Нравственная коллизия в рассказе Л.Н. Толстого "Прыжок"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Уметь выделить события, систему событий составляющих основу произведения.
  2. Научить жанровые особенности рассказа (реальность происшествия).
  3. Вырабатывать умение обнаруживать в тексте чувства и мотивы, которые движут поступками героев.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого. Иллюстрации: Парусник. Обезьяна. Рисунки детей. Деформированный текст. План. Слова. Завязка. Развязка. Кульминация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим,
И тихонечко сидим

II. Проверка домашнего задания.

1 группа - из детских рисунков составить диафильм.

2 группа - работа в парах (чтение по ролям).

З группа - восстановление событий.

III. Сообщение темы урока.

IV. Краткая вступительная беседа.

На иллюстрации изображен большой корабль-парусник служивший основным средством дальних морских плаваний, в то время палуба такого корабля делалась из твердых как камень пород дерева, мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. высота 3-5 этажного дома. На мачтах - перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями. Плавание продолжалось долго и если случалось паруснику побывать в жарких странах команда нередко добывала себе обезьянку - веселого и шаловливого зверька, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту.

V. Работа над текстом.

Выразительное перечитывание рассказа.

- Почему малыш залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу надела и живо взобралась на мачту а все стали смеяться).

- Случайно ли это было или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, желание испытать себя или покрасоваться, сделать все по-своему?

- Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации? (Обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком, ведь он был сыном капитана, а его подчиненные над ним смеялись).

- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Отношение окружающих изменилось когда все поняли, что мальчику назад не вернуться, он может просто разбиться).

Выборочное чтение.

- Как находчивость капитана спасла мальчика? Прочитайте.

- Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он переживал слишком сильное потрясение, очень испугался за сына).

Рассказы детей.

- Когда вы переживали за мальчика?

- Проследите как менялись чувства мальчика

- Что руководило его поступками? (Гордость, безрассудство, стыд, глупость, досада, неосторожность, смелость, страх).

VI. Деление рассказа на части.

- Cколько частей в рассказе?

- Прочитайте текст к каждому кадру диафильма

- Одинаковое ли настроение в этих частях?

- Найдите в рассказе завязку, кульминацию, развязку.

VII. Обобщение.

- Что переживал капитан?

- Кто главные герои рассказа?

- Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне? (Она не главный герой она только причина случившегося).

- Какова роль матросов?

- Почему рассказ назван прыжок?

- Почему автор выбрал для рассказа именно этот эпизод долгого кругосветного плаванья?

VIII. Дома. Пересказ от имени мальчика.

IX. Итог.

Приложения