Цели урока.
Образовательная:
- Познакомить с хронологическими рамками греческой колонизации, объяснить ее причины, ход и итоги.
- Сформировать у учащихся знания о процессе греческой колонизации.
- Создать яркое представление об образе жизни колонистов, их отношениях с местными жителями;
- Расширить представление о понятии колония, освоить новые термины - Великая греческая колонизация, метрополия, Эллада, эллины.
Развивающая:
- Продолжить развивать у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, решать проблемные задачи.
- Продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, опорными конспектами.
Воспитательная: Повышение интереса учащихся к истории.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: развивающий урок
Оборудование: опорный конспект “Греческая колонизация” (для учеников Приложение 2, для учителя Приложение 3), изображение археологических находок обнаруженных в бывших греческих колониях (Приложение 1, слайд 4), исторические карты “Финикийские мореплаватели” (Приложение 1, слайд 1), “Территория Греции в VIII в. до н.э. (Приложение 1, слайды 2, 3), “Образование греческих колоний в VIII-VI веках до н.э.” (Приложение 1, слайд 5), ролевые рассказы о греческих переселенцах (Приложение 4), таблица “Сравнение греческих и финикийских колоний” (для учеников Приложение 5, для учителя Приложение 6).
Основные понятия: колония, Великая греческая колонизация, метрополия, Эллада, эллины.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Вводно-мотивационная часть, выявление исходного противоречия и постановка учебной задачи урока. Беседа с учащимися, актуализация ранее полученных знаний. | ||
Вопросы и задания: Что такое колония? Какой народ основал первые колонии? Где они были расположены? (покажите на карте) (Приложение 1, слайд 1). Задание: Показать на карте территорию Греции к 8 в. до н.э. (Приложение 1, слайд 2). Постановка проблемной ситуации: Археологи находят тысячи древнегреческих предметов и архитектурных сооружений на берегах Средиземного и Черного морей. В Южной Италии открыты целые поселения и города; в египетских гробницах обнаружены сосуды, сделанные на о. Крит; на территории современных городов России и Украины (Севастополь (Херсонес), Керчь, Фанагория и др.) сохранились развалины древних греческих городов, монеты, предметы быта (Приложение 1, слайд 4). Вопросы: Какие выводы можно сделать на основе археологических данных? Почему в Средиземноморье и Причерноморье археологи находят предметы греческой культуры? В 8-6 веках до н.э. в Греции возникали полисы, греческие города-государства были хорошо развиты, НО! тысячи эллинов покидали свою Родину, переселялись в дальние края. Почему древние греки покидали “процветающую” Грецию и переселялись в чужие земли? Что заставляло их бросать родной дом и уезжать в неведомые страны? Почему греческую колонизацию называют Великой? Сегодня на уроке мы должны решить эту задачу, рассмотрев следующие вопросы: причины греческой колонизации, направления и итоги Великой греческой колонизации. |
Отвечают, что термин “колония”
происходит от римского слова “заселять” и
означает “земли, организованно заселённые
людьми — выходцами из других стран”. Первые
колонии-поселения основывали финикийцы по
берегам Средиземного моря. Показывают территорию Греции к 8 веку до н.э. (Пояснение: так как на карте (Приложение 1, слайд2) не выделена территория Греции 8 века до н.э., то учащиеся самостоятельно на электронной доске закрашивают указанную территорию. На слайде 3 представлен правильный ответ). Ученики работают в парах, вырабатывают гипотезы. При ответе учащиеся отмечают, что на территории Причерноморья и Средиземноморья, существовали греческие поселения, об этом свидетельствуют развалины храмов, крепостных стен греческих полисов и иных архитектурных сооружений, а также географические названия, находки предметов быта, вооружения, культа. |
|
II. Организация учебной деятельности. Ответ на учебную задачу учащиеся должны найти самостоятельно, используя имеющуюся информацию. | ||
1. Причины колонизации | Греки уезжали за море из разных
городов. Представьте себе, что вы оказались в
богатом торговом городе. Здесь собралось
несколько сотен человек. Сейчас они нам
расскажут об истинных причинах своего отъезда в
далекие и невиданные земли. Вопрос: Какие категории населения покидали Грецию? Задание: В опорном конспекте (Приложение 2) на ленте времени (стрелка КОГДА?) укажите хронологические рамки Великой греческой колонизации, а также запишите шесть категорий колонистов-переселенцев (стрелка КТО?). Вопрос и задание: Каковы причины греческой колонизации? В виде условных обозначений зарисуйте их в опорный конспект (Приложение2, стрелка ПОЧЕМУ?) |
Ученики зачитывают рассказы о
