Формирование культуры общения детей младшего дошкольного возраста посредством использования метода проектов

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность

Необходимо всегда помнить, что существуют незабываемые нормы поведения, культура общения, правила общежития людей, без которых человечество не может существовать или может пойти по очень жёсткому пути развития. Эти нормы и правила составляют основу нравственного воспитания, которое необходимо начинать в раннем детстве.

Создание благоприятных условий для формирования основных нравственных чувств и представлений, элементарных навыков нравственного поведения должно быть приоритетной задачей воспитания.

Но, в настоящее время, на первый план выдвигаются физическое здоровье и развитие познавательной сферы ребёнка, а нравственным аспектам уделяется значительно меньше внимания. Из практики известно, что дошкольники слабо владеют проявлением вежливости и если имеют первоначальные знания, то не всегда их используют.

Авторская позиция

Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно реализовать цель,

достичь прогнозируемого результата, что приводит к снижению интереса к познанию. Поэтому необходимо повышать мотивацию к процессу приобретения знаний детьми, использовать поисковую деятельность для решения проблемных ситуаций, так как “…дети любят искать, сами находить. В этом их сила…” (А.Эйнштейн).

“Метод проектов”, разработанный американским педагогом Джоном Дьюри “предусматривает определённую последовательность в организации обучения детей, исходным принципом которого является способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения”.

Опыт, который ребёнок приобретает самостоятельно в интересной и значимой для него деятельности, должен стать “движущей силой”, от которой зависит направление дальнейшего развития личности и поможет понять необходимость социального приспособления людей друг другу. В образовательной деятельности с детьми необходимо использовать такие и методы и приёмы, в которых нравственная сторона не решается до конца. В ситуации выбора, ребёнок, используя личный опыт, решает, как поступят сказочные персонажи. Осознание морально-этических норм способствует решением детьми проблемных ситуаций, оканчивающихся вопросами: “Кто поступил правильно?”, “Как поступил бы ты?”

Оригинальность

У детей воспитывается желание и умение проникнуть в мир чувств другого человека, понять, что движет его поступками. Развивается толерантность, способность к совместным действиям и умению общаться с другими людьми на основе морали, доброты, сочувствия, но, так же, дети учатся мыслить, осознавать свои интересы, ставить цель и подбирать средства для её достижения, принимать решения и нести ответственность за них, оценивать последствия, что стимулирует внутреннее развитие.

Это и есть составляющие интеллектуального развития ребёнка, главный результат которого – развитие способности к дальнейшему образованию в целом.

Система работы

по формирование культуры общения детей младшего дошкольного возраста посредством использования “метода проектов”

Задачи.

1. Познакомить детей с элементарными правилами вежливости, повседневным этикетом, нормами поведения в обществе, семье.

2. Развивать умение ставить цель и подбирать средства для её достижения; правильно мыслить, выбирать линию своего поведения и общения со сверстниками и со взрослыми и оценивать последствия, стимулировать внутреннее развитие, самостоятельно принимать решение и поступать в соответствии с нормами нравственности, речевую активность.

3. Воспитывать сдержанность, умение не отвечать раздражением на раздражение других, работать над своим характером и развивать положительные качества.

Необходимые условия
для осуществления педагогического процесса

1. Благоприятный психологический климат в группе.

2. Создание ситуации успеха для каждого ребёнка с учётом индивидуальных особенностей.

3. Позиция сотрудничества педагога с ребёнком как с равным партнёром.

Педагогический процесс

1.Осуществляется в непосредственной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет

(2-ая младшая группа) 1 раз в месяц фронтально или по подгруппам.

2. В образовательном процессе каждый ребёнок принимает добровольное участие в деятельности, свободно располагается и передвигается, что позволяет робкому ребёнку спокойно наблюдать за происходящим и, пор желанию, включаться в игру.

3. Длительность деятельности 10–15 минут.

4. Диагностика по формированию культуры общения прослеживается 3 раза в год (сентябрь, январь, май).

Этапы непосредственной образовательной деятельности

1. Моделирование игровой ситуации.

2. Введение в проблему.

3. Поэтапное решение проблемы (поисковая деятельность).

4. Презентация.

Диагностика формирования культуры общения

Задачи.

1. Формирование устойчивого интереса к познанию правил личной гигиены, выполнению культурно-игиенических процессов, удовлетворённость результатами индивидуальных и совместных действий.

2. Стимулировать проявление признаков внеситуативно-познавательного общения со сверстниками и взрослыми, активизировать желание искать пути разрешения проблемных ситуаций.

3. Развивать интерес к творческим проявлениям в игре, игровому общению, активность и самостоятельность познания, проявление элементов творческой инициативы.

4. Воспитывать умение радостно и доброжелательно общаться со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни

Уровни знаний детей

Высокий: с удовольствием выполняет культурно – гигиенические навыки, радуется своей самостоятельности, не допускает ошибок, уверен в своих действиях. Использует общепринятые формы этикета. В играх отражает разные сюжеты, легко осваивает способы ролевого поведения, называет свою роль, обращается к сверстникам по имени игрового персонажа, меняет интонацию, принимает и решает игровую ситуацию, охотно вступает в игровые действия. Быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих.

Средний: проявляет интерес к правилам личной гигиены, знает назначение, алгоритм действий, но в процессе допускает незначительные ошибки, не всегда уверен в своих действиях. В играх использует предметы – заместители, но не проявляет творчества. Охотно включается в игры, организованными взрослыми или детьми, но контакты с детьми непродолжительны, наблюдаются отдельные негативные реакции. Преобладают индивидуальные игры. Слабо реагирует на обращение ко всем детям, понимает речь обращённую только к нему. Знает стихи, песни, но исполняет только по просьбе.

Низкий: испытывает затруднения в назывании правил личной гигиены, путается в последовательности действий, ждёт помощи взрослых. Не принимает игровую задачу. Игровые действия однообразны, быстро прекращаются и начинаются новые. Запоминает короткие стихи, песенки, но не готов повторить по просьбе. Проявляет негативное отношение к окружающим, не использует формы вежливого обращения.

Презентация

Приложение