Урок предполагает участие детей старшей учебной группы (6-7 класс). В классе стулья стоят рядами на заднем фоне, впереди за партами сидят дети.
Цель урока: С помощью игры познакомить учащихся с основными понятиями, связанными с театром, формирование эстетической культуры младшего школьника.
Задачи.
Обучающие:
- знакомство с новыми терминами и понятиями;
- знакомство с различными видами театров;
- знакомство с некоторыми театральными профессиями.
Воспитательные:
- воспитание культуры поведения в общественном месте;
- формирование положительных эмоций.
Развивающие:
- развитие логического мышления;
- развитие воображения.
Цель урока для учащихся: усвоить новые понятия и правила, активно работать на уроке.
УМК (учебно-методический комплекс):
Оборудование и материалы: слайды театров, одежды; бумажные билеты, белый экран, мультимедийная презентация, лампа, перчаточные куклы Петрушка и Медведь, нарисованные деньги, ширма с окошком, декорации к сказке “Теремок”, чудо-дерево, домашний кинотеатр.
Методы организации работы учащихся:
- формулировка темы урока;
- постановка цели урока;
- краткое знакомство с содержанием и этапами занятия;
- беседа (вопрос-ответ);
- игра;
- просмотр слайдов и видеосюжетов;
- прослушивание аудио фрагментов;
- работа с карточками;
- просмотр театрализованного представления;
- рефлексия;
- подведение итогов и закрепление пройденного материала.
Критерии оценки учащихся, достижения целей и задач данного урока:
- правильность ответа на вопрос;
- активное участие в ходе урока;
- демонстрация элементов практического усвоения темы урока;
- коммуникативность;
- сотрудничество;
- положительные эмоции.
Мотивация учащихся:
- культивирование уважения учащегося к самому себе при правильном ответе;
- успешный жизненный опыт (похвала за правильный ответ и попытку ответа);
- интерес к способу действия (включение детей в активную деятельность, освоение новых видов деятельности).
1. Организационный этап.
Звучит оркестровая музыка.
Диалог педагога с учащимися:
- Ребята! Вы любите музыку! А часто ли вы слышите такую музыку?Такая музыка звучит обычно в театре. Были ли вы когда-нибудь в театре? Наверное, всем хочется побывать там.
Педагог:
- Догадались, что будет темой нашего урока?
Ответы детей.
- Сегодня мы поиграем в театр, познакомимся с разными видами театра, новыми словами, кое-что узнаем о театральных профессиях.
2. Изучение нового учебного материала.
Демонстрация слайда <Приложение 1>.
Педагог:
- Вот стоит дом. Дом, как дом, только нарядней других, и окон меньше, чем дверей. Днем здесь как будто ничего не происходит, а вечером вдруг все изменяется. К высоким дверям подходят нарядно одетые люди…
- Ребята? Вы хотели бы посмотреть, что происходит за этими дверями?
Ответы детей.
- Тогда давайте продолжим нашу игру. А в любой игре есть свои правила. И правила нашей игры – это правила поведения в театре.
Демонстрация слайда <Приложение 2>:
- Как вы думаете, что лучше одеть, если вы собрались посетить театр?
Перед каждым учеником лежит раздаточный материал в виде карточек со словами <Приложение 7>. Дети выбирают нарядные, праздничные костюмы и платья.
Педагог:
- Итак, первое правило – приходи в театр нарядным.
- В холодное время года в зрительный зал нельзя заходить в верхней одежде. Нужно пойти в гардероб и раздеться. Гардероб – это не очень знакомое слово. Кто из вас знает, что оно обозначает?
Ответы детей.
- Гардероб – это место в общественных зданиях для хранения верхней одежды.
- Вот следующее правило – верхнюю одежду оставь в театральном гардеробе.
Педагог:
- Театральный спектакль может иметь два или даже три действия. Между действиями бывает антракт. Вот еще новое слово.
- Антракт – это короткий перерыв. Во время антракта актеры отдыхают, переодеваются. На сцене меняются декорации. А зрители в это время обмениваются впечатлениями, отдыхают или идут в буфет перекусить.
- Познакомьтесь с еще одним правилом – во время спектакля будь внимателен. Не мешай своим соседям. А во время антракта отдыхай.
- Сейчас ребята старшей группы подведут итог услышанному.
Учащиеся из старшей учебной группы в стихотворной форме напоминают детям правила поведения в театре:
Ученик 1
В классе куплены билеты,
Нарядно зрители одеты.
Культурно иди по залу.
Не опоздай к началу.
Ученик 2
Проходя на свое место,
К людям повернись лицом.
И скажи: “Прошу прощенья”,
Будешь просто молодцом.
Ученик 3
Нужно сесть и не болтать
На спектакле детям.
И артистам не мешать,
И своим соседям.
Ученик 4
Вот спектакль позади.
