Внеклассное мероприятие "День птиц"

Разделы: Внеклассная работа


Игры знакомы каждому с детства. В процессе игры развиваются способности человека, раскрываются его возможности и создаются условия для обмена информацией. Игровая форма проведения внеклассного мероприятия всегда приносит творческое удовлетворение всем его участникам, способствует развитию навыков межличностного общения.
Данное внеклассное мероприятие разработано для учащихся 6-8 классов. Ее содержание позволит углубить и обобщить знания учащихся в области зоологии. С ее помощью можно развить интерес и познавательную активность учащихся. В ней участвуют 2 команды по 5 человек в каждом. Остальные учащиеся помогают оформить зал, вести подсчет очков и выступают  вводной части игры.

Цели:

  • Образовательные: расширить знания учащихся о многообразии, значении птиц в природе и в жизни человека.
  • Развивающие: развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся; умение работать с дополнительной литературой, составлять план и содержание выступлений.
  • Воспитательные: прививать учащимся навыки бережного отношения к птицам, способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование: таблицы: «Птицы леса», «Дневные птицы»,  «Ночные птицы», перья различных птиц.

Использованная литература:

  1. Брем А. «Жизнь животных», Москва, «ЭКСМО»,2004.
  2. Красная книга Республики Татарстан, Казань «Природа», «Стар», 1995.
  3. Калецкий А.А. «Калейдоскоп натуралиста», «Лесная промышленность», Москва, 1976.
  4. Красная книга Российской Федерации

Страница первая: «Кто они такие?»

Ведущий. Сегодня наш вечер посвящен птицам. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий. Легенд, примет, поговорок так или иначе связано с пернатыми.

1-й ученик. Вспомните русские пословицы и загадки:

  • Метил в тетерю, а угодил в сук.
  • Счастье – вольная птица, где захотела, там и села.
  • где ворона не летала, а к ястребу в когти попала.
  • Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает. (Птица)

2-й ученик. Птиц на Земле много – около 9 тыс. видов. Раздел зоологии, изучающий пернатых, называется орнитологией. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц. Не случайно некоторые их виды имели культовое значение. Уже в палеолите, древнем каменном веке, неизвестные ваятели изображали гусей, сов. Рябчиков, уток, чаек, а в неолите – новом каменном веке – этот список пополнили беркуты. Вороны. Глухари, журавли. Еще в каменном веке европейцы приручили гусей, а жители Юго-Восточной Азии и Индии – кур. А соколиная охота? Она существует с седой древности.

3-й ученик. Любопытно, что в истоках народной музыки можно найти пение птиц. Венгерский исследователь П.Секе – основатель нового направления – орнитомузыки

4-й ученик. Птицы очень различаются  по внешнему виду, размерам. Самая крупная из современных птиц –  африканский страус, его высота достигает 2,7 м, вес около 70-90 кг. А самая маленькая птичка – колибри размером не больше шмеля. Есть птицы. Летающие выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не поднимаются в воздух. Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Третьи – в пустыне или в горах. Однако всех их объединяет то, что они имеют перьевой покров, за что их часто называют пернатыми.

5-й ученик. Кто лучше всех поет? Традиционно считается, что самые красивые песни поет соловей, всем известная птичка невзрачный буровато-серой окраски, принадлежащая к семейству дроздовых, представители которого – замечательные певцы. Соловей поет всю ночь от зари до зари, а первое время после начала пения та4к4же и днем. Его песни богаты разнообразными звуками: нежные мелодичные фразы сменяются громкими резкими свистами и щелканьями. Если у соловья и есть соперник по части вокала, то это, несомненно, дрозд-отшельник, чья похожая на звук флейты песня разносится по северным лесам.

6-й ученик. У африканского страуса самые крупные на свете яйца – до 1,5 кг весом. Самцы сидят на яйцах ночью. Более невзрачные, менее заметные самки принимают вахту днем. У нанду, казуаров и эму насиживание – дело только самцов, которые при этом зачастую почти не двигаются с места 40 дней, лишь изредка отлучаясь за пищей. После вылупления птенцов о них продолжает заботиться самец.

7-й  ученик. На сегодняшний день по крайней мере 100 видов птиц насчитывают менее чем по 2000 особей. В особенно угрожающем положении находятся островные виды. На Гавайях живет около 15 видов птиц, вообще находящихся под угрозой исчезновения. Есть виды, находящиеся у последней черты, например белоклювый королевский дятел.

Страница вторая: «Давайте поиграем»

Приглашаются заранее сформированные 2 команды из VI-VIII классов. Конкурсы проводит специально подготовленный ученик – ведущий.

Конкурс: «Продолжи примету»

  • Сова кричит … (на холод).
  • Синичка с утра начинает пищать … (жди мороза).
  • Курица на одной ноге стоит … (к стуже).
  • Воробьи в пыли купаются … (к дождю).
  • Жаворонки сидят, надувшись … (к холоду).
  • Чибисы с вечера кричат … (к ясной погоде).
  • Утки разыгрались … (к дождю).
  • Грачи летом «пасутся в траве … (скоро будет дождь).
  • Галки на вечер собираются гурьбой и кричат … (к ясной погоде).

