, но они не свободны. Мы видим огромные каменные дома города, которые громоздятся над парком.)

- Какие звуки здесь преобладают? Что они напоминают?

(Они напоминают звук металла, грохот машин.)

- Каким предстает перед нами мир в этих 3-х строфах? Чем он отличается от мира, в котором живет лебедь?

(Это мир, в котором нет красоты и гармонии.)

- Почему поэт нарисовал эти картины? Что он хотел нам показать?

(Он хотел показать, как на этом фоне выделяется очаровательная красота лебедя, хотел подчеркнуть её свободный нрав. Красавица лебедь плывет свободно, грациозно, величаво, а звери в клетках “приделаны к выступам нор”. Как хрупок и чудесен мир лебедя, а огромный каменный город может обрушиться на него и уничтожить гармонию и красоту.)

- С какой интонацией следует читать эти 3 строфы?

(Жёстким, резким голосом)

- Как заканчивается стихотворение? Как можно понять эту последнюю строфу?

(Перед нами снова образ лебедя. Он в своем сказочном мире поёт о счастье весны. Он назван крылатым дивом, значит, он свободен, он выше этого страшного жестокого мира, хотя и не собирается взлетать, а плывёт по заливу. )

- Что по мысли поэта воплощает собой лебедь?

(Лебедь воплощает красоту, свободу, гармонию.)

4. Заключительное слово учителя.

- Не случайно то, что в последней строфе появляется лира и что лебедь поет на лире. Лира - музыкальный инструмент. Он является символом поэзии, так как под звуки лиры древние поэты-певцы исполняли свои стихи.

Петь о счастье весны – о возрождении прекрасного живого мира, о солнце, надеждах, о счастье самой жизни, о вечности этой жизни, о её красоте.

5. Работа по развитию речи.

Царственная застенчивая лебедь плавает по краю искусственных вод, не желая общаться ни с кем в зоопарке.

Сразу вспоминаются слова из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”: “Лебедь белая плывёт…” и картина Михаила Врубеля “Царевна-лебедь”, в основе сюжета которой лежит сказка о царе Салтане , создавшие сказочный образ лебедя. (Слайд №19)

Внимание и любовь к этим птицам отразилась не только в поэзии, но и в нашей речи, где немало выражений, связанным с лебедем. (Слайды №20-25)

Лебединая песня.

Лебединая верность.

Лебединая чистота.

6. Физминутка.

Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
Белые лебеди, лебеди летели.
И на воду сели. Сели, посидели.
Снова полетели.

7. Практическая работа. Создание образа лебеди из бумаги.

- Мы с вами познакомились с произведением “Лебедь в зоопарке”, узнали, в каких произведениях встречается образ лебедя. Но не только в литературе так много внимания уделяется этой величественной птице!! Я предлагаю посмотреть слайды. (Слайды №26-32)

(Лебедь из кристаллов Сваровски, из яблок, из шоколада, скульптура из дерева).

А мы с вами изготовим нашу лебедушку, используя бумагу и картон.

Работа в группах.

1 группа вырезает кувшинки. (Слайд № 33)

2 группа делает из бумаги камыши. (Слайд №34)

3 группа вырезает и приклеивает перья для лебедя. (Слайд №35-36)

(Учащиеся по группам изготавливают детали, затем совместно составляют панно “Лебедь на озере”) (Слайд № 37)

- Подберите строчки из стихотворения, которые подходят к нашей работе.

8. Рефлексия.

Закончите предложения.

Мне пришлось по душе…

Меня удивило…

9. Итог урока.

10. Домашнее задание.