Развитие творческого потенциала на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тип урока: урок креативного типа.

Цель урока: развитие творческого потенциала ребёнка (составление синквейна и подготовка к написанию мини-сочинения).

Задачи:

  • формирование учебно-познавательных и информационных компетенций (отбор информации, умение обработать полученную информацию);
  • формирование мотивационной и оценочной компетенции (умение определять цель деятельности, определение плана действий, осуществление действия по реализации плана; самооценка);
  • развитие речи, расширение словарного запаса детей.
Этапы урока Содержание Формы работы Средства и приёмы

Планируемый результат

1. Оргмомент. Начинаем наш урок!

Пусть пойдёт урок вам впрок!

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Игровая технология “Тригон”. Целевая установка. Настрой на работу, концентрация внимания.
2. Сообщение темы урока. - По 3 подсказкам отгадайте слово и вы узнаете, кто будет главной героиней нашего урока.

- Тема нашего урока, я бы сказала, сказочная. Мы поразмышляем, порисуем и пофантазируем. А поможет нам в этом наша чудо-снежинка. У вас на парте лежит эмблема урока, которая нам понадобится в конце урока.

Работа с интерактивной доской:

Слайд 1, 2. Презентация

  Пропедевтика синквейна, расширение словарного запаса.
3. Размышляем. - Итак, поразмышляем. Запишите транскрипцию слова “снежинка”, обозначьте ударение.

- Ребята, а для чего мы с вами выполняем это задание? Зачем мы записываем звуковую дорожку слов?

- Сопоставим звуки и буквы. Запишем слово с окошком. Решим орфографические задачи.

Итог: мы сравниваем звуки с буквами, чтобы правильно написать слово.

Проверка на доске.

Записать последовательность звуков, дать их характеристику.

Целеполагание. Умение выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, умение сопоставлять звук и букву, чтобы правильно писать слова.
4. Рисуем. - А сейчас мы с вами будем рисовать, но не красками, а чем мы рисуем на уроках русского языка? Словами.

- Мы с вами составим синквейн к слову “снежинка”. Вспомним, что такое синквейн?

- Запишем в тетради:

Синквейн.

- Запишем 5 строк.

- Достаньте свои памятки “Структура синквейна”. Вспомним правила составления синквейна.

- Ребята, а с какой целью мы с вами будем составлять синквейн? Что развивает это упражнение? Это упражнение развивает нашу речь, обогащает наш словарный запас.

- Обогатить наш словарный запас и составить синквейн вам поможет поэт К.Бальмонт.

- Внимание на экран.

- Положите перед собой стихотворение Бальмонта “Снежинка”.

- Чтобы работа шла быстрее, вы поработаете в паре. Прямо в тексте ручкой отмечаете прилагательные и глаголы. Затем вы обсуждаете, какие слова вы запишите для синквейна, вместе выбираете предложение и подбираете синоним. Все аккуратно оформляете в тетради. Кто готов, поднимаете домик и получате приз. Работаем 5 -7 минут.

- Назови основу в предложении.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5-8.

Прослушивание стихотворения.

Работа в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опрос 3-4 пары.

Приз - снежинка.

  Умение находить в тексте части речи, обогатить словарный запас.
5. Физминутка. - В мире не бывает двух одинаковых снежинок.

- А теперь закройте глазки, прилягте на парту и представьте свою снежинку.

Слайд 4. Звучит музыка.   Развитие фантазии и воображение, развитие речи.
6. Фантазируем. - А теперь опишите её в тетради с помощью синквейна. Индивидуальная работа.

Опрос 3-4.

  Умение правильно составить синквейн.
7. Размышляем. А откуда берётся снег? Как появляются снежинки?

- Давайте прочитаем, что думают об этом учёные.

- Из скольких частей состоит текст?

- Прочитайте 1 часть. О чём она? Учимся полному ответу.

- Прочитайте 2 часть. О чём она?

- Дайте тексту название. (Как появляются снежинки?)

- Найдите в 1 части главную мысль. Запишем в тетради с красной строки.

(Снег-это много снежинок.)

- Найдите во 2 части главную мысль.

(Высоко над землёй из паров воды образуются льдинки-снежинки).

 

 

 

Работа с учебником. Упр.317

Чтение молча.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Умение полно отвечать на вопросы, умение выделять тему и главную мысль текста, озаглавливать текст.

Решение орфографических задач.

8. Фантазируем.

Подготовка к мини-сочинению.

Мы познакомились с научной точкой зрения образования снежинки, прочитали деловой текст. Приближается Новый год- праздник чудес, подарков и, конечно, сказок. Мне бы хотелось, чтобы вы сами попробовали сочинить сказку о рождении снежинок. Кто такая снежинка? Кто её родители? Где её дом? У каждого может быть своя версия, своя интересная история. Давайте пофантазируем. Чтобы вы могли как-то сориентироваться в этом, прочитаем, что сочинила одна девочка.

- Как вы докажите, что девочка сочинила историю.

- А вот ещё несколько историй.

Высоко в горах жила принцесса. У неё были её помощники – подружки – снежинки. Когда она им приказывала, снежинки опускались на землю и покрывали её белым пушистым снегом. Кружась и падая сверкающим водопадом белых хлопьев, посланницы принцессы превращали землю в сказочную страну…

В синем поднебесье жил злой король Ветер. У него были дочки – капельки. Однажды он рассердился на них и заморозил. Ночью, когда король Ветер уснул, снежинки решили сбежать. Они собрались в хоровод, закружились и медленно опустились на землю…

- Чтобы вам было легче фантазировать, вы объединитесь в группы по 4 человека. Используйте в свое сказке материал урока. (При наличии времени)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником. С.68

Чтение учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группе.

 

 

Заслушать 5 групп. Призы.

  Подготовительная работа перед написанием мини-сочинения.

 

Умение применить полученные знания.

9. Домашнее задание.

Рефлексия.

Дома вам нужно будет записать свою историю.

- У кого снежинки, тот получает пятёрки.

- Положите перед собой эмблему урока-снежинку.

Сейчас каждый из вас должен оценить урок и свою работу на уроке.

Если вы считаете, что урок был отличным, интересным, если вы активно работали, то рисуете снежинке улыбку.

Если урок для вас прошёл как обычно, если вы работали не очень активно, то рисуете полоску.

Если вам было неинтересно, скучно, трудно, то рисуете опущенные уголки губ.

Покажите друг другу свои снежинки.

- Назовите синоним к слову снежинка и вы узнаете название и вкус конфеты. (Снежок)

Упр.318

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сладкий приз.

  Умение оценить свою работу на уроке.