Тип проекта: исследовательский монопредметный средней продолжительности; осуществляется учащимися 7б класса.
Характеристика:
- Доминирующая деятельность: исследовательская;
- Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний).
- Характер координации проекта: непосредственный.
- Характер контактов среди участников школы: 6-7 классы.
Количество участников: 3 ученика.
Продолжительность: с ноября 2011 года по апрель 2012 года.
Общая цель: изучение многообразия птиц в районе нашей школы и эффективности их привлечения с помощью кормушек.
Цели образовательные и воспитательные:
Формирование у детей способности к самостоятельной мыслительной и практической деятельности; развитие коммуникативных, исследовательских умений; вовлечение каждого участника проекта в активный познавательный процесс; воспитание у детей любви к окружающей природе.
Основные задачи:
Формирование умения работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие критического мышления, умения осуществлять и аргументировать выбор, предусматривать последствия данного выбора, умения действовать самостоятельно; приобщение к полезной деятельности.
Возраст учащихся: 13 лет.
Режим работы: 36 часов.
Материально-техническое оснащение:
Аудиозаписи голосов птиц; определитель птиц (Рябинцев, 2001 год); набор карточек с изображением птиц для экскурсионных занятий, бинокль, полевые блокноты, часы.
Планируемые результаты работы над проектом:
Провести классный час с показом презентаций о
птицах;
Провести викторины о птицах в 7 классах;
Подготовить выставку литературного творчества,
посвящённую зимующим птицам;
Выполнить схему микрорайона нашей школы с
указанием источников кормовой базы для птиц.
Этапы реализации проекта
Название этапа. |
Содержание работы. |
Время выполнения. |
Подготовительный. | 1. Определение подтем исследования. 2. Выделение предполагаемых направлений работы. 3. Составление графика наблюдений. 4. Разработка критериев оценки результатов выполнения проекта. |
Ноябрь (2 неделя) – 2 часа. |
Начальный. | 1. Предварительное знакомство с
методами наблюдения. 2. Определение проблемы и задач исследования (использование метода « круглого стола»). 3. Выдвижение гипотез и способов их решения. 4. Обсуждение методов исследования. 5. Распределение работы между участниками группового проекта. 6. Начало работы по сбору информации. |
Ноябрь (3-4 неделя) – 10 часов. |
Основной. | Продолжение работы по сбору информации.
Самостоятельная деятельность учащихся по
реализации проекта, групповая форма. 1.
Составление схемы района исследования. 1. Систематизация и анализ полученных данных. |
Декабрь, январь, февраль 10 часов. Февраль. |
Заключительный этап. | Представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, доклады). Презентация проекта. Рефлексия. | Март. |
Этапы работы:
1. Теоретический. Цель: Расширение знаний о зимующих птицах. На этом этапе мы изучали особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде.
2. Практический. Изготовление и развешивание кормушек, заготовка корма для птиц. На этом этапе нам помогали родители. Они активно с девочками конструировали кормушки, использовали при этом: пластиковые бутылки, тетра паки от сока, картонные коробки от новогодних подарков и многое другое.
Кроме этого приготовили кормовую смесь из: пшена, перловой крупы, пшеницы, плоды рябины, овса, семечек подсолнуха и корма для волнистых попугайчиков, а также добавление белого хлеба и свиного несолёного сала.
3. Творческий. Цель: Вовлечение в работу своих сверстников. На этом этапе мы оформили газету, провели викторину среди обучающихся 2-3 классов «Кто лучше знает птиц», круглый стол среди обучающихся 7б класса «Как зимой помочь птицам», конкурс чтецов стихов о птицах, конкурс рисунков о птицах, экологический КВН «Птичьи разговоры».
4. Наблюдения
Цель: Вести календарь наблюдений за птицами.
Заключение
В ходе реализации проекта мы сделали выводы: в окрестности нашей школы зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы. Сытой птице мороз не страшен. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
Тематический план работы
Месяц. |
Тема |
Содержание |
Октябрь. |
Орнитологическая экскурсия. |
Наблюдение за жизнью птиц в нашей местности. Проведение викторины «Кто знает лучше птиц». Знакомство с орнитологами и экологами биологического факультета Университета. |
Ноябрь. |
Круглый стол «Как помочь зимой птицам». |
Изготовление и развешивание кормушек, заготовка корма, заготовка кормовой смеси. |
Декабрь. |
Акция «Покормите птиц зимой». |
Оказание возможной помощи пернатым друзьям. Дневник наблюдения. |
Январь. |
Акция «Покормите птиц зимой». |
Оказание возможной помощи птицам. |
Февраль. |
Акция «Покормите птиц зимой». |
Оказание помощи птицам. |
Март. |
КВН «Птичьи разговоры». |
Сказки, стихи, песни о птицах. Рисунки. |
Апрель. |
Презентация «Птицы – наши друзья». |
Обработка информации, выступление в классе. |
Сценарий праздника КВН «Птицы – наши лучшие друзья»
Для игры необходимо подготовить листы ватмана, фломастеры или маркеры, подготовить песню, которая соответствовала бы теме КВН. Заранее оформить карточки – задания и «судейский протокол игры». Из обучающихся 6-7 классов формируется 2 команды. Каждая команда придумывает себе название и девиз, выбирает капитана.
Задачи:
- Закрепить знания обучающихся о птицах: диких, домашних, зимующих, перелётных.
- Умение их различать, группировать, устанавливать причинно – следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение.
- Воспитывать у обучающихся бережное отношение к птицам.
Задания для КВН
1. Разминка
Командам предлагается ответить на 10 вопросов. За каждый правильный ответ они получают 0,5 балла.
- Какие птицы не садятся ни на землю, ни на деревья, хотя и летают? (Стрижи)
- Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)
- Строят ли наши птицы в дальних странах гнёзда? (Нет)
- Какие птицы прилетают к нам самыми первыми? (Грачи, скворцы)
- Какие птицы прилетают позже всех и раньше всех улетают на юг? (Ласточки)
- Каких хищных птиц вы знаете? (Орёл, ястреб, беркут, скопа)
- Где ночуют белые куропатки? (В снегу)
- Когда выводит своих птенцов клёст? (В феврале)
- Какая птица называется фамилией великого русского писателя? (Гоголь)
- Чем и как питается фламинго? (Планктоном, процеживая воду клювом)
- Откуда плывёт утка? (От берега)
- Чем питаются аисты? (Рыбой, лягушками, насекомыми)
- Издают ли звуки аисты? (Нет, только весной трещат клювами)
- Какая птица может измерять температуру клювом? (Австралийские сорные куры измеряют температуру внутри гнезда клювом)
- Какая птица поёт хвостом? (Бекас)
- Что делают маленькие птички, когда видят сову? (Собираются в стаю и поднимают крик)
- Почему весной скворцы и галки садятся на лошадей, коров, овец? (Птицы выщипывают из животных шерсть для постройки гнёзд)
- Какие птичьи тайны открывает листопад? (Хорошо видны гнёзда пернатых)
- Дышит ли цыплёнок в гнезде? (Да)
- Что птицам страшнее зимой – голод или холод? (Голод)
2. Нарисовать за 3 минуты плакат «Мои соседи по планете»
Участие принимают все члены команды. За это задание максимум 6 баллов.
3. Подготовить за 4 минуты стихотворение «Птицы наши…»
Участие принимают все члены команды. За это задание максимум 4 балла.
4. Музыкальный конкурс
Выполнение домашнего задания. Спеть песню о птицах и обыграть её. В постановке должны участвовать все члены команды. Песню можно петь под караоке, проиграть на пианино или гитаре. За это задание максимум 5 баллов. В этом конкурсе проявилась фантазия участников. Одна команда обыгрывала песню «Грачи прилетели», другая команда обыграла песню « Аист на крыше». Было очень интересно.
5. Викторина
«Деревья» и «Птицы». Капитанам команд раздаются распечатанные карточки с изображением птицы и дерева. За 2 минуты командам необходимо назвать как можно больше деревьев и птиц. За каждый верный ответ команде присуждается 1 балл.
6. Ассоциации
Называется растение, по ассоциации необходимо назвать похожую птицу и объяснить свой выбор. Максимум за конкурс – 3 балла.
Кактус | Крапива |
Пальма | Лиана |
Росянка | Репейник |
7. Конкурс капитанов
1) Кто это?
На спину одного из капитанов прикрепляют изображение птицы. Он задаёт вопросы, на которые другой капитан может отвечать только да или нет. За каждое угаданное изображение 2 балла.
2) Анаграммы – названия цветов и птиц.
Капитанам по жребию раздаются распечатанные карточки. За каждый верный ответ 1 балл.
Пример:
Шар + кома (ромашка)
Воин + чудак (одуванчик)
Идол + слуга (гладиолус)
Дека + зубан (незабудка)
Вино + пшик (шиповник)
Вой + село (соловей)
Корова + нож (жаворонок)
Пена + лик (пеликан)
Овал + камин (малиновка)
Боль + астра (альбатрос).
Игра проходит в очень хорошем настроении. Учащиеся с удовольствием играют в КВН. Незаметно проходит время. Подведение итогов. В жюри сидят учащиеся 9 класса.
Судейский протокол игры «Птицы – наши лучшие друзья»
Конкурс |
Команда |
Команда |
Разминка | ||
Плакат | ||
Стихотворение | ||
Музыкальный конкурс | ||
Викторина | ||
Ассоциации | ||
Кто это? | ||
Анаграммы | ||
Итог. |
Жюри объявляет итог игры.
Литература:
- Кравчук П.А. Географический калейдоскоп. К.: Наукова думка, 1988.
- Мальчевский А.С., Голованова Э.Н., Пукинский Ю.Б. Птицы перед микрофоном и фотоаппаратом. Л.: Из – во ЛГУ, 1972.
- Рахманов А.И. Птицы – наши друзья. М.: Росагропромиздат, 1989.
- Храбрый В.М. Школьный атлас – определитель птиц. М.: Просвещение, 1988.