Советское изобразительное искусство в первой половине 60-х годов XX века

Разделы: МХК и ИЗО


Тип урока: урок нового материала.

Форма урока: урок-диалог.

Цель урока: выявить основные идеи изобразительного искусства СССР на примере знакомства с произведениями, создан­ными художниками в 60-е годы ХХ века (период «оттепели»).

Задачи урока:

  • обсудить, актуальны ли идеалы 60-х годов ХХ века для современного че­ловека и общества;
  • развивать навыки диалогического общения: между учениками, между учителем и учеником, между учеником и произведением;
  • развивать способности к анализу;
  • развивать коммуникативные компетенции обучающихся.

Проблема:

– Искусство должно быть понятно народу.
ИЛИ
– Искусство должно быть понято народом.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя: В центре изучения культуры каждого хронологического периода находится человек с его представлениями о мире и своем месте в мироздании; его творческая деятельность.

Вспомните знаковые события периода «оттепели».
? А что происходило в изобразительном искусстве…

– Что было традиционным в живописи этого периода.
– Какие новые творческие направления в искусстве появились в Советском Союзе в 60-е годы ХХ века.
– Актуальны ли идеалы 60-х годов ХХ века для современного че­ловека и общества.

II. Изучение нового материала

1. Направления в изобразительном искусстве первой половины 60-х годов ХХ века (Презентация).

 «Суровый стиль»

Смотрим иллюстрации картин В. Попкова, П. Никонова, Н. Андронова.

Отвечаем на вопросы: 

– Какие чувства вызывает у Вас эта картина?
– Что, по Вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова её главная мысль?
– Как бы Вы назвали эту картину?

В искусстве периода хрущевской «оттепели» зародилось новое направление – «Суровый стиль». Произведения «сурового стиля» были своеобразной реакцией на помпезные и елейно-умилительные работы прежних лет. А так же их создание было связано со стремлением авторов сказать о жизненных реалиях откровенно, прямо, порою жестко. Одним из знаковых произведений этого течения стали «Строители Братска» Виктора Попкова.
Это мог быть герой подчеркнуто интеллектуальный, оказавшийся в условиях суровой действительности, глубоко психологический, как у братьев Александра и Петра Смолиных в «Полярниках», или герой-тип, в изображении которого индивидуальное частично уступает место общему – Павел Никонов «Наши будни».

Реализм

Смотрим иллюстрации картин Ю. Пименова, Т. Яблонской, Е. Моисеенко.

Отвечаем на вопросы:

– Какие чувства вызывает у Вас эта картина?
– Что, по Вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной?
– Как бы Вы назвали эту картину?
– Особенности сюжета картины. Поиск ответа на вопрос: донес ли автор свой замысел до зрителя?

Принципы реализма:

Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа.
Конкретность.  Изображение действительности.

В определенной степени изменилась специфика изображения исторических тем. Весьма значительную роль в историческом жанре сыграли полотна Евсея Моисеенко. Художник – психолог, исследователь, он стремился к глубинной передаче событий. Человек и его судьба — в центре многих его произведений: «Красные пришли», «Товарищи», «Комиссар», «Черешня», «Речь», «Песня».

Направление «Новая реальность»

Смотрим иллюстрации картин Э. Белютина, Т. Воловик, Д. Краснопевцева, Рабичева.

Отвечаем на вопросы:

– Какие чувства вызывает у Вас эта картина?
– Что, по Вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной?
– Особенности сюжета картины. Поиск ответа на вопрос: донес ли автор свой замысел до зрителя?
– Как бы Вы назвали эту картину?

Дмитрия Краснопевцева называют мастером философского натюрморта, работавшим в стиле «метафизической вещественности». Спокойная холодная цветовая гамма, приглушенные цвета, нейтральные, чуть загадочные сюжеты. «Героями» картин Дмитрия Краснопевцева были преимущественно бытовая утварь и природные материалы: причудливые кувшины, миски, тарелки, нередко сплетенные в единый ансамбль, ветки, цветы, камни, морские раковины. Что их объединяет — гармония и только гармония.

Владимир Яковлев (1934–1998) при жизни приобрел репутацию «советского юродивого», в буквальном смысле «сумасшедшего гения», безусловно, талантливого и самобытного художника. Как Бетховен своей жизнью доказал, что талант композитора позволяет творить, будучи глухим, так и художник Яковлев создавал шедевры изобразительного искусства практически слепым — истинный талант способен преодолеть физическую немощь. Тяжелый недуг надолго погрузил художника в воображаемый мир. Остались отраженными на холстах искреннее внутреннее видение художника, экспрессия в чистом виде. Особенно это прослеживается в жизнерадостных примитивистских портретах и натюрмортах.

Место Анатолия Зверева (1931–1986) в русской послевоенной живописи: «первый русский экспрессионист XX века и посредник между ранним и поздним авангардом», «Русский Ван Гог», что в какой-то степени способно охарактеризовать творческое направление, которое развивал мастер в своей живописи.

