Актуальность
Необходимо всегда помнить, что существуют незабываемые нормы поведения, культура общения, правила общежития людей, без которых человечество не может существовать или может пойти по очень жёсткому пути развития. Эти нормы и правила составляют основу нравственного воспитания, которое необходимо начинать в раннем детстве.
Создание благоприятных условий для формирования основных нравственных чувств и представлений, элементарных навыков нравственного поведения должно быть приоритетной задачей воспитания.
Но, в настоящее время, на первый план выдвигаются физическое здоровье и развитие познавательной сферы ребёнка, а нравственным аспектам уделяется значительно меньше внимания. Из практики известно, что дошкольники слабо владеют проявлением вежливости и если имеют первоначальные знания, то не всегда их используют.
Авторская позиция
Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно реализовать цель,
достичь прогнозируемого результата, что приводит к снижению интереса к познанию. Поэтому необходимо повышать мотивацию к процессу приобретения знаний детьми, использовать поисковую деятельность для решения проблемных ситуаций, так как “…дети любят искать, сами находить. В этом их сила…” (А.Эйнштейн).
“Метод проектов”, разработанный американским педагогом Джоном Дьюри “предусматривает определённую последовательность в организации обучения детей, исходным принципом которого является способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения”.
Опыт, который ребёнок приобретает самостоятельно в интересной и значимой для него деятельности, должен стать “движущей силой”, от которой зависит направление дальнейшего развития личности и поможет понять необходимость социального приспособления людей друг другу. В образовательной деятельности с детьми необходимо использовать такие и методы и приёмы, в которых нравственная сторона не решается до конца. В ситуации выбора, ребёнок, используя личный опыт, решает, как поступят сказочные персонажи. Осознание морально-этических норм способствует решением детьми проблемных ситуаций, оканчивающихся вопросами: “Кто поступил правильно?”, “Как поступил бы ты?”
Оригинальность
У детей воспитывается желание и умение проникнуть в мир чувств другого человека, понять, что движет его поступками. Развивается толерантность, способность к совместным действиям и умению общаться с другими людьми на основе морали, доброты, сочувствия, но, так же, дети учатся мыслить, осознавать свои интересы, ставить цель и подбирать средства для её достижения, принимать решения и нести ответственность за них, оценивать последствия, что стимулирует внутреннее развитие.
Это и есть составляющие интеллектуального развития ребёнка, главный результат которого – развитие способности к дальнейшему образованию в целом.
Система работы
по формирование культуры общения детей младшего дошкольного возраста посредством использования “метода проектов”
Задачи.
1. Познакомить детей с элементарными правилами вежливости, повседневным этикетом, нормами поведения в обществе, семье.
2. Развивать умение ставить цель и подбирать средства для её достижения; правильно мыслить, выбирать линию своего поведения и общения со сверстниками и со взрослыми и оценивать последствия, стимулировать внутреннее развитие, самостоятельно принимать решение и поступать в соответствии с нормами нравственности, речевую активность.
3. Воспитывать сдержанность, умение не отвечать раздражением на раздражение других, работать над своим характером и развивать положительные качества.
Необходимые условия
для осуществления педагогического процесса
1. Благоприятный психологический климат в группе.
2. Создание ситуации успеха для каждого ребёнка с учётом индивидуальных особенностей.
3. Позиция сотрудничества педагога с ребёнком как с равным партнёром.
Педагогический процесс
1.Осуществляется в непосредственной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет
(2-ая младшая группа) 1 раз в месяц фронтально или по подгруппам.
2. В образовательном процессе каждый ребёнок принимает добровольное участие в деятельности, свободно располагается и передвигается, что позволяет робкому ребёнку спокойно наблюдать за происходящим и, пор желанию, включаться в игру.
3. Длительность деятельности 10–15 минут.
4. Диагностика по формированию культуры общения прослеживается 3 раза в год (сентябрь, январь, май).
Этапы непосредственной образовательной деятельности
1. Моделирование игровой ситуации.
2. Введение в проблему.
3. Поэтапное решение проблемы (поисковая деятельность).
4. Презентация.
Диагностика формирования культуры общения
Задачи.
1. Формирование устойчивого интереса к познанию правил личной гигиены, выполнению культурно-игиенических процессов, удовлетворённость результатами индивидуальных и совместных действий.
2. Стимулировать проявление признаков внеситуативно-познавательного общения со сверстниками и взрослыми, активизировать желание искать пути разрешения проблемных ситуаций.
3. Развивать интерес к творческим проявлениям в игре, игровому общению, активность и самостоятельность познания, проявление элементов творческой инициативы.
4. Воспитывать умение радостно и доброжелательно общаться со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни
Уровни знаний детей
Высокий: с удовольствием выполняет культурно – гигиенические навыки, радуется своей самостоятельности, не допускает ошибок, уверен в своих действиях. Использует общепринятые формы этикета. В играх отражает разные сюжеты, легко осваивает способы ролевого поведения, называет свою роль, обращается к сверстникам по имени игрового персонажа, меняет интонацию, принимает и решает игровую ситуацию, охотно вступает в игровые действия. Быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих.
Средний: проявляет интерес к правилам личной гигиены, знает назначение, алгоритм действий, но в процессе допускает незначительные ошибки, не всегда уверен в своих действиях. В играх использует предметы – заместители, но не проявляет творчества. Охотно включается в игры, организованными взрослыми или детьми, но контакты с детьми непродолжительны, наблюдаются отдельные негативные реакции. Преобладают индивидуальные игры. Слабо реагирует на обращение ко всем детям, понимает речь обращённую только к нему. Знает стихи, песни, но исполняет только по просьбе.
Низкий: испытывает затруднения в назывании правил личной гигиены, путается в последовательности действий, ждёт помощи взрослых. Не принимает игровую задачу. Игровые действия однообразны, быстро прекращаются и начинаются новые. Запоминает короткие стихи, песенки, но не готов повторить по просьбе. Проявляет негативное отношение к окружающим, не использует формы вежливого обращения.