Цели.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого. Иллюстрации: Парусник. Обезьяна. Рисунки детей. Деформированный текст. План. Слова. Завязка. Развязка. Кульминация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим,
И тихонечко сидим
II. Проверка домашнего задания.
1 группа - из детских рисунков составить диафильм.
2 группа - работа в парах (чтение по ролям).
З группа - восстановление событий.
III. Сообщение темы урока.
IV. Краткая вступительная беседа.
На иллюстрации изображен большой корабль-парусник служивший основным средством дальних морских плаваний, в то время палуба такого корабля делалась из твердых как камень пород дерева, мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. высота 3-5 этажного дома. На мачтах - перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями. Плавание продолжалось долго и если случалось паруснику побывать в жарких странах команда нередко добывала себе обезьянку - веселого и шаловливого зверька, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту.
V. Работа над текстом.
Выразительное перечитывание рассказа.
- Почему малыш залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу надела и живо взобралась на мачту а все стали смеяться).
- Случайно ли это было или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, желание испытать себя или покрасоваться, сделать все по-своему?
- Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации? (Обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком, ведь он был сыном капитана, а его подчиненные над ним смеялись).
- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Отношение окружающих изменилось когда все поняли, что мальчику назад не вернуться, он может просто разбиться).
Выборочное чтение.
- Как находчивость капитана спасла мальчика? Прочитайте.
- Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он переживал слишком сильное потрясение, очень испугался за сына).
Рассказы детей.
- Когда вы переживали за мальчика?
- Проследите как менялись чувства мальчика
- Что руководило его поступками? (Гордость, безрассудство, стыд, глупость, досада, неосторожность, смелость, страх).
VI. Деление рассказа на части.
- Cколько частей в рассказе?
- Прочитайте текст к каждому кадру диафильма
- Одинаковое ли настроение в этих частях?
- Найдите в рассказе завязку, кульминацию, развязку.
VII. Обобщение.
- Что переживал капитан?
- Кто главные герои рассказа?
- Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне? (Она не главный герой она только причина случившегося).
- Какова роль матросов?
- Почему рассказ назван прыжок?
- Почему автор выбрал для рассказа именно этот эпизод долгого кругосветного плаванья?
VIII. Дома. Пересказ от имени мальчика.
IX. Итог.