Успехом для этих художников считались верность свободе и собственному пути, творческая независимость, неконтролируемые государством выставки на международной художественной сцене, включенность в общемировой ход современного искусства. Здесь тоже были свои способы художественного образования – это «студия Э. Белютина» и «частная школа В. Ситникова».

«Лианозовская группа»

Смотрим иллюстрации картин О.Рабина и В. Немухина, Е. Рухина.

Отвечаем на вопросы:

– Какие чувства вызывает у Вас эта картина?
– Что, по Вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной?
– Особенности сюжета картины. Поиск ответа на вопрос: донес ли автор свой замысел до зрителя?
– Как бы Вы назвали эту картину?

Оскар Рабин считается одним из основателей «барачной школы» — нонконформистского направления, подчеркивающего нищету и безысходность советского быта. Он – легендарная фигура московского художественного андеграунда 1960–1970х годов. Именно он был одним из лидеров «Лианозовской группы». Именно он входил в число организаторов «бульдозерной выставки» 1974 года. В пейзажах — разрушенные лачуги, в натюрмортах — «джентльменский набор» пьяниц. Грязные стаканы, вобла, ящики, а рядом — обрывки газет с советскими лозунгами, убеждающими в скором наступлении всеобщего благополучия. Сюжеты Рабина очень часто сводятся к подчеркиванию глубокого противоречия между «витриной» «социализма по-русски» и его истинной сутью.

Работая в сфере "неофициального искусства", Немухин Владимир завоевал известность своими полотнами, где свободная, размашистая манера абстрактной живописи в духе ташизма постоянно сочетается с центральным мотивом карточной колоды как символа "вечной игры", предопределяющей ход бытия.

Сквозным мотивом немухинской живописи раз и навсегда стала метафора «Жизнь — игра», многократно воспроизводимая им в смысловом взаимодействии различных игральных карт.

Фирменным живописным и графическим приемом Владимира Немухина стало изображение игральных карт, ситуаций и композиций. Фигуративные элементы (карты, делающие стиль очень узнаваемым) в сочетании с абстрактными экспериментами и экспрессионизмом, смешанная техника, использование художественной аппликации — вот сложный в определенной степени новаторский коктейль, замешанный в творчестве художника.

Среди основных направлений, в которых работал художник Евгений Рухин, принято отмечать русский мистицизм и символизм. Его картины довольно разноплановы, но их нередко выдают особая композиционность и манера письма. Это серые, коричневые, грязножелтые цвета, свободный мазок, абстракции.

В раннем творчестве Рухина доминировали пейзажные композиции, выполненные в необычной цветовой гамме. В поздних работах чувствуется сильное влияние символизма, там живут загадочные цифры и знаки.

Он принимал активное участие в противостоянии «другого искусства» и власти. В частности, отмечено его участие в печально известной «бульдозерной выставке».

Радость жизни в картинах мастера встречается редко, там царят напряженные интонации и мрачноватые загадки. Объектами композиционных натюрмортов Рухина часто выступали инструменты. Полотно «Пассатижи» – типичный пример символизма в творческом мировоззрении художника.

Художники, официально не признаваемые, в глазах общественности становились героями своеобразного подполья. Не случайно их творчество получило название нонконформизм или советский андеграунд.

Основой всех этих инициатив была ориентация на интернациональный контекст современного искусства — активное сопротивление изоляционизму советской культуры. Неофициальное искусство советских времен не ставило перед собой никаких политических задач и не пыталось стать политической оппозицией неофициальному искусству. Речь шла не об отрицании, а о преобразовании традиционных ценностей.

Творческое движение художников-нонконформистов, представителей «другого» (неофициального) искусства — это особое явление в русском искусстве.

Деятели политического нонконформизма (Оскар Рабин, Владимир Немухин, Евгений Рухин), деятели «мирного» нонконформизма (Анатолий Зверев, Владимир Яковлев, Дмитрий Краснопевцев).

III. Работа в группе

  • Рассмотреть  и определить, к какому направлению («суровый стиль», соцреализм, «Новая реальность», «Лианозовская группа») относится каждая картина (слайды 17-19).
  • Проанализировать картины  (слайды 17-19) по алгоритму.

Алгоритм анализа произведения живописи

(Автор – А. Мелик-Пашаев)

Условием работы по данному алгоритму является тот факт, что первоначально название картины не должно быть известно тем, кто выполняет работу.

  • Как бы Вы назвали эту картину?
  • Какие чувства вызывает у Вас эта картина?
  • Что, по Вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова её главная мысль, «зачем» он её написал?
  • Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?
  • Жанровая принадлежность.
  • Особенности сюжета картины. Поиск ответа на вопрос: донес ли автор свой замысел до зрителя?
  • Особенности композиции картины.
  • Основные средства художественного образа: колорит, рисунок, фактура, светотень, манера письма.
  • Какое впечатление оказало это произведение искусства на ваши чувства и настроение?
  • Какие ассоциации вызывает художественный образ и почему?

IV. Подведение итогов:  Как сочетается социалистический реализм с другими стилями: авангардом второй волны, с живописью Новой реальности, экспрессионизмом и др.

V. Домашнее задание:Создать презентацию по теме «Изобразительное искусство в СССР в 60-годы».