Конкурс: «Третий – лишний»

  • Дятел – жаворонок  – соловей. (Лишняя птица – дятел, так как является оседлой, а соловей и жаворонок – перелетным.)
  • Канюк – скопа – филин. (Лишний филин  – хищная ночная птица отряда сов, а канюк и скопа  –  дневные хищники.)
  • Скворец  – синица – иволга. (Лишняя иволга, так как она не встречается в культурных ландшафтах.)
  • Гуси – утки – журавли.
  • Грач – скворец – синица.
  • Скопа – неясыть – серая сова.

Конкурс: «Пословицы и поговорки»

Команды по очереди называют пословицы и поговорки, в которых говорится о птицах. Побеждает тот, кто называет последнюю.

Конкурс: «Песни о птицах»

Каждая команда поет хором по одному куплету песни о птицах. Побеждают те. Кто исполнил больше песен.

Конкурс: «Угадай птицу»

Команды должны угадать птицу по описанию.

1. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пестренькие. Вверху на крыльях – белая полоска. Под шейкой большое черное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Так кто это? (Воробей)

2. Головка в черной шапочке, на шее и на груди длинный черный галстук, спинка, крылья и хвост – темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. (Синица)

3. Похожа эта птица на небольшого ястреба, величиной поменьше галки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей, и вся в темных пестринках. Гнезда не вьет, яйцо у нее похоже на яйца многих птиц. (Кукушка)

4. Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке – ярко-красное пятно, а на серых крыльях – белые пятнышки и полоски. Весь пестрый. Летает за ним много крылатых нахлебников. (Дятел)

Игра «Драчливые петушки» (вне конкурса):

На полу мелом чертится два круга диаметром 1-1,5 м. «Петушки» встают в круг, захватывают правой рукой свою левую ногу (или наоборот) и пытаются  вытолкать соперника за пределы круга.

Конкурс: «Чье перо»

Чем покрыто тело птицы? Перьями. И у каждой птицы они разные, отличные от других – у кого-то яркие, у кого-то тусклые, у кого-то пестрые. Можете ли вы сказать по одному перышку, какая это птица? По одному представителю из команды. Вот вам перья (по 5 перьев разных птиц). У каждого упавшего перышка – своя история: у кого-то кошка вырвала, кто-то «потерял», прихорашиваясь, кто-то в драке потерял…

Конкурс «Блиц-вопросы»:

Вопросы для первой команды:

1. Какую птицу в народе называют воровкой и почему? (Сорока)
2. Какая птица выдалбливает себе клювом гнездо? (Дятел)
3. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег (Тетерев, рябчик)
4. Что находится внутри яйца птицы? (Белок, желток)
5. К названию великой русской реки добавить одну букву и получится название перелетной птицы (Иволга)
6. Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на юге? (Нет)
7. Когда сова охотиться за добычей и чем она питается? (Ночью, мышами)
Какую птицу в народе называют «святой»? (Клест)
8. Назовите птиц, которые пьют и едят в воздухе (Стрижи, ласточки)
9. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
10. Назвать самую большую птицу в мире (Африканский страус)
11. Назвать самую маленькую птицу наших лесов (Королек)

Вопросы для второй команды:

1. В пестром наряде ходит, как на параде часов не имеет, а время разумеет (Петух)
2. Назвать 5 перелетных птиц (Стриж, соловей, грач, скворец, ласточка)
3. Во что превратились передние конечности у птиц? (В крылья)
4. Есть ли зубы у птиц? (Нет)
5. Какая птица носит название каши? (Овсянка)
6. Трудное время для птиц? (Зима)
7. Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо птицы)
8. В названии какой птицы сорок «а»? (Сорока)
9. Какие птицы прилетают к нам весной первыми? (Грачи)
10. Какие птицы утратили способность к полету? (Пингвины, страусы)
11. Назвать самую большую летающую птицу (Дрофа)

Конкурс: «Кто больше»

Приглашаются по одному представителю от каждой команды, которые называют как можно больше изображений птиц и соответствующие им  силуэты в воздухе по рисунку. Побеждает тот, кто назовет больше.

Пока команды заняты, мы проведем шуточную мини-викторину:

  • Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушином)
  • Петух снес яйцо, кому достанется оно? (Петухи яиц не несут)
  • Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)
  • От чего гусь плавает? (От берега)
  • Почему птицы летают? (По воздуху)
  • Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвертый)
  • Какой город носит название птицы? (Орел)
  • Отчего петух, когда поет, глаза закрывает? (Хочет показать, что поет наизусть)

Конкурс: «Они нуждаются в нашей защите»

Целью конкурса является назвать как можно больше птиц занесенных в «Красную книгу РТ» и РФ.

Ведущий:

Не разоряйте птичьего гнезда, –
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора;
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья Песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.

(К.Кулиев)

– Ребята, присмотритесь внимательнее к жизни птиц в природе, и сколько тайн вам откроется! Ведь без пернатых каким скучным был бы мир! Давайте же вместе скажем: «Да здравствуют птицы!»

Подводятся итоги, награждается команда-победительница.
Также подводятся итоги и награждение за конкурс рисунков учащихся о птицах (конкурс был объявлен заранее).