Конспект открытого урока по организации развивающего досуга "Поговорим о театре". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Урок предполагает участие детей старшей учебной группы (6-7 класс). В классе стулья стоят рядами на заднем фоне, впереди за партами сидят дети.

Цель урока: С помощью игры познакомить учащихся с основными понятиями, связанными с театром, формирование эстетической культуры младшего школьника.

Задачи.

Обучающие:

- знакомство с новыми терминами и понятиями;

- знакомство с различными видами театров;

- знакомство с некоторыми театральными профессиями.

Воспитательные:

- воспитание культуры поведения в общественном месте;

- формирование положительных эмоций.

Развивающие:

- развитие логического мышления;

- развитие воображения.

Цель урока для учащихся: усвоить новые понятия и правила, активно работать на уроке.

УМК (учебно-методический комплекс):

Оборудование и материалы: слайды театров, одежды; бумажные билеты, белый экран, мультимедийная презентация, лампа, перчаточные куклы Петрушка и Медведь, нарисованные деньги, ширма с окошком, декорации к сказке “Теремок”, чудо-дерево, домашний кинотеатр.

Методы организации работы учащихся:

- формулировка темы урока;

- постановка цели урока;

- краткое знакомство с содержанием и этапами занятия;

- беседа (вопрос-ответ);

- игра;

- просмотр слайдов и видеосюжетов;

- прослушивание аудио фрагментов;

- работа с карточками;

- просмотр театрализованного представления;

- рефлексия;

- подведение итогов и закрепление пройденного материала.

Критерии оценки учащихся, достижения целей и задач данного урока:

- правильность ответа на вопрос;

- активное участие в ходе урока;

- демонстрация элементов практического усвоения темы урока;

- коммуникативность;

- сотрудничество;

- положительные эмоции.

Мотивация учащихся:

- культивирование уважения учащегося к самому себе при правильном ответе;

- успешный жизненный опыт (похвала за правильный ответ и попытку ответа);

- интерес к способу действия (включение детей в активную деятельность, освоение новых видов деятельности).

1. Организационный этап.

Звучит оркестровая музыка.

Диалог педагога с учащимися:

- Ребята! Вы любите музыку! А часто ли вы слышите такую музыку?Такая музыка звучит обычно в театре. Были ли вы когда-нибудь в театре? Наверное, всем хочется побывать там.

Педагог:

- Догадались, что будет темой нашего урока?

Ответы детей.

- Сегодня мы поиграем в театр, познакомимся с разными видами театра, новыми словами, кое-что узнаем о театральных профессиях.

2. Изучение нового учебного материала.

Демонстрация слайда <Приложение 1>.

Педагог:

- Вот стоит дом. Дом, как дом, только нарядней других, и окон меньше, чем дверей. Днем здесь как будто ничего не происходит, а вечером вдруг все изменяется. К высоким дверям подходят нарядно одетые люди…

- Ребята? Вы хотели бы посмотреть, что происходит за этими дверями?

Ответы детей.

- Тогда давайте продолжим нашу игру. А в любой игре есть свои правила. И правила нашей игры – это правила поведения в театре.

Демонстрация слайда <Приложение 2>:

- Как вы думаете, что лучше одеть, если вы собрались посетить театр?

Перед каждым учеником лежит раздаточный материал в виде карточек со словами <Приложение 7>. Дети выбирают нарядные, праздничные костюмы и платья.

Педагог:

- Итак, первое правило – приходи в театр нарядным.

- В холодное время года в зрительный зал нельзя заходить в верхней одежде. Нужно пойти в гардероб и раздеться. Гардероб – это не очень знакомое слово. Кто из вас знает, что оно обозначает?

Ответы детей.

- Гардероб – это место в общественных зданиях для хранения верхней одежды.

- Вот следующее правило – верхнюю одежду оставь в театральном гардеробе.

Педагог:

- Театральный спектакль может иметь два или даже три действия. Между действиями бывает антракт. Вот еще новое слово.

- Антракт – это короткий перерыв. Во время антракта актеры отдыхают, переодеваются. На сцене меняются декорации. А зрители в это время обмениваются впечатлениями, отдыхают или идут в буфет перекусить.

- Познакомьтесь с еще одним правилом – во время спектакля будь внимателен. Не мешай своим соседям. А во время антракта отдыхай.

- Сейчас ребята старшей группы подведут итог услышанному.

Учащиеся из старшей учебной группы в стихотворной форме напоминают детям правила поведения в театре:

Ученик 1

В классе куплены билеты,
Нарядно зрители одеты.
Культурно иди по залу.
Не опоздай к началу.

Ученик 2

Проходя на свое место,
К людям повернись лицом.
И скажи: “Прошу прощенья”,
Будешь просто молодцом.

Ученик 3

Нужно сесть и не болтать
На спектакле детям.
И артистам не мешать,
И своим соседям.