Будет некрасиво
Сразу к выходу идти,
Не сказав спасибо.
После спектакля немножко
Актерам похлопай в ладошки.
Ученик 5
Сломя голову бежать
В гардероб не надо.
В очередь там нужно встать
Уж такой порядок.
Педагог:
- Все запомнили правила? Теперь нам надо определиться в какой театр мы пойдем.
- Вот перед вами театр кукол.На экране слайд <Приложение 3>. Он зародился много веков назад. Бродячие кукольники ходили из города в город и давали представления. Самой любимой народной куклой был Петрушка.
Ученик из старшей группы надевает куклу на руку.
- “Здравствуйте, это я – Петрушка”.
Педагогом и учеником из старшей группы разыгрывается маленькая сценка:
- Я пришел не один.
- Я медведя поймал!
- Так веди сюда.
- Не идет.
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает”.
Педагог:
- Не забудьте поблагодарить артистов аплодисментами.
- А сейчас поговорим о театре теней. На экране слайд <Приложение 4>. Ему тоже много лет.Сценой такого театра служит ширма, за ширмой устанавливают лампу, которая освещает актеров, тень падает на экран и происходит действие.
Учащиеся старшей группы показывают несколько фигур.
Педагог:
- Следующий вид театрального искусства – опера. На экране слайд <Приложение 5>. Это где артисты поют. Музыку пишет композитор, слова – драматург. Музыка раскрывает характер героев. В опере обязательно играет оркестр, спектаклем управляет дирижер.
Педагог показывает учащимся с помощью домашнего кинотеатра небольшой фрагмент оперы.
- А сейчас у нас антракт.
Педагог организует с учащимися физкультминутку:
- Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.
- Руки в стороны развел, видно ключик не нашел.
- Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
Педагог:
- Ребята! Смотрите, а вот драматический театр и здесь актеры люди. На экране слайд <Приложение 6>. .Давайте посмотрим, чем они там занимаются. Согласны? Но для этого нам надо приобрести билеты.
Педагог проводит с учащимися дидактическую игру “Касса”.
Цель игры: дать учащимся представление о кассе, развивать воображение.
Ход игры: педагог кассир продает билеты из кассы (декорации и оборудование – ширма с окошком, нарисованные деньги и билеты <Приложение 8>, <Приложение 9>). На билетах номер ряда и место. Учащимся заранее раздаются деньги 500 рублей и 1000 рублей. Стоимость билета - 500 рублей. Все в порядке очереди приобретают билеты. Проходят на заранее приготовленные пронумерованные ряды и занимают свои места.
Ученические парты убираются.
Педагог:
- Ну что же, ребята, мы с вами в театре и сейчас нас приглашают старшеклассники посмотреть сказку “Теремок”.
- А пока артисты готовятся, обратите внимание, какие красивые декорации сделаны для того, чтобы нам было интересней смотреть. Декорации делают художники, спектакль ставит режиссер, а показывают его нам актеры.
- Теперь внимание! Представление начинается.
Учащиеся смотрят постановку сказки “Теремок”.
Педагог:
- Понравилось сказка или нет, мы узнаем из ваших аплодисментов. Спасибо артистам!
3. Заключительный этап. Подведение итогов.
Педагог:
- В заключение мы подведем итоги урока. Перед вами “чудо-дерево”, оно украшено яблоками, цветами. Зелеными и желтыми листочками.
- Сейчас каждый из вас должен сорвать предмет, который, по вашему мнению, характеризует сегодняшний урок. Если занятие прошло плодотворно, и вы узнали много нового и интересного, активно работали в течение урока – то сорвите яблоко, если занятие просто понравилось и вы получили положительные эмоции – цветок, если занятие так себе – зеленый лист, если очень плохое и вы бездействовали – желтый лист.
Учащиеся срывают с “чудо-дерева” предметы <Приложение 10>.
Педагог:
- Из того, что осталось на дереве, делаем выводы.
Учащиеся по желанию озвучивают собственные выводы.
Итоговый контроль педагога (возможные вопросы):
- Что нового вы сегодня узнали?
- С какими новыми словами познакомились?
- Что понравилось?
- О чем расскажите дома?
Педагог:
- Наше учебное занятие подошло к концу. И как бывает в театре в антракте все идут отдыхать или в буфет.
Литература
- Культура общения. 2 кл. Воронеж 2003.
- Развивающее образование: теория, опыт, мнение. Липецк. 2007.
- “Энциклопедический словарь юного зрителя. М. 1989.
- Кожохина С.К. “Путешествие в мир искусства”. М. Сфера. 2002.
- Черкасов Н. “В театре и в кино”. М. Детская литература. 1961.
- Кункова В.В. Учитель начальных классов.
- Михайлова А.Я. Давайте поиграем//Начальная школа. 1995. №3.
- Интернет-ресурсы.