Цели:
- развитие фонематического слуха, звуко-слогового анализа и синтеза;
- формирование мыслительных процессов в ходе выполнения задания;
- формирование первоначального навыка чтения открытых слогов, умение составлять слова.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(Зал празднично украшен, на стене картинки, буквы, шары. Дети под музыку входят в зал).
Логопед: НЕ высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами – волшебная дверь в страну …АБВГДейку. Мы встретимся со многими буквами, и не только с ними, прочитаем веселые стихи, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры-забавы.
Это кто стоит грустит?
У кого там кислый вид?
Эй, ребята, не зевай,
Песню дружно запевай.
(Исполняется куплет из песни В. Шаинского и Э. Успенского «АБВГДейка», с незначительными изменениями в тексте. См.:Песни-картинки. Вып. 19, М., Л., Советский композитор, 1981 г.)
Вот вам стол, а вот скамейка,
Взяли в руки карандаш.
Это – АБВГДейка,
В детский сад приходит наш.
Припев:
АБВГДейка, АБВГДейка –
Это учеба и игра.
АБВГДейка, АБВГДейка –
Азбуку детям знать пора!
Азбуку детям знать пора!
Логопед: А теперь в путь!
(Дети проходят через дверь – ширму, над которой прикреплены буквы АБВГД, и оказываются в другой половине зала. Дети надевают шапочки-буквы. Логопед – шляпу и длинную темную накидку, на которой с одной стороны написано – ПИШИ, с другой – ЧИТАЙ.)
Логопед: Эта страна не простая, а волшебная. И главный волшебник здесь – я. Меня зовут Пиши-Читай, а вы – буквы.
Ну-ка, буквы, АБВ,
Расскажите о себе.
Буква «А»:
«А» – начало алфавита,
Тем она и знаменита,
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Буква «Б»:
Баран букварь купил себе,
Он изучал его.
Однако кроме буквы «Бэ-э»,
Не знает ничего.
Буква «В»:
Вот буква «В» явилась к вам,
Красивая, витая,
Как будто крендель испекли,
Гостей поджидая.
Пиши-Читай. Куклы тоже решили изучать буквы. Давайте посмотрим, как это у них получится.
Проводится инсценировка «Урок» (сл. М.
Ивеньсон, муз. Т. Потапенко, см.: Музыка в детском
саду. Вып. З. М.. Музыка, 1981 г.)
Выходят девочки-куклы, садятся на ковер, перед
собой кладут раскрытые Буквари.
Все:
С букварем уселись куклы
На лугу, на траве.
Дружно куклы учат буквы…
Куклы: (грозят ветру пальцем)
А, Бэ, Вэ, А, Бэ, Вэ…
Ты нам, ветер, не мешай
И страницы не листай, –
Ты буквы не прочтешь,
Только всех собьешь.
Ребенок-«утенок» вперевалочку идет мимо сидящих кукол, доходит до середины, останавливается, «щиплет» букварь.
Все:
Подошел утенок важно,
Подошел…
Утенок: Кря-кря-кря!
Все:
И давай щипать бумажный
Корешок букваря.
Куклы («грозят» утенку пальцем)
Ты, утенок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай,
Не «кря-кря-кря»…
Утенок: А как?
Куклы: А, Бэ, Вэ – вот так!
Утенок уходит. Появляется коза, она чеканя шаг, доходит до середины сидящих кукол.
Все:
Подошла, стуча копытцем,
К ним коза…
Куклы: Что тебе?
Коза:
Я коза, хочу учиться,
Бе-бе-бе, бе-бе-бе!
Куклы: («грозят» козе пальцем):
Ты, коза, нам не мешай,
Кукол с толку не сбивай.
Не «бе-бе-бе»!
Коза: А как?
Куклы: А, Бэ, Вэ – вот так.
Коза уходит. Ее сменяет теленок, он медленно «тяжелым» шагом подходит к куклам.
Все:
А потом пристал теленок,
Замычал…
Теленок:
Му-му-му!
Я теленок не смышленый,
Ничего я не пойму.
Куклы:
Ты, теленок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай,
НЕ «му-му»…
Теленок: А как?
Куклы: А, Бэ, Вэ – вот так!
Теленок уходит. Куклы (под музыку) встают, кокетливо кланяются и убегают.
Пиши-Читай: А что нам расскажут буквы «С» и «Ш»?
Буква «С»:
Полумесяц в небе темном
Буквой «С» повис над домом.
Буква «Ш»:
Посмотри на букву «Ш» –
Буква очень хороша.
Буквы предлагают поиграть в игру: заканчивать чистоговорки.
Буква «С» Дети
Са-са-са … На носу сидит оса…
Сы-сы-сы … Не боимся мы осы
Су-су-су … Прогоняем мы осу.
Буква «Ш» Дети
Ши-ши-ши… Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше… Это утка в камыше.
Ша-ша-ша… Выходи из камыша.
Пиши-Читай предлагает расставить четыре елочки по «росту», начиная с самой большой. На каждой елочке прикреплена буква. Дети расставляют елочки – получается слово «игра».
Пиши-Читай:
Все, внимание, детвора,
Начинается игра.
Дети становятся в круг, в правой руке – шнур, концы которого связаны. См.: Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей (Под ред. В. И. Селиверстова 3 – е изд. М.: Просвещение, 1984 г.)
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели (идут налево)
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом (идут по кругу сначала медленно, затем быстрее и, наконец, бегут)
Два раза пробежав по кругу, поворачиваются в другую сторону, перехватывают шнур левой рукой и бегом делают еще два круга.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра!