Ученик 4

Вот спектакль позади.
Будет некрасиво
Сразу к выходу идти,
Не сказав спасибо.
После спектакля немножко
Актерам похлопай в ладошки.

Ученик 5

Сломя голову бежать
В гардероб не надо.
В очередь там нужно встать
Уж такой порядок.

Педагог:

- Все запомнили правила? Теперь нам надо определиться в какой театр мы пойдем.

- Вот перед вами театр кукол.На экране слайд <Приложение 3>. Он зародился много веков назад. Бродячие кукольники ходили из города в город и давали представления. Самой любимой народной куклой был Петрушка.

Ученик из старшей группы надевает куклу на руку.

- “Здравствуйте, это я – Петрушка”.

Педагогом и учеником из старшей группы разыгрывается маленькая сценка:

- Я пришел не один.

- Я медведя поймал!

- Так веди сюда.

- Не идет.

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает”.

Педагог:

- Не забудьте поблагодарить артистов аплодисментами.

- А сейчас поговорим о театре теней. На экране слайд <Приложение 4>. Ему тоже много лет.Сценой такого театра служит ширма, за ширмой устанавливают лампу, которая освещает актеров, тень падает на экран и происходит действие.

Учащиеся старшей группы показывают несколько фигур.

Педагог:

- Следующий вид театрального искусства – опера. На экране слайд <Приложение 5>. Это где артисты поют. Музыку пишет композитор, слова – драматург. Музыка раскрывает характер героев. В опере обязательно играет оркестр, спектаклем управляет дирижер.

Педагог показывает учащимся с помощью домашнего кинотеатра небольшой фрагмент оперы.

- А сейчас у нас антракт.

Педагог организует с учащимися физкультминутку:

- Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

- Руки в стороны развел, видно ключик не нашел.

- Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

Педагог:

- Ребята! Смотрите, а вот драматический театр и здесь актеры люди. На экране слайд <Приложение 6>. .Давайте посмотрим, чем они там занимаются. Согласны? Но для этого нам надо приобрести билеты.

Педагог проводит с учащимися дидактическую игру “Касса”.

Цель игры: дать учащимся представление о кассе, развивать воображение.

Ход игры: педагог кассир продает билеты из кассы (декорации и оборудование – ширма с окошком, нарисованные деньги и билеты <Приложение 8>, <Приложение 9>). На билетах номер ряда и место. Учащимся заранее раздаются деньги 500 рублей и 1000 рублей. Стоимость билета - 500 рублей. Все в порядке очереди приобретают билеты. Проходят на заранее приготовленные пронумерованные ряды и занимают свои места.

Ученические парты убираются.

Педагог:

- Ну что же, ребята, мы с вами в театре и сейчас нас приглашают старшеклассники посмотреть сказку “Теремок”.

- А пока артисты готовятся, обратите внимание, какие красивые декорации сделаны для того, чтобы нам было интересней смотреть. Декорации делают художники, спектакль ставит режиссер, а показывают его нам актеры.

- Теперь внимание! Представление начинается.

Учащиеся смотрят постановку сказки “Теремок”.

Педагог:

- Понравилось сказка или нет, мы узнаем из ваших аплодисментов. Спасибо артистам!

3. Заключительный этап. Подведение итогов.

Педагог:

- В заключение мы подведем итоги урока. Перед вами “чудо-дерево”, оно украшено яблоками, цветами. Зелеными и желтыми листочками.

- Сейчас каждый из вас должен сорвать предмет, который, по вашему мнению, характеризует сегодняшний урок. Если занятие прошло плодотворно, и вы узнали много нового и интересного, активно работали в течение урока – то сорвите яблоко, если занятие просто понравилось и вы получили положительные эмоции – цветок, если занятие так себе – зеленый лист, если очень плохое и вы бездействовали – желтый лист.

Учащиеся срывают с “чудо-дерева” предметы <Приложение 10>.

Педагог:

- Из того, что осталось на дереве, делаем выводы.

Учащиеся по желанию озвучивают собственные выводы.

Итоговый контроль педагога (возможные вопросы):

- Что нового вы сегодня узнали?

- С какими новыми словами познакомились?

- Что понравилось?

- О чем расскажите дома?

Педагог:

- Наше учебное занятие подошло к концу. И как бывает в театре в антракте все идут отдыхать или в буфет.

Литература

  1. Культура общения. 2 кл. Воронеж 2003.
  2. Развивающее образование: теория, опыт, мнение. Липецк. 2007.
  3. “Энциклопедический словарь юного зрителя. М. 1989.
  4. Кожохина С.К. “Путешествие в мир искусства”. М. Сфера. 2002.
  5. Черкасов Н. “В театре и в кино”. М. Детская литература. 1961.
  6. Кункова В.В. Учитель начальных классов.
  7. Михайлова А.Я. Давайте поиграем//Начальная школа. 1995. №3.
  8. Интернет-ресурсы.