греческих переселенцах (Приложение 4) [ 1] : 1 ученик - Анаргирос 2 ученик - Джорджиос 3 ученик - Лукас 4, 5 ученики – братья Амфилон и Додор 6 ученик - Крайос Учащиеся формулируют ответы. Учащиеся работают в парах с опорным конспектом, вносят временные рамки греческой колонизации (8-6 века до н.э.) и категории переселенцев: 1. Бедняки, задолжавшие знати 2. Крестьяне, потерявшие свои участки 3. Аристократы из тех городов, где к власти пришел демос 4. Вожаки демоса из городов, где победила знать 5. Купцы, разбогатевшие на заморской торговле 6. Ремесленники Примерные ответы учеников:
Учащиеся работают в парах с опорным конспектом. |
2. Местоположение греческих колоний. | Вопрос: Какое место вы выбрали бы на месте греков для строительства нового колониального поселения? Совершенно верно, древние греки основывали поселения в удобных для жизни местах, с плодородными землями. Как правило, они находились на морском берегу, где были хорошие гавани. Задание: С помощью карты определите, местоположение греческих колоний. Назовите важнейшие колонии греков (Приложение1, слайд5). В опорном конспекте укажите направления греческой колонизации (Приложение2, стрелка КУДА?). |
Примерные ответы учеников: 1. Поближе к морю, с удобной бухтой 2. Рядом с пресной водой 3. Там, где много свободной земли. Учащиеся отмечают, что колонии были расположены вдоль Черного и Средиземного морей. Направления колонизации - Малая Азия, Северное Причерноморье (Ольвия, Херсонес, Пантикапей), Северная Африка, Южные Апеннины (Сиракузы), Северо-Западное Средиземноморье (Кирена). Учащиеся работают в парах с опорным конспектом. |
3. Жизнь в греческих колониях | Где бы ни жили греки, они
чувствовали себя единым народом – эллинами,
противостоящими невежественным варварам, как
презрительно называли они негреческое
население, живущее вокруг колоний. Новые города были независимы от старых, откуда выселились их жители. Государство, основавшее колонию, так и называлось по-гречески: “метрополия”, то есть “город-мать”. Греки-колонисты в свою новую жизнь переносили все то, чего они достигли ранее, все то, что лежало в основе их культуры. Для того чтобы знать о жизни греков в колониях, мы должны выслушать сообщение. Задание: На основе выше изложенного материала данных подтвердить или опровергнуть высказывание об общности культурных традиций, быта, политическом устройстве греческих колоний и метрополии. |
Проверка опережающего задания
о жизни колонистов (А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.
Свенцицкая. История Древнего мира. Греки и скифы
на северных берегах Черного моря). Примерные ответы учеников: Колониальный город имел своё правительство, войско, казну и чеканил монету. Колонией управляло Народное собрание, выбираемое гражданами, были архонты и Городской совет. Живя в колониях, греки не прерывали связи со своим родным городом и сохраняли с ним дружественные отношения. Родной город они называли метрополией, что означает “мать-город”. Греки-колонисты были верны своим традициям и обычаям, в колонии они переносили все то, что лежало в основе их культуры: язык, письменность, мифы, религиозные обряды, праздники, архитектуру, устройство жилища, предметы быта, украшения, государственное устройство полисов. |
4. Значение колонизации | Задание: Определите значение колонизации для греков. Ответ изобразите в виде опорного конспекта (Приложение 2, стрелка ИТОГИ). |
Примерные ответы учеников: 1. Приобретение новых ценных территорий. 2. Колонизация расширила знания греков о других народах. 3. Греки осознали себя единым народом, отличающимся от других, они стали назвать себя эллинами, а родную страну – Элладой. 4. Колонизация способствовала успешному развитию торговли и ремесла, росту и обогащению городов (из Греции в колонии вывозили – вино, оливки, вазы, изделия ремесла; в Грецию из колоний ввозили - хлеб, скот, меха, рабу, соль, лес). Работа учащихся с опорным конспектом. |
III. Этап контроля и коррекции знаний, полученных в ходе самостоятельной работы учащихся | ||
Вопрос: Почему греческую колонизацию называют Великой? | Примерные ответы учеников: Греческая колонизация охватила всё Средиземноморье и Причерноморье, приобщила к эллинской культуре жителей колонизированных и соседних с ними земель. Колонизация носила организованный характер. Она способствовала развитию хозяйства и торговли греческих полисов. Греческая торговля приобрела международный характер. |
|
Домашнее задание: 1. Параграф 32. 2. Используя дополнительную литературу найти ответ на вопрос: Какие современные государства и города существуют сейчас на землях бывших Греческих колоний? 3. Сравните греческую и финикийскую колонизации, используя следующую таблицу. (Приложение 5). |
Список литературы:
1. Годер Г. И. Методическое пособие по истории древнего мира (5 кл.). Пособие для учителей. Изд. 3-е, доп. и испр. М., “Просвещение”, 1977. 352 с. с ил.
Приложение (Ход урока в редакции автора)