Постепенно замедляют темп, останавливаются. Выходят буквы Д, К, Р, Ш, Т. Предлагают разгадать ребусы
Пиши-Читай: Буквы Д, К, Р, Ш, Т исполняют «Веселые частушки» (Слова А. Шибаева. См.: Ушаков Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1971 г.)
Буквы Д, К, Р, Т, Ш:
Не давали буквам дела.
Им безделье надоело.
Надоело им скучать,
И пошли озорничать.
Вот какая смехота…
Буква «Р»:
«Р» свалилась на кота,
Кот не кот теперь, а… крот,
Роет он подземный ход.
Буква «К»:
«К» в карман к монтеру прыг,
А в кармане ролики.
Из кармана в тот же миг
Выскочили … кролики.
Буква «Т»:
Как – вздумали газели
С буквой «Т» затеять игры.
И за это чуть не съели
Их безжалостные … тигры.
Буква «Д»:
Букву «Д» на дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда:
То и дело … драки.
Буква «Ш»:
Буква «Ш» из слова шутка
Захотела погулять.
А без «Ш» смешная утка
Побежала в пруд нырять.
Выходят буквы «Ф» и «Х».
Буква «Ф»:
Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки.
Буква «Х»:
Харитон все ходит, ходит.
Места что ли не находит?
Пиши-Читай: Ну, ребята, как делишки? (См.: Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. Л., 1981 г.)
Федя и Харитон: Хорошо!
Пиши-Читай:
Кричат мальчишки.
Есть ли новости у вас?
Федя и Харитон: Есть!
Пиши-Читай: И начали рассказ…
Федя: Ходил я в цирк не так давно.
Харитон: А я на речке был.
Федя: Как было весело, смешно!
Харитон: Разделся и поплыл!
Федя: Нахохотался я до слез.
Харитон: И вдруг пошел ко дну.
Федя: Там пес кота в коляске вез,
Харитон: И закричал: «Тону!»
Федя: Там клоун был без головы.
Харитон: А тут ребята шли.
Федя: Играли в мяч морские львы.
Харитон: Они меня спасли.
Пиши-Читай:
Погодите-ка, друзья,
Ничего не понял я.
Повторите все до точки,
Только – чур! Поодиночке.
Каждый ребенок по очереди читает свое стихотворение. Появляется буква «Ж».
Буква «Ж»:
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук.
– Давайте споем песню о жуке? (Сл. Н. Френкель, муз. В. Красевой, см.: Музыка в детском саду; Сб. М.; Музыка 1990 г.)
Дети:
Жук, жук, пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
Жук (приседает)
Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
Я под листиком сижу.
Дети:
Жук, жук, покажись.
Надо мною покружись.
Жук:
Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
Я летаю и жужжу.
Пиши-Читай: Хорошая песня! А еще есть интересная игра «Поймай жука». Хотите поиграть? Представьте, что вы жуки и летаете над поляной. Я буду ловить жуков сачком. Кого поймаю, тот должен произнести слово со звуком «Ж».
Дети разбегаются по залу, «летают», машут
руками как крыльями, и жужжат.
Пиши-Читай по очереди ловит детей. Во время
игры появляется лиса.
Пиши-Читай: (как будто случайно ловит ее) А это что за жук? Да это же…
Лиса: Да, это я, Лисавета Патрикеевна. Гуляла в лесу, услышала шум, решила посмотреть, чем это дети здесь занимаются. Ах, какая я хитрая! Ах, какая я красивая! (Любуется собой). А уж умная… Все на свете знаю, все на свете могу. Вот недавно сочинила. Хотите послушать?
Дети: Хотим.
Лиса:
Теплая зима сейчас.
Виноград созрел у нас.
Пиши-Читай: Дети, дайте нам совет, это правда или нет?
Дети: Нет.
Аналогично разбираются последующие стихотворные строчки.
Лиса:
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га», – пел соловей.
(К. Чуковский. Небылицы.)
Пиши-Читай: Послушай, Патрикеевна, как дети стихи читают.
Дети читают несколько стихотворений (по Выбору). Лиса достает из сумочки разные предметы.
Лиса: Какая я богатая! Это все мое! (Показывает книгу). Это мой книга.
Дети: Неверно. Надо говорить: «Это моя книга».
Лиса: (показывая пенал) Это мое пенал.
Дети: Это мой пенал. И т. д.
Лиса: (достает еще три картинки – пейзаж, натюрморт, портрет). Это я сама нарисовала. Я ведь еще и художница. (Называет портрет пейзажем, натюрморт – портретом, пейзаж – натур… натюр… медом.)
Дети показывают и называют правильно.
Пиши-Читай: А чтобы ты, Лиса, на всю жизнь запомнила это, дети споют песню.
Поют «Песню о картинках» (сл. А. Кушнера, муз. Гр. Гладкова – Югина.)
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель, иль белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется…пейзаж. (Пиши-Читай показывает пейзаж)
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или море в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это натюрморт. (Пиши-Читай показывает натюрморт).
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется…
Лиса: Буфет?
Дети: Портрет!
Пиши-Читай: А вот умеешь ли ты слова составлять из букв? Составь из букв «А, О, У, М, К, С, П, Л, Т» несколько слов
Лиса: Пат? Пом?
Дети: Нет же! МАК, СУП, КОЛ, ПОЛ и др.
Пиши-Читай: Вот и подошло к концу наше путешествие по АБВГДейке. Пора возвращаться в детский сад.
Лиса: Я, пожалуй, с вами пойду, позанимаюсь немного, к школе подготовлюсь. Ведь учиться никогда не поздно.
Пиши-Читай: Путешествие было очень интересным. До свидания, АБВГДейка. До свидания, дорогие гости.
Дети прощаются и под музыку выходят из зала.