Урок-игра "Что мы узнали, изучая историю Древнего мира"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по истории Древнего мира.

Задачи:

обучающие: проверить знания учащихся по предмету, умение работать с картами, понятиями;

развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся;

воспитательные: развивать интерес к предмету, используя игровые технологии.

Тип урока: игра.

Формы работы учащихся – индивидуальная, работа в парах, коллективная в игровой форме

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Структура и ход урока

1. Организационный момент

Учитель озвучивает тему, цели урока.

Вступительное слово учителя:

“Вот и закончилось наше путешествие по древнему миру. Вы познакомились с жизнью первобытных людей, с египетскими фараонами и финикийскими мореходами, индийскими отшельниками, греческими ораторами и римскими полководцами

То, что создано тысячи лет назад, постоянно нас окружает в повседневной жизни. Слова: цивилизация, республика, политика, театр, музей, школа, педагог - всем нам хорошо известны. А ведь пришли они все к нам из древнего мира. Основы наук и искусств, всей современной культуры заложены в древности. О достижениях древних людей, которые доказали огромнейшее влияние на все последующее развитие человечества, можно говорить часами. Но пришла пора проверить уровень Ваших знаний, которые Вы получили на уроках истории и при выполнении домашних заданий.

Деление класса на команды.

Учащиеся делятся на три команды: “Тутанхамон”, “Прометей” и “Цезарь”

На доске записывает названия команд, рядом - баллы, полученные в ходе игры

Игра начинается.

1 тур. Разминка

Блиц-турнир

Озвучиваются вопросы, демонстрируемые на интерактивной доске.

Вопросы команде “Тутанхамон”:

1. Какое самое высокое сооружение древности Вы знаете?

2. В какой стране был изобретен древнейший алфавит?

3. На какой горе жил Зевс?

4. Когда в Древней Греции никто не воевал?

5. Как вулкан помог людям?

Вопросы команде “Прометей”:

1. Как звали знаменитого фараона завоевателя, войска которого дошли на севере до реки Евфрат?

2. В какой библиотеке были несгораемые книги?

3. В какой стране были изобретены цифры, которыми мы пользуемся?

4. Бог виноделия в древней Греции?

5. На каком языке говорили древние римляне?

Вопросы команде “Цезарь”:

1. Как звали могущественного царя, правившего в Междуречье, который приказал высечь на каменном столбе законы?

2. Как древние греки называли сваю родину?

3. В какой стране впервые стали пить из фарфоровых чашек и писать на бумаге?

4. Какова длина марафонского бега?

5. Неверный друг Цезаря, один из его убийц?

2 тур. Работа с исторической картой

Задание команде “Тутанхамон”: описать по карте ход завоеваний Александра Македонского, отметить покоренные им страны.

Задание команде “Прометей”: описать по карте ход Греко-Персидских войн, отметить основные места сражений.

Задание команде “Цезарь”: описать по карте ход восстания рабов под предводительством Спартака 74-71 гг. до н.э.

3 тур. Домашнее задание

Проверка опережающего задания: подготовка инсценировок мифов Древней Греции и Древнего Рима.

4 тур. “Эрудиты”

Задание команде “Тутанхамон”:

Греки были умерены в еде и питье. Они вино чистым не пили, разбавляли его водой Пьянство осуждали. Для кого из действующих лиц поэмы Гомера вино имело роковое и необратимое последствие?

Задание команде “Прометей”:

Согласно легенде, братья-близнецы, сыновья бога войны, поссорились между собой. Вспомните, из-за чего произошла эта ссора? Где она произошла? К чему привела? В каком году, по легенде, это было?

Задание команде “Цезарь”:

Он подошел к пограничной реке и со словами: “Жребий брошен” - переправился через нее. О ком идет речь? К чему в истории Рима привела?

5 тур. Конкурс капитанов

1. Шарада: Первый слог - деталь автомобиля, освещающая дорогу; второй -местоимение; целое слово - правитель Египта в древности.

2. Шарада: Первый слог - морское животное; второй - междометие; целое слово - родина фарфора.

3. Шарада: первый слог означает “народ” в переводе с греческого, второй ело - прибор для укладки волос. Целое слово - знаменитый оратор Древней Греции.

6 тур. Хронологический

Команды получают одинаковые карточки с заданиями: сопоставить события и даты. Побеждает та команда, которая первой дает правильный ответ.

События: Основание Рима, постройка пирамид Хеопса в Египте, первые Олимпийские игры, Троянская война, Марафонская битва, завоевания фараона Тутмоса, восстание Спартака.

Даты: около 1200 года до н.э., 776 год до н.э., 490 год до н.э., около 1500 года до н.э., 74-71 годы до н.э., около 2600 года до н.э., 753 год до н.э.

7 тур. “Заморочки из бочки”

Задания для всех команд. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.

Как возникли и что означают следующие крылатые выражения:

• “Ахиллесова пята”

• “Танталовы муки”

• “Авгиевы конюшни”

• “Высечь море”

• “Ткань Пенелопы”

• “Ганнибалова клятва”

• “И ты, Брут”

• “Сизифов труд”

Подведение итогов игры. Награждение.

Литература

1. ВигасинА.А., Годер Г.И., Свенцицкая И. С. “История древнего мира: учебник. для 5 класса общеобразовательных учреждений” М., “Просвещение”, 2012.

2. Годер Г.И. История. 5 класс, Рабочие тетради №1 и №2, Москва "Просвещение". 2011.

3. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И. С. Свенцицкой “История Древнего мира. 5 класс”/ К.В. Волкова. – М.: Экзамен, 2006.

4. Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: Книга для учителя / Общая редакция подсерии “История” и составление сборника А.Ю. Головатенко. - М.: Первое сентября, 1999.

5. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. Просвещение, 1988.