Игры знакомы каждому с детства. В процессе игры
развиваются способности человека, раскрываются
его возможности и создаются условия для обмена
информацией. Игровая форма проведения
внеклассного мероприятия всегда приносит
творческое удовлетворение всем его участникам,
способствует развитию навыков межличностного
общения.
Данное внеклассное мероприятие разработано для
учащихся 6-8 классов. Ее содержание позволит
углубить и обобщить знания учащихся в области
зоологии. С ее помощью можно развить интерес и
познавательную активность учащихся. В ней
участвуют 2 команды по 5 человек в каждом.
Остальные учащиеся помогают оформить зал, вести
подсчет очков и выступают вводной части игры.
Цели:
- Образовательные: расширить знания учащихся о многообразии, значении птиц в природе и в жизни человека.
- Развивающие: развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся; умение работать с дополнительной литературой, составлять план и содержание выступлений.
- Воспитательные: прививать учащимся навыки бережного отношения к птицам, способствовать эстетическому воспитанию учащихся.
Оборудование: таблицы: «Птицы леса», «Дневные птицы», «Ночные птицы», перья различных птиц.
Использованная литература:
- Брем А. «Жизнь животных», Москва, «ЭКСМО»,2004.
- Красная книга Республики Татарстан, Казань «Природа», «Стар», 1995.
- Калецкий А.А. «Калейдоскоп натуралиста», «Лесная промышленность», Москва, 1976.
- Красная книга Российской Федерации
Страница первая: «Кто они такие?»
Ведущий. Сегодня наш вечер посвящен птицам. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий. Легенд, примет, поговорок так или иначе связано с пернатыми.
1-й ученик. Вспомните русские пословицы и загадки:
- Метил в тетерю, а угодил в сук.
- Счастье – вольная птица, где захотела, там и села.
- где ворона не летала, а к ястребу в когти попала.
- Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает. (Птица)
2-й ученик. Птиц на Земле много – около 9 тыс. видов. Раздел зоологии, изучающий пернатых, называется орнитологией. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц. Не случайно некоторые их виды имели культовое значение. Уже в палеолите, древнем каменном веке, неизвестные ваятели изображали гусей, сов. Рябчиков, уток, чаек, а в неолите – новом каменном веке – этот список пополнили беркуты. Вороны. Глухари, журавли. Еще в каменном веке европейцы приручили гусей, а жители Юго-Восточной Азии и Индии – кур. А соколиная охота? Она существует с седой древности.
3-й ученик. Любопытно, что в истоках народной музыки можно найти пение птиц. Венгерский исследователь П.Секе – основатель нового направления – орнитомузыки
4-й ученик. Птицы очень различаются по внешнему виду, размерам. Самая крупная из современных птиц – африканский страус, его высота достигает 2,7 м, вес около 70-90 кг. А самая маленькая птичка – колибри размером не больше шмеля. Есть птицы. Летающие выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не поднимаются в воздух. Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Третьи – в пустыне или в горах. Однако всех их объединяет то, что они имеют перьевой покров, за что их часто называют пернатыми.
5-й ученик. Кто лучше всех поет? Традиционно считается, что самые красивые песни поет соловей, всем известная птичка невзрачный буровато-серой окраски, принадлежащая к семейству дроздовых, представители которого – замечательные певцы. Соловей поет всю ночь от зари до зари, а первое время после начала пения та4к4же и днем. Его песни богаты разнообразными звуками: нежные мелодичные фразы сменяются громкими резкими свистами и щелканьями. Если у соловья и есть соперник по части вокала, то это, несомненно, дрозд-отшельник, чья похожая на звук флейты песня разносится по северным лесам.
6-й ученик. У африканского страуса самые крупные на свете яйца – до 1,5 кг весом. Самцы сидят на яйцах ночью. Более невзрачные, менее заметные самки принимают вахту днем. У нанду, казуаров и эму насиживание – дело только самцов, которые при этом зачастую почти не двигаются с места 40 дней, лишь изредка отлучаясь за пищей. После вылупления птенцов о них продолжает заботиться самец.
7-й ученик. На сегодняшний день по крайней мере 100 видов птиц насчитывают менее чем по 2000 особей. В особенно угрожающем положении находятся островные виды. На Гавайях живет около 15 видов птиц, вообще находящихся под угрозой исчезновения. Есть виды, находящиеся у последней черты, например белоклювый королевский дятел.
Страница вторая: «Давайте поиграем»
Приглашаются заранее сформированные 2 команды из VI-VIII классов. Конкурсы проводит специально подготовленный ученик – ведущий.
Конкурс: «Продолжи примету»
- Сова кричит … (на холод).
- Синичка с утра начинает пищать … (жди мороза).
- Курица на одной ноге стоит … (к стуже).
- Воробьи в пыли купаются … (к дождю).
- Жаворонки сидят, надувшись … (к холоду).
- Чибисы с вечера кричат … (к ясной погоде).
- Утки разыгрались … (к дождю).
- Грачи летом «пасутся в траве … (скоро будет дождь).
- Галки на вечер собираются гурьбой и кричат … (к ясной погоде).
