Цель урока: обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по истории Древнего мира.
Задачи:
обучающие: проверить знания учащихся по предмету, умение работать с картами, понятиями;
развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся;
воспитательные: развивать интерес к предмету, используя игровые технологии.
Тип урока: игра.
Формы работы учащихся – индивидуальная, работа в парах, коллективная в игровой форме
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Структура и ход урока
1. Организационный момент
Учитель озвучивает тему, цели урока.
Вступительное слово учителя:
“Вот и закончилось наше путешествие по древнему миру. Вы познакомились с жизнью первобытных людей, с египетскими фараонами и финикийскими мореходами, индийскими отшельниками, греческими ораторами и римскими полководцами
То, что создано тысячи лет назад, постоянно нас окружает в повседневной жизни. Слова: цивилизация, республика, политика, театр, музей, школа, педагог - всем нам хорошо известны. А ведь пришли они все к нам из древнего мира. Основы наук и искусств, всей современной культуры заложены в древности. О достижениях древних людей, которые доказали огромнейшее влияние на все последующее развитие человечества, можно говорить часами. Но пришла пора проверить уровень Ваших знаний, которые Вы получили на уроках истории и при выполнении домашних заданий.
Деление класса на команды.
Учащиеся делятся на три команды: “Тутанхамон”, “Прометей” и “Цезарь”
На доске записывает названия команд, рядом - баллы, полученные в ходе игры
Игра начинается.
1 тур. Разминка
Блиц-турнир
Озвучиваются вопросы, демонстрируемые на интерактивной доске.
Вопросы команде “Тутанхамон”:
1. Какое самое высокое сооружение древности Вы знаете?
2. В какой стране был изобретен древнейший алфавит?
3. На какой горе жил Зевс?
4. Когда в Древней Греции никто не воевал?
5. Как вулкан помог людям?
Вопросы команде “Прометей”:
1. Как звали знаменитого фараона завоевателя, войска которого дошли на севере до реки Евфрат?
2. В какой библиотеке были несгораемые книги?
3. В какой стране были изобретены цифры, которыми мы пользуемся?
4. Бог виноделия в древней Греции?
5. На каком языке говорили древние римляне?
Вопросы команде “Цезарь”:
1. Как звали могущественного царя, правившего в Междуречье, который приказал высечь на каменном столбе законы?
2. Как древние греки называли сваю родину?
3. В какой стране впервые стали пить из фарфоровых чашек и писать на бумаге?
4. Какова длина марафонского бега?
5. Неверный друг Цезаря, один из его убийц?
2 тур. Работа с исторической картой
Задание команде “Тутанхамон”: описать по карте ход завоеваний Александра Македонского, отметить покоренные им страны.
Задание команде “Прометей”: описать по карте ход Греко-Персидских войн, отметить основные места сражений.
Задание команде “Цезарь”: описать по карте ход восстания рабов под предводительством Спартака 74-71 гг. до н.э.
3 тур. Домашнее задание
Проверка опережающего задания: подготовка инсценировок мифов Древней Греции и Древнего Рима.
4 тур. “Эрудиты”
Задание команде “Тутанхамон”:
Греки были умерены в еде и питье. Они вино чистым не пили, разбавляли его водой Пьянство осуждали. Для кого из действующих лиц поэмы Гомера вино имело роковое и необратимое последствие?
Задание команде “Прометей”:
Согласно легенде, братья-близнецы, сыновья бога войны, поссорились между собой. Вспомните, из-за чего произошла эта ссора? Где она произошла? К чему привела? В каком году, по легенде, это было?
Задание команде “Цезарь”:
Он подошел к пограничной реке и со словами: “Жребий брошен” - переправился через нее. О ком идет речь? К чему в истории Рима привела?
5 тур. Конкурс капитанов
1. Шарада: Первый слог - деталь автомобиля, освещающая дорогу; второй -местоимение; целое слово - правитель Египта в древности.
2. Шарада: Первый слог - морское животное; второй - междометие; целое слово - родина фарфора.
3. Шарада: первый слог означает “народ” в переводе с греческого, второй ело - прибор для укладки волос. Целое слово - знаменитый оратор Древней Греции.
6 тур. Хронологический
Команды получают одинаковые карточки с заданиями: сопоставить события и даты. Побеждает та команда, которая первой дает правильный ответ.
События: Основание Рима, постройка пирамид Хеопса в Египте, первые Олимпийские игры, Троянская война, Марафонская битва, завоевания фараона Тутмоса, восстание Спартака.
Даты: около 1200 года до н.э., 776 год до н.э., 490 год до н.э., около 1500 года до н.э., 74-71 годы до н.э., около 2600 года до н.э., 753 год до н.э.
7 тур. “Заморочки из бочки”
Задания для всех команд. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.
Как возникли и что означают следующие крылатые выражения:
• “Ахиллесова пята”
• “Танталовы муки”
• “Авгиевы конюшни”
• “Высечь море”
• “Ткань Пенелопы”
• “Ганнибалова клятва”
• “И ты, Брут”
• “Сизифов труд”
Подведение итогов игры. Награждение.
Литература
1. ВигасинА.А., Годер Г.И., Свенцицкая И. С. “История древнего мира: учебник. для 5 класса общеобразовательных учреждений” М., “Просвещение”, 2012.
2. Годер Г.И. История. 5 класс, Рабочие тетради №1 и №2, Москва "Просвещение". 2011.
3. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И. С. Свенцицкой “История Древнего мира. 5 класс”/ К.В. Волкова. – М.: Экзамен, 2006.
4. Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: Книга для учителя / Общая редакция подсерии “История” и составление сборника А.Ю. Головатенко. - М.: Первое сентября, 1999.
5. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. Просвещение, 1988.