Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Путешествие в страну Знаний"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • закрепить правильное произношение звуков [с] и [ц];
  • закрепить навык чтения;
  • продолжать учить производить звуковой анализ слов, составлять схемы слов,
    определять позицию звука в словах, работать над предложением;
  • развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, воображение;
  • побуждать детей творчески применять полученные знания;
  • развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в
    коллективе, умение проверять правильность выполнения заданий своего
    соседа.

Оборудование: карта путешествий по островам, конверт с письмом, сундук с кладом, буквы, матросские воротнички, головной убор капитана, бинокль, кассета с записями детских песен и мелодий, кружки красного, синего и зелёного цветов, карточки со слогами для составления пословицы, картинный материал, картинки сказочных персонажей: Звуковик и Знайка, картина из букв, цветочная поляна.

Предварительная работа; разучивание стихотворений и детских песен.

План занятия

Дети под музыку заходят в группу и садятся на стулья.

Организационный этап

Логопед: Ребята, я вчера получила письмо от великого путешественника и выдумщика - борона Мюнхаузена. Интересно, что находится в конверте? Давайте скорей откроем его.

Да это же карта. Сейчас мы её поместим на доску.

Ой, а тут ещё и записка. Я её прочту:

“Уважаемые ребята! Эта тайная карта приведёт вас в удивительную страну Знаний, где спрятаны истинные сокровища. Эти сокровища будут служить вам всю жизнь. Счастливого пути, ребята! С уважением - Мюнхаузен”.

Итак, мы отправляемся в интересное путешествие, где нас ожидают испытания. И только преодолев их, мы найдём удивительный клад.

Основная часть

Логопед: Но отправиться мы сможем лишь тогда, когда расскажем нашим гостям о стране Знаний.

1 ребёнок: В страну Знаний
Попасть совсем не сложно.
Она ведь исключительно
Удобна расположена.

2 ребёнок: Там знания царствуют
Во всём своём всесилии.
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения.

3 ребёнок: Там каждый обязательно
Становится кудесником,
Будь он твоим ровесником,
Или моим ровесником.

Логопед: Посмотрите на карту. Страна Знаний расположена на 3 островах в океане.

1 остров - “Звуков”.

2 остров — “Умников и умниц”.

3 остров - “Остров сокровищ”, где мы найдём клад.

- Давайте построим корабль и превратимся в настоящих моряков.

(Дети из стульев сооружают корму корабля, одевают атрибуты матросских костюмов)

Логопед: Я на корабле буду капитаном. (Одевает капитанскую фуражку)

- Матросы, смирно! По местам! Песню запевай!

(Дети поют один куплет из песни “Капитан” - сл. и муз. 3. Роот)

В синем море плавают дельфины,
И плывут по волнам корабли.
Мы мечтаем о морских просторах,
Нам о дальних странах часто снятся сны.

Припев:

Расскажи нам, капитан
Как бушует океан,
И о чём мечтают дети разных стран.
Волны плещут за кормой,
Чайки вьются над водой,
И поёт о дружбе море нам с тобой.

Логопед: Внимание! Мы подплываем к острову “Звуков”.

На этом острове живут звуки [с] и [ц]. А ещё здесь живёт мудрый Звуковик. Вот он нас встречает (указывает на картинку Звуковика). Звуковик для нас приготовил очень интересные задания.

- Первое задание - “Шифровальщики”.

- Посмотрите внимательно на картинку, которая висит на доске. Рассмотрите ее, и название этой картинки зашифруйте в схему.

(Дети выполняют задания)

- А теперь Маша и Ярослав будут моими помощниками.

- Посмотрите, правильно ли ваши друзья выполнили задание? (дети проверяют правильность)

- Сколько звуков в слове?

- Сколько слогов в этом слове?

- Сколько гласных звуков?

- Назови их.

- Сколько согласных звуков?

- Назови их.

- Следующие задание - “Новосёлы”.

(На доске висит трехэтажный дом с окнами-карманами, в которые помещаются картинки, в названии которых есть звук [с]).

- Посмотрите, какой красивый домик! Вам нравится?

- Ребята, а теперь внимательно послушайте меня.

- В этом доме будут жить картинки, в названии которых есть звук [с]. На первый этаж надо поселить картинки, в названии которых звук [с] находится в начале слова. На второй этаж - звук находится в середине слова, а третий этаж - звук [с] находится в конце слова.

- Сейчас вы по очереди подходите, берёте любую картинку, и заселяете на нужный этаж.

(Дети выполняют задание с пояснением)

Логопед: Молодцы, вы справились со всеми заданиями! Но я смотрю, вы подустали. Сейчас мы отдохнём. А ну-ка, делай как я!

Физкультминутка.

К океану мы спустились (шагают на месте)
Наклонились и умылись (имитируют движения)
1, 2, 3, 4 - вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно: (“гребут вёслами”)
Вместе раз, дружно два!
В дальний путь нам плыть пора!

Логопед: Ребята, вот мы и приплыли к острову “Умников и умниц”. На этом острове живёт Знайка. Он приготовил для нас очень сложные задания. Мы должны порадовать Знайку, правильно выполнив все задания.

(На доску выставляется картина, нарисованная из букв)

- Вот и первое задание.

- Посмотрите внимательно и скажите, из каких букв нарисована картина.

- А можно я первая отвечу? Труба дома — это буква Г. А теперь вы.

(Дети дают полные ответы)

Логопед: Молодцы! Следующие задание - “Ребусы”.

1. Расставьте буквы по росту и прочтите слова. (Овца, спица)

2. Расставьте слоги по порядку и прочтите пословицу. (Конец - делу венец)

3 ДЕ
1 КО
4 ЛУ
6 НЕЦ
2 НЕЦ
5 ВЕ

Последнее задание — “Путаница”.

- Жители острова перепутали слова в предложениях. Вам нужно правильно составить предложения.

• цветы, много, в цветник, разные. (В цветнике много разных цветов)

• курица, цыплята, двенадцать, у, пёстрая. (У пёстрой курицы двенадцать цыплят)

• светит, на, яркое, солнце, улица. (На улице светит яркое солнце)

• пять, рука, на, пальцы. (На руке пять пальцев)

• хлебница, стол, стоять, на. (На столе стоит хлебница)

• конфетница, в, конфеты, лежат. (В конфетнице лежат конфеты)

Логопед: Молодцы! Лихо справились с заданиями. Занять свои места на корабле!

Держим путь к острову Сокровищ!

(Капитан смотрит в бинокль)

- На горизонте земля! Это он - Остров сокровищ! Наконец-то мы добрались до него, преодолев столько препятствий. Теперь надо найти сундук с кладом.

(Дети ищут сундук)

- А вот и он! Давайте скорей его откроем и посмотрим, что внутри. (Дети открывают сундук)

- Это же буквы. Ребята, это и есть истинное богатство. Зная буквы, человек учится читать, а умея читать, мы узнаём многое, можем путешествовать сидя дома. Ведь знания - это тоже богатство.

Заключительная часть

Логопед:

Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишним,
А для тебя они - ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.

Логопед: Знаете, а в сундуке ещё что-то есть, (Смотрит) Это же угощение - печенье в форме букв. Давайте, вы угостите печеньем и остальных ребят в группе.

- Ну что, ребята! Пора возвращаться на родную землю, в наш садик. Вы молодцы! Многое успели и хорошо поработали, справились со сложными заданиями.

Я уверена, что в любых путешествиях к знаниям вы меня не подведете.

(Дети под музыку выходят из группы).