Конкурс: «Третий – лишний»
- Дятел – жаворонок – соловей. (Лишняя птица – дятел, так как является оседлой, а соловей и жаворонок – перелетным.)
- Канюк – скопа – филин. (Лишний филин – хищная ночная птица отряда сов, а канюк и скопа – дневные хищники.)
- Скворец – синица – иволга. (Лишняя иволга, так как она не встречается в культурных ландшафтах.)
- Гуси – утки – журавли.
- Грач – скворец – синица.
- Скопа – неясыть – серая сова.
Конкурс: «Пословицы и поговорки»
Команды по очереди называют пословицы и поговорки, в которых говорится о птицах. Побеждает тот, кто называет последнюю.
Конкурс: «Песни о птицах»
Каждая команда поет хором по одному куплету песни о птицах. Побеждают те. Кто исполнил больше песен.
Конкурс: «Угадай птицу»
Команды должны угадать птицу по описанию.
1. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пестренькие. Вверху на крыльях – белая полоска. Под шейкой большое черное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Так кто это? (Воробей)
2. Головка в черной шапочке, на шее и на груди длинный черный галстук, спинка, крылья и хвост – темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. (Синица)
3. Похожа эта птица на небольшого ястреба, величиной поменьше галки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей, и вся в темных пестринках. Гнезда не вьет, яйцо у нее похоже на яйца многих птиц. (Кукушка)
4. Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке – ярко-красное пятно, а на серых крыльях – белые пятнышки и полоски. Весь пестрый. Летает за ним много крылатых нахлебников. (Дятел)
Игра «Драчливые петушки» (вне конкурса):
На полу мелом чертится два круга диаметром 1-1,5 м. «Петушки» встают в круг, захватывают правой рукой свою левую ногу (или наоборот) и пытаются вытолкать соперника за пределы круга.
Конкурс: «Чье перо»
Чем покрыто тело птицы? Перьями. И у каждой птицы они разные, отличные от других – у кого-то яркие, у кого-то тусклые, у кого-то пестрые. Можете ли вы сказать по одному перышку, какая это птица? По одному представителю из команды. Вот вам перья (по 5 перьев разных птиц). У каждого упавшего перышка – своя история: у кого-то кошка вырвала, кто-то «потерял», прихорашиваясь, кто-то в драке потерял…
Конкурс «Блиц-вопросы»:
Вопросы для первой команды:
1. Какую птицу в народе называют воровкой и
почему? (Сорока)
2. Какая птица выдалбливает себе клювом гнездо? (Дятел)
3. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег (Тетерев,
рябчик)
4. Что находится внутри яйца птицы? (Белок,
желток)
5. К названию великой русской реки добавить одну
букву и получится название перелетной птицы (Иволга)
6. Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на юге? (Нет)
7. Когда сова охотиться за добычей и чем она
питается? (Ночью, мышами)
Какую птицу в народе называют «святой»? (Клест)
8. Назовите птиц, которые пьют и едят в воздухе (Стрижи,
ласточки)
9. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
10. Назвать самую большую птицу в мире (Африканский
страус)
11. Назвать самую маленькую птицу наших лесов (Королек)
Вопросы для второй команды:
1. В пестром наряде ходит, как на параде часов не
имеет, а время разумеет (Петух)
2. Назвать 5 перелетных птиц (Стриж, соловей,
грач, скворец, ласточка)
3. Во что превратились передние конечности у птиц?
(В крылья)
4. Есть ли зубы у птиц? (Нет)
5. Какая птица носит название каши? (Овсянка)
6. Трудное время для птиц? (Зима)
7. Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо
птицы)
8. В названии какой птицы сорок «а»? (Сорока)
9. Какие птицы прилетают к нам весной первыми? (Грачи)
10. Какие птицы утратили способность к полету? (Пингвины,
страусы)
11. Назвать самую большую летающую птицу (Дрофа)
Конкурс: «Кто больше»
Приглашаются по одному представителю от каждой команды, которые называют как можно больше изображений птиц и соответствующие им силуэты в воздухе по рисунку. Побеждает тот, кто назовет больше.
Пока команды заняты, мы проведем шуточную мини-викторину:
- Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушином)
- Петух снес яйцо, кому достанется оно? (Петухи яиц не несут)
- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)
- От чего гусь плавает? (От берега)
- Почему птицы летают? (По воздуху)
- Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвертый)
- Какой город носит название птицы? (Орел)
- Отчего петух, когда поет, глаза закрывает? (Хочет показать, что поет наизусть)
Конкурс: «Они нуждаются в нашей защите»
Целью конкурса является назвать как можно больше птиц занесенных в «Красную книгу РТ» и РФ.
Ведущий:
Не разоряйте птичьего гнезда, –
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора;
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья Песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.
(К.Кулиев)
– Ребята, присмотритесь внимательнее к жизни птиц в природе, и сколько тайн вам откроется! Ведь без пернатых каким скучным был бы мир! Давайте же вместе скажем: «Да здравствуют птицы!»
Подводятся итоги, награждается
команда-победительница.
Также подводятся итоги и награждение за конкурс
рисунков учащихся о птицах (конкурс был объявлен